DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 274,05 Brent 36,55
«Где наши Абрамовичи?»

«Где наши Абрамовичи?»

Аким Карагандинской области Нурмухамбет Абдибеков рассказал, что считает приоритетным в кризис.

20 Февраль 2017 18:57 7342

«Где наши Абрамовичи?»

Автор:

Наталья Прончатова

Фото: liter.kz

В регионе будет поощряться креативность предпринимателей, а футбол поддержат исходя из возможностей бюджета.

В конце минувшей недели прошла отчётная встреча акима области Нурмухамбета Абдибекова. В своём докладе он сделал акцент на работе крупных промышленных предприятий, остающихся основой экономики региона, и новых бизнес-идеях, которых в кризис, судя по всему, становится больше: прежде карагандинцы не экспортировали племенных овец и не разводили осетров.

Большую часть времени аким уделил общению с залом. Жители области задали около 30 самых разных вопросов: они касались и переименования районов Караганды, и холода в квартирах. Когда участники встречи просили обратить внимание на ситуацию в интернате для детей с ограниченными возможностями или в моногороде Каражал, аким пообещал взять на заметку. Любителям футбола, переживающим за «Шахтёр», который сейчас «борется за выживание в премьер-лиге», аким объяснял, что для местной исполнительной власти всё же приоритетнее интернат, как и вопросы, касающиеся жизнеобеспечения городов.

Золото, кремний и сталь
Исходя из отчёта акима, в минувшем году объём промышленной продукции вырос на 4,9% и достиг в денежном выражении 1,9 трлн тенге. Большая часть выпущенных товаров приходится на обрабатывающую промышленность. Увеличения объёмов удалось достичь за счёт стабильной работы системообразующих предприятий и выхода на проектную мощность ранее запущенных проектов карты поддержки предпринимательства.

«На АО «АрселорМиттал Темиртау» рост производства стали составил 11%, корпорацией «Казахмыс» увеличен выпуск золота на 38%. ТОО «Тау-Кен Темир» обеспечен рост производства кремния на 70%. Этому способствовала проводимая работа в рамках антикризисного плана господдержки промпредприятий, включая применение понижающих коэффициентов к железнодорожным тарифам, тарифам на электроснабжение», - подчеркнул аким.

Традиционные, базовые отрасли промышленности получат поддержку и в 2017 году. Особое внимание будет уделено выпуску продукции высоких переделов, созданию углехимических производств, применению технологий глубокой переработки угля. В качестве примера был приведён проект, вошедший в Дорожную карту министерства энергетики - производство активированного угля из мелочи спецкокса (в основном для использования в производстве золота). Опытно-промышленную установку мощностью до 1000 тонн в год планируют запустить к августу 2017 года.

Племенные овцы и осетрина
Говоря о развитии предпринимательства, аким отметил, что на начало 2017 года в области продолжают работу около 85 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, которые обеспечивают работой третью часть экономически активного населения области.

По программе карты поддержки предпринимательства в прошлом году реализовано 262 проекта с суммой инвестиций 27 млрд тенге. Рост налоговых поступлений составил 4 млрд тенге, создано и сохранено больше 11 тысяч рабочих мест.

«За счёт частных инвестиций реализовано 146 проектов в сфере торговли и услуг на 18 млрд тенге. Один из примеров – открытие торгово-фермерского центра «Алтын Арба» в Караганде, где продукцию отечественного производителя реализуют без посредников», - продолжил глава области.

По словам Нурмухамбета Абдибекова, интерес предпринимателей к агропромышленному комплексу растёт. В 2016 году стало заметно больше крестьянских и фермерских хозяйств, сейчас в регионе работают 329 предприятий по переработке зерна, молока и мяса. За год экспортировано до 300 тысяч тонн сельхозпродукции, включая зерно и овощи.

Прорывом года стал проект по экспорту овец в Объединённые Арабские Эмираты. Племенной завод из Жанааркинского района, по данным акима, поставил в эту страну три тысячи голов, на 2017 год заключен контракт на экспорт ещё десяти тысяч.

Укрепило свои позиции предприятие «Караганда Осётр». Это инновационное рыбное хозяйство в Бухаржырауском районе было открыто больше трёх лет назад. Сейчас предприниматель наладил поставку осетрины в кафе и рестораны области и республики.

Всего в агропромышленном комплексе региона реализуется 74 инвестиционных проекта с общей стоимостью более 63 млрд тенге во многом, как считает глава области, благодаря содействию государства.

«Общая сумма господдержки агропромышленного комплекса в прошлом году превысила 10 млрд тенге», – подчеркнул Нурмухамбет Абдибеков.

Каражал, Сатпаев, предложения и перспективы
Жители городов области смогли обратиться к акиму посредством видеосвязи. Жительница Каражала попросила Нурмухамбета Абдибекова построить в городе новые объекты: «Не без гордости мы отмечаем, какие архитектурные шедевры возводят в больших городах. Но разве только они должны менять свой облик? А что делать таким маленьким населённым пунктам, как Жайрем и Каражал?»

«Я неоднократно бывал в Жайреме и Каражале. Видно, что в своё время они были маленькими оазисами в степи. В силу различных обстоятельств их инфраструктура пришла в упадок, но вопросы надо решать по приоритетности. Задачей № 1 было обеспечение этих населённых пунктов водой, и в прошлом году нам удалось её решить, – отметил аким. – Теперь будем восстанавливать инфраструктуру, сады, школы, больницы. Подумаем, что делать с автодорогой, ведущей к Каражалу, которая приходит в упадок».

Зашла речь и о перспективах Жезказганского района: в рамках его комплексного развития на 2017 год запланирована повторная отработка медных месторождений. Жители посёлков, чьи дома попадают в зону обрушения при проведении работ, будут переселены в город Сатпаев.

«На сегодня для обеспечения жильем 859 семей построено 39 жилых домов, ведётся строительство еще 25 пятиэтажек. Проект будет завершён в этом году», – отметил аким.

По приглашению карагандинцев аким запланировал посещение интерната для детей с ограниченными возможностями. Для этого заведения так и не нашлось хорошего спонсора. Об этом акиму напомнила мама ребёнка, живущего в интернате.

Нурмухамбета Абдибекова пригласили и на собрание инициативной группы работников, пострадавших на госпредприятиях.

«Сегодня эти люди остались без предприятий и без профсоюзов, и, по сути, они никому не нужны, – рассказал представитель инициативной группы. – Долгие годы акимат области обещает построить для нас реабилитационный центр. В прошлом году вы сказали, что центр будет, но изменений нет. Я не упрекаю вас, возможно, есть какие-то сложности, и мы хотим о них знать. Многим из нас трудно передвигаться, поэтому мы просим вас прийти к нам».

«Я приеду, и мы обсудим все ваши вопросы», – пообещал аким.

Проблемы АО «АрселорМиттал Темиртау»
Жители Темиртау обратили внимание акима на проблемы градообразующего предприятия – металлургического комбината.

«Мой сын работает на комбинате, внуки тоже ориентированы на металлургию. Для нас главное, чтобы у детей была стабильная работа, они – кормильцы семьи», – обратился к акиму темиртауский пенсионер и бывший сталевар.

«Этот вопрос волнует всех. Когда администрация пытается предпринимать меры по сокращению штата, аутсорсингу, мы стараемся реагировать: подключаем инспекцию по труду, прокуратуру и блокируем решения, которые так или иначе влияют на нестабильность в коллективе», – ответил аким.

Глава области напомнил, что главное условие стабильности – это успешная производственная деятельность, и здесь есть повод для оптимизма. В 2016 году комбинат произвёл больше стали, чем в 2015-м (порядка 4 млн тонн), этот показатель планируют увеличить и в наступившем году до 4,2 млн тысяч тонн.

Темиртаусцы пожаловались и на холод в квартирах. «Когда у нас будет налажено качественное теплоснабжение?» – спросила жительница города металлургов.

«Мы ежедневно работаем по этому вопросу с АО «АМТ», чем можем – помогаем. Суть проблемы совершенно ясна и не требует дополнительного изучения: энергетическое оборудование, которое эксплуатируют на ТЭЦ-2 АО «АМТ», установили более 20 лет назад, и оно сильно изношено. Аварии, которые сейчас происходят, это последствия того, что в предыдущие годы масштабная реконструкция теплоэлектроцентрали не проводилась», – объяснил аким.

В 2016 году компания не выполнила свои обязательства по ремонту оборудования ТЭЦ, в этом году ремонтировать котлы начнут уже с апреля. Запланирован капитальный ремонт трёх котлов из шести, текущий ремонт одного котла, чтобы повысить надёжность оборудования.

«Этот вопрос рассматривали в министерстве, и «АМТ» взяла на себя эти обязательства. Будем надеяться, что мы сумеем заставить компанию их выполнить, выделить нужное финансирование. Тем более что цена на металл увеличивается, доходы у «АМТ» растут», – отметил аким.

«Шахтёр» для Абрамовичей
Акима поддержали аплодисментами, когда он отвечал на вопрос о судьбе футбольного клуба «Шахтёр»: не так давно он играл с европейскими клубами, а сейчас ему сложно удержаться в премьер-лиге.

«Шахтёр» содержится на бюджетные деньги, которые мы с удовольствием направили бы на решение социальных вопросов. Но мы вынуждены содержать его, потому что, как и вы, понимаем, что это один из уважаемых клубов, имеющих свою историю», – объяснил аким.

Нурмухамбет Абдибеков напомнил, что «Шахтёр» был выставлен на приватизацию, но покупателей на него не нашлось.

«Где наши Абрамовичи, которые должны были выкупить его и вывести в «гранды»? Ведь нашлись предприниматели, которые купили «Кайрат» и «Тобол»! Вы считаете, что «Шахтёр», содержащийся на бюджетные средства, должен соперничать с европейскими клубами, а я думаю, что деньги лучше потратить на подключение объектов к теплу и ремонт больниц. Поэтому мы решаем задачи исходя из наших бюджетных возможностей. «Шахтёр» будет играть дальше. Не могу гарантировать, что он сможет занимать призовые места, но играть будет», – добавил аким.

Вопрос Шахана
Отметим, что жители области могли обратиться к Нурмухамбету Абдибекову и за два дня до отчётной встречи – во время прямого эфира в студии телеканала «Казахстан-Караганды».

Одна из телезрительниц задала вопрос о недавней трагедии в Шахане: почему шаханцы получили помощь только из благотворительного фонда, а не от государства?

Нурмухамбет Абдибеков пояснил: «Мы должны действовать в рамках законодательства, действующего на территории РК. А закон говорит о том, что случай, произошедший в Шахане, относится к категории ЧС техногенного характер (в 2015-м году был паводок, но это было ЧС природного характера).

На ЧС техногенного характера средства в бюджете не предусматриваются. Я объясню, почему. В таких случаях обязательно устанавливаются виновные лица, которые создали такую ситуацию, будь то юридические или физические, и с этих виновных лиц взыскиваются все расходы.

Но раз такая ситуация создалась, мы не могли сидеть и ждать, пока судебные органы примут соответствующее решение. Есть мировая практика, когда в подобных случаях создаются благотворительные фонды, поэтому было принято такое решение. Фонд возглавили сами шаханцы, активисты, которые живут там же, в посёлке. Все те вопросы, которые можно было решить за счет средств фонда, в том числе по расселению людей, были решены.

Отмечу, что все жители республики отнеслись с пониманием к ситуации в Шахане. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить их за неравнодушие и участие в судьбе пострадавших людей».

Наталья Прончатова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Новый портал по прозрачности бюджета презентовали в Казахстане

Почему Казахстану выгодно иметь открытый бюджет, обсудили эксперты.

08 Май 2020 08:21 2267

Новый портал по прозрачности бюджета презентовали в Казахстане

Бюджет Казахстана должен быть открытым и прозрачным. Ровно в тот момент, когда государственные органы начнут публично обсуждать, на что тратить, а потом также прозрачно тратить деньги налогоплательщиков, тогда главный финансовый документ страны станет сбалансированным, а граждане увидят, что власти реально что-то делают. Стоит отметить, что на неделе в Казахстане появилась площадка, на которой квалифицированные эксперты, депутаты мажилиса, сотрудники счетного комитета и все заинтересованные лица могут на макроуровне получить информацию о состоянии государственных финансов. Для этого в центре прикладных исследований TALAP разработали портал OpenBudget.kz, который презентовали в ходе онлайн круглого стола TALAP.Talks.

Новый портал

Почти два года проводилась работа по изучению мировых лидеров в области индекса открытости бюджетов, и запуск самого портала. Оpenbudget.kz должен стать новой площадкой, где будут видны все основные показатели по бюджетной статистике: сам республиканский бюджет, налоговые поступления, государственный долг на текущую ситуацию, активы Нацфонда, расходы, дефицит, трансферты и так далее. Все будет обновляться в режиме реального времени. Так же как и параметры бюджета в разбивке по годам.

«Для аналитиков, журналистов, депутатов и всех, кому это интересно, мы сделали более подробные ссылки по каждому направлению. Это консолидированный бюджет, государственный бюджет, республиканский бюджет, местный бюджет, госдолг, Национальный фонд. Вся эта статистика есть, представлена различными графиками. Мы изучали много аналитических материалов, как представляется этот бюджет, чтобы все было понятно простым гражданам», – говорит аналитик центра аналитических исследований TALAP Аскар Кысыков.

На портале можно найти всю информацию, куда, зачем и для чего тратит деньги каждое министерство и ведомство по каждой бюджетной программе. Причем в динамике.

«Это очень важно. Потому что сейчас вся эта информация есть в различных документах, в различных законах, в отчетах об исполнении. Мы это все постарались собрать в единую базу», – объясняет Кысыков.

Для неподготовленных пользователей на сайте сделана своего рода обучающая методичка: из чего состоит бюджет, виды, уровни бюджетов, включая Национальный фонд и так далее с пояснениями. А также есть бюджетный календарь.

«Пройдя в него, можно посмотреть, на какой стадии какие сейчас бюджетные процессы происходят. Мы видим по календарю, что уже приняты изменения в бюджет на 2020 год. Первое уточнение прошло. Сейчас мы ожидаем отчёт счетного комитета. И как раз формируется новый прогноз социально-экономического развития на уже 2021-2026 годы», – добавляет аналитик.

Для удобства на сайте собраны в одном списке и все документы, которые касаются планирования бюджетных процессов и исполнения бюджета. Ну и, конечно, аналитика.

«Аналитика – это наши авторские статьи центра TALAP с разъяснениями. Наш основной продукт – это оценка бюджетной устойчивости в условиях низких цен на нефть... Мы провели оценки, и у нас вышло, что при текущих ценах на нефть, 20-30 долларов, если они будут сохраняться, устойчивость бюджетной системы высокая. И даже по самым консервативным оценкам, нам хватит средств Нацфонда на шесть лет. Соответственно, запас прочности есть, и он большой», – привел одно из исследований Кысыков.

Связи бюджета и результатов нет

Пандемия коронавируса обнажила самые серьезные проблемы бюджетирования в Казахстане. Именно сегодня стали отчетливо видны нестыковки, отсутствие связи между выделяемыми средствами и результатами. Об этом заявила директор центра исследований «Сандж» Жанар Джандосова. Именно эта организация с 2006 года считает индекс открытости бюджета.

«Мы постоянно поднимаем вопрос о национальном фонде. О том, что есть у нас какие-то уязвимые группы. Есть малый бизнес, разные субъекты рынка, которым нужно или не нужно помогать. И вот сейчас эта пандемия обнажила именно вопросы о том, кому нужна эта помощь, хватит ли нам средств Национального фонда. И сейчас интерес к бюджетной прозрачности вырос в несколько раз. Это какие-то положительные вещи, которые принесла с собой такая критическая ситуация», – говорит Джандосова.

По ее данным, сегодня Казахстан находится на 58-м месте по индексу открытости бюджета из-за ограниченной информации. Это примерно в середине списка. Вместе с нами на одном уровне находятся Монголия, Азербайджан и страны Восточной Европы.

«К сожалению, уже в течение какого-то времени не можем выйти за пределы вот этой цифры 60… С 2010 года, получается, за 10 лет мы улучшили свои показатели на 20 баллов. Но за это время Кыргызстан улучшил на 55 баллов, Грузия – на 47, а Россия – на 27 баллов. То есть мы идем последовательно, стабильно, но медленно», – констатировала глава центра исследований.

Как ни странно, но «тянет назад» или планирование и полнота информации страдают от отсутствия всего лишь одного документа – проекта бюджета, который, по идее, должен быть представлен в парламенте в конце августа – начале сентября. А до конца года обсуждаться депутатами совместно с гражданским обществом.

«Какие основные проблемы? У нас нет экономической классификации – это та вещь, где мы смотрим на зарплаты, на капитальные расходы. Но ее нет у нас в проекте бюджета. У нас нет связи между политикой и финансами. У нас не говорится, почему мы решили вдруг финансировать то или иное. Это говорится в программных документах, но конкретно в бюджете, когда уже расписываются цифры, этих вещей нет», – констатирует Джандосова.

Имеются проблемы и с точки зрения макроэкономических прогнозов, которые дает министерство национальной экономики. В стране попросту нет независимых исследовательских институтов, которые могли бы проверить – а верные ли расчеты? Низкие баллы по индексу бюджета у Казахстана и из-за отсутствия в обсуждении формирования бюджета общественных организаций.

«Хотя парламент все время говорит: «Мы же ездим в регионы, мы у них собираем их наказы». Но на самом деле фактически нет никаких доказательств, чтобы эти слушания, в конце концов, влияли на бюджет», – поясняет она.

Обязательной должна быть и точка зрения общественности по бюджетным вопросам. Необходимо проводить комитеты, публичные слушания по макроэкономическим и финансовым основаниям бюджета. Но этого не делается и «может быть, и не приходит в голову».

«Должны быть публичные слушания комитетов по отдельным административным единицам с их отчетами. Общественность надо приглашать даже на республиканскую бюджетную комиссию, чтобы такие проекты, как LRT или недавно принятое решение по строительству этой очень дорогой больницы за сколько-то миллиардов (инфекционные госпитали в Нур-Султане и Алматы. – Прим.), чтобы общественность тоже участвовала (и говорила о целесообразности или нецелесообразности. – Прим.). Обязательно создать механизмы по вовлечению общественности. Особенно на этапе планирования. Заслушивать общественность, бенефициаров, тех, кому проводят эти дороги, кому прокладывают водные линии. Проводить опросы, проводить консультации», – заключила директор центра исследований.

Бюджет – как аквариум с рыбками

Прозрачный бюджет – это выгодно, уверена руководитель общественного фонда Zertteu Research Institute Шолпан Айтенова. Причем выгодно это как с технической, так и с политической стороны. Ведь прозрачность повышает не только рейтинги, но еще она улучшает и повышает эффективность управления государственными финансами. Самый простой пример целесообразности прозрачного бюджета – это как аквариум с рыбками.

«Почему аквариум должен быть прозрачным? Чтобы видеть, сколько рыбок там осталось живых, сколько умерло, чтобы планировать корм. Я, когда это услышала на онлайн уроке сына-второклассника, поняла, что это самое простое и очень понятное объяснение целесообразности», – сказала Айтенова в ходе онлайн круглого стола TALAP.Talks.

Именно целесообразность, по ее словам, помогает понять, нужны те или иные расходы или нет.

«Мы каждый день в понятной и доступной форме публикуем информацию, какие закупки были произведены для борьбы с коронавирусом во время чрезвычайного положения. И там была одна из закупок – компания, специализирующаяся на продаже цветов, выиграла тендер на поставку медицинских масок. Мы это опубликовали, и через два дня в управлении по борьбе с коррупцией по Туркестанской области вышли на нас и сказали: «Спасибо, что вы это заметили. Мы объявили эту сделку несостоявшейся по ряду причин. В том числе потому, что это не специализирующаяся компания на поставки медицинских товаров». В итоге они произвели мониторинг сайта госзакупок и по своей области сэкономили бюджету 221 миллион тенге», – привела пример руководитель общественного фонда.

Второй и самый важный фактор, по ее словам, – доверие. Потому что во время чрезвычайного положения именно прозрачность помогает преодолеть страхи и недоверие. И только открытая информация формирует у людей уверенность в том, что государство способно что-то сделать и защитить своих граждан. Еще один аспект, которые дает открытый бюджет, – повышение эффективности госуправления. Однако позиция министерства финансов, по ее мнению, должна быть не только в том, чтобы сказать «мы прозрачные» и озвучить место в международном рейтинге, а «чтобы снизить транзакционные издержки».

Сегодня, говорит Айтенова, необходимо создать отдельный сайт по использованию средств Национального фонда, а не ограничиваться одним файлом «Агрегированный отчет об использовании средств Национального фонда», в котором выдается, сколько налогов поступило, какой был инвестиционный доход. Кроме того, необходима прозрачность квазигосударственного сектора, соответственно, пора начать публиковать их финансовую отчетность «в машиночитаемом виде».

«7000 организаций квазигосударственного сектора складывают свои финансовые отчеты в PDF-файле. Это представляет очень большую нагрузку и очень большую работу для контролирующих госорганов, для того чтобы проверять, какие из этих госорганов прибыльные, какие не прибыльные, какие надо закрывать. Если бы эти все отчеты были в машиночитаемом виде, их было бы очень легко обрабатывать и уже видеть все результаты. Как ревизионным комиссиям, как счетному комитету, так и самому внутреннему государственному контролю», – поясняет Айтенова.

Не хватает прозрачности, по ее мнению, в части участия общественного участия на ранних этапах планирования бюджета. Ведь на центральном уровне текст документа публикуется только после того, как он сформирован и попал в парламент. Бюджеты же местного уровня недоступны вовсе.

«Эту практику нужно менять. Тогда у нас повысится та часть индекса, где речь идет об общественном участии», – уверена она.

Следующий момент о том, что минфин является техническим органом, который собирает бюджетные данные, обобщает их и уже готовит сам проект документа в парламент. Но за бюджетный процесс внутри должны отвечать сами отраслевые госорганы, считает Айтенова, соответственно, проекты бюджета должны обсуждаться на этапе планирования каждым госорганом в отдельности.

«Прозрачность – не панацея. Открытость должна вести к развитию и к дискуссиям. Но для этого эта открытость должна быть понятной и доступной. И вот эти агрегированные виды отчетов – наши доходы такие, расходы такие – они ничего не говорят обычным гражданам. Все эти отдельные проекты, которые делали отдельные организации, по открытости бюджетов, они нежизнеспособны. И институциональную жизнеспособность может дать только такой портал, как «Открытые бюджеты», – резюмировала она.

Минфин согласен и готов к диалогу

В министерстве финансов заверяют: здесь планируют повышать эффективность бюджетного планирования. Да и в целом оптимизировать этот процесс. В первую очередь за счет оптимизации и цифровизации. Так как, объясняет вице-министр финансов Руслан Енсебаев, из-за «бумажных талмудов», сложно включить в обсуждение общественность. В течение года здесь намерены создать полноценную систему по цифровому бюджетному планированию. Еще одна задача – интеграция баз данных. С министерством труда и социальной защиты населения – по пенсиям и пособиям, с министерством национальной экономики – по инвестиционным и ГЧП-проектам и так далее.

«В этом году мы работаем с министерством экономики по разработке модуля стратегического планирования для увязки как раз-таки стратегических целей с бюджетами, выделяемыми на исполнение достижения этих целей. Какие эффекты планируются? На 30% сокращение всех подтверждающих документов, на 70% – сокращение расходов, связанных с бумажным планированием: канцтовары, командировочные. Раньше с талмудами документов надо было приезжать сюда, в центр, это тоже очень неэффективно. В целом планируется сократить как минимум в два раза процесс согласования бюджетных заявок со своими администраторами бюджетных программ и с уполномоченным органом, с минфином», – говорит о планах Енсебаев, считая, что именно это «освобожденное время даст хорошие возможности для улучшения процесса, в том числе в части обеспечения прозрачности».

Вице-министр также напомнил, что благодаря электронным закупкам государству только за год удалось сэкономить 361 млрд тенге, а за три года – около одного триллиона тенге. Теперь же планируется открыть электронный магазин для уже имеющихся поставщиков.

«По сути, это стандартный электронный магазин, покупку через который можно осуществлять практически в течение одного дня», – пояснил он.

Несмотря на проводимую работу по оцифровке, вице-министр признается, слишком много еще не оцифровано, соответственно, нет данных. Это и бюджетные заявки, и некоторая отчетность, и взаимодействие с такими надзорными органами, как прокуратура и счетный комитет. Но Минфин обещает: «В течение ближайшего года мы планируем эту работу полностью завершить».

«Таким образом, мы планируем полностью оцифровать и зациклить весь бюджетный процесс. После того как мы будем собирать полный набор данных, можно включать элементы анализа больших данных, прогнозирования данных, более четкого планирования и принятия более быстрых и качественных управленческих решений», – считает Енсебаев.

Говоря об открытости отчетности, уже другой вице-министр финансов, Татьяна Савельева, обратила внимание на три компонента: инклюзивность, соревновательность и уже сверху отчетность.

«Гражданская активность очень низкая, и мы это видим в той же карте открытых бюджетов. Я за ней наблюдаю и смотрю, мне это интересно. Но я вижу, что простые граждане фактически не интересуются. Поэтому здесь и должны подключиться наши организации, такие как «Сандж», чтобы привлекать как можно большее число простых граждан. Но простым гражданам интересны не наши доходы и наши огромные расходы. Им интересно то, что их касается в их повседневной жизни», – считает Савельева, отмечая, что при этом люди должны понимать свое участие на уровне того, как преобразились их двор, школа или обустроена аллея. И вот здесь подключается такой важный компонент, как соревновательность – «соревновательность программ, как на местном, так на центральном и республиканском уровнях».

«Соревновательность проектов – это когда в условиях ограниченности наших средств госорганы должны бороться за то, что либо мы сейчас принимаем госпрограмму развития туризма и она нам дает это и это, либо запускаем какой-то крупный проект в сельском хозяйстве. Здесь должна быть соревновательность, потому что все охватить невозможно. И это основная проблема, которая сейчас есть в увязке бюджетного планирования и наших стратегических документах, результатах. Именно в том, что мы ставим себе большие цели по всем отраслям, ставим себе показатели результатов, а достигнуть не можем, поскольку на все не хватает средств. Принцип соревновательности у нас пока отсутствует. Это как следствие и всех остальных проблем», – признает вице-министр.

По ее словам, еще слишком много вопросов, но минфин готов обсуждать проблемы и совместно вырабатывать предложения и внедрять их в жизнь. Хотя порой времени на это не хватает, ведь бюджетный процесс – постоянный и нескончаемый.

Саян Абаев

Более 600 млн тенге потратят на борьбу с гнусом в Павлодарской области

В регионе началась традиционная ежегодная кампания против гнуса.

20 Апрель 2020 11:16 1876

Более 600 млн тенге потратят на борьбу с гнусом в Павлодарской области

Фото: pavon.kz

Сначала биологи исследуют водоемы на наличие очагов личинок имаго, а после назовут необходимое время для непосредственного начала уничтожения личинок. Препарат для травли между тем обещают привезти в регион на следующей неделе.

В этом году местная власть немного изменила порядок проведения государственных закупок. Если в 2019 году было четыре отдельных тендера на проведение работ, закупку биологического препарата, закупку химического препарата и научное сопровождение, то в этом сделали только два. Первый лот – это закупка препарата и проведение работ, и второй – научное сопровождение. Это сделано специально для того, чтобы исполнитель нес ответственность за материал, который использует для травли насекомых, а научное сопровождение было независимым и могло объективно оценить их работу.

«Покупка биологического препарата всегда занимала наибольшую долю в выделенных средствах. Тендер на него всегда разыгрывали первым. Поставщик предоставлял препарат, и на этом ответственность от него уходила. Потому уже услугодатель вместе с наукой пользовались данным препаратом», – сказал первый заместитель акима Павлодарской области Сунгат Есимханов.

При этом Есимханов заявил, что теперь оплачивать услуги подрядчика будут по факту выполнения работы. Ее оценят по нескольким key performance indicators (KPI) – ключевым индикаторам эффективности. Один из главных – эффективность уничтожения очагов гнуса должна составлять не менее 80%. Это проверяется следующим образом – фиксируется количество личинок в месте скопления до и после использования препарата.

«На каждом этапе работ будут функционировать мониторинговые группы. Мы будем осуществлять выплаты подрядчику по конкретному достижению показателей. Согласно нормативам, эффективность работ должна составлять не меньше 80 процентов. Оценивать эту работу будут как специалисты, так и общественность. Мы постараемся освещать каждый шаг во время всего периода дезинсекции. Мы хотим максимально открыто провести всю эту работу», – заявил Сунгат Есимханов.

Подряды выиграли две компании – «EURO ЭкоПром» и «Флагман», в которой собраны ведущие биологи области. Всего в этом году на борьбу с гнусом в Павлодарской области выделили 602 млн тенге. Эта сумма практически не меняется на протяжении уже 3-4 лет.

Дата начала обработок зависит от разлива реки Иртыш, что, в свою очередь, зависит от попусков воды с водохранилищ Восточно-Казахстанской области. На заседании комиссии министерства экологии и водных ресурсов приняли график попуска воды, который по датам примерно соответствует графику 2018 году. Ориентировочно начать обработку планируют в первых числах мая. Для сброса биопрепарата в русло Иртыша предварительно выбрано шесть точек на протяжении реки по всей области. Также под авиаобработку попадет семь тысяч гектаров. 

Как ранее отмечали специалисты, дезинсекционные работы направлены на снижение численности гнуса, а не на полное истребление. Последнее, скорее всего,  невозможно, потому что очаг личинок может обнаружиться практически в любой луже, да и не нужно, поскольку насекомые являются одной из составляющих естественной пищевой цепочки.

Руслан Логинов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: