Об этом на встрече с работниками образования региона заявил заместитель руководителя следственного управления департамента Национального бюро по противодействию коррупции Александр Исханов.
Он отметил системность проводимых директорами школ махинаций с недобросовестными подчинёнными и субъектами малого и среднего бизнеса:
"Имеются факты вымогательства взяток со своих подчинённых за общее покровительство и неувольнение с работы. Например, директор школы-интерната Таушинов К., который приговором Октябрьского суда от 6 февраля прошлого года осуждён к штрафу в размере 8,2 миллиона тенге".
По словам председателя совета по этике департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции (АДГСПК) по Карагандинской области Жандоса Сарсенова, Казахстан в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности в 2017 году по сравнению с 2015 годом потерял 10 позиций. По индексу "Качество системы образования" страна переместилась с 67-го на 77-е место.
На протяжении последних лет организации образования входят в тройку наиболее подверженных коррупционным проявлениям. За последние четыре года в республике 318 работников (2015 год – 60, 2016 год – 85, 2017 год – 63, 2018 год – 110) сферы образования осуждены за получение взяток.
Кстати, АДГСПК за прошедшую неделю уже второй раз обращает свой взор на регион. На недавней встрече с руководством и коллективом Минэнерго РК зампредседателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бетенов заявил, что коррупционные преступления в сфере экологии чаще всего совершаются в Карагандинской области.
Вопиющие, по словам Александра Исханова, нарушения законности при освоении бюджетных средств наблюдаются в отделе образования Каркаралинского района, где в мае 2017 года изобличён бухгалтер указанного отдела Туралыков Б. Т., который вымогал 1,5 млн тенге от субъектов предпринимательства за беспрепятственное подписание бухгалтерских документов и перечисление денежных средств по ранее выигранному тендеру. 20 сентября 2017 года приговором Казыбекбийского суда Туралыков осуждён к лишению свободы сроком на 2 года 7 месяцев и 15 дней условно.
39 уголовных дел
В целом департаментом Нацбюро по противодействию коррупции по Карагандинской области в период с 2015 по 2017 год в сфере образования зарегистрировано 78 коррупционных правонарушений (в 2015 году – 31, в 2016 году – 34, в 2017 году – 13), в том числе в отношении должностных лиц учебных заведений, из которых 39 прекращены по реабилитирующим основаниям.
Окончены производством и направлены в суд 39 уголовных дел (в 2015 году – 15, в 2016 году – 13, в 2017 году – 11), из которых на сегодня соответствующими приговорами судов осуждено 13 лиц.
Проведённый анализ показал, что из этих 39 уголовных дел 19 (49%) зарегистрированы по фактам взяточничества, 11 (28%) – хищения, восемь – злоупотребления должностными полномочиями и один факт мошенничества.
Сумма установленного ущерба по фактам хищения в период с 2015 по 2017 год составила 9,6 млн тенге, причём, несмотря на то, что в 2016 году отправлено в суд 13 дел, ущерба по ним зарегистрировано не было.
В текущем году в сфере образования зарегистрировано 12 коррупционных правонарушений в отношении четырёх должностных лиц, из которых семь окончены производством и направлены в суд. Сумма установленного ущерба по фактам хищения составила 2,4 млн тенге.
Завершая свое выступление, заместитель руководителя следственного управления департамента Национального бюро по противодействию коррупции Александр Исханов ободрил работников образования:
"Сегодня наша встреча не несёт устрашающий характер, моё выступление не должно восприниматься как угроза, а наоборот – как предупреждение и достижение взаимопонимания", – сказал он.
"Как нам реорганизовать "Рабкрин"
А вот чиновников из города Темиртау не надо устрашать никакими фактами. Они сами являются примером для подражания в своей отчаянной и беззаветной борьбе "за эффективное расходование денег налогоплательщиков".
Финальная схватка этой битвы ежегодно проходит в сентябре, когда завершается комплектование классов в общеобразовательных школах.
Следует заметить, что, несмотря на явное нарушение норм и правил, победу в этом закулисном состязании всегда одерживали чиновники. Но в этом году в городе Темиртау они проиграли с разгромным счётом.
Итак, к сути. Комплектование классов в школах в общих чертах заканчивается к 1 сентября. За него отвечает директор школы. Руководитель городского отдела образования утверждает комплектование по всем школам и подаёт информацию в отдел экономики и финансов. Тот согласовывает финансирование по количеству классов. Но это в идеале.
В жизни же получается вот так. К концу первой недели обучения выясняется, что каждой конкретной школе в одной параллели, например в двух пятых классах, оказалось по 18 учеников. В прошлом году их было по 22-23, но кто-то переехал, кто-то выехал из города, а кто-то отправился с родителями на ПМЖ за границу.
По мнению городских чиновников, 18 детей в классе – это некомплект. И эти некомплектные надо слить воедино, создав один класс из 32-33 человек, а "лишних" учеников отправить в другие школы "в целях эффективного расходования бюджетных средств". Так было всегда.
Самое интересное, что такие "слияния и поглощения" ответственные чиновники проводили с явным нарушением нормативных документов.
Во-первых, Типовых правил приёма на обучение в организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, утверждённых Постановлением правительства РК от 19 января 2012 года № 127. Эти правила устанавливают предельную наполняемость класса в 25 человек.
А во-вторых, нарушаются Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования, утверждённые приказом министра здравоохранения РК от 16 августа 2017 года № 611. В них также установлен верхний лимит – не более 25 человек.
Следует обратить внимание, что нижнего предела – 15, 17 или 20 человек в классе – данными нормативными документами не установлено.
Зато пункт 10 главы 2 Санитарных правил устанавливает норму в 2,5 квадратного метра на одного обучающегося.
В текущем году экономные темиртауские чиновники также по-тихому сократили бы 27 классов. Одни бы объединили, превысив нормы и нарушив права детей, а другие расформировали, раскидав учеников по другим школам.
Но об этом узнали журналисты. Здесь нужно добавить, что бюджет городского образования Темиртау в 2018 году вырос на целый миллиард. И на этом фоне информация о "нехватке" нескольких десятков миллионов (менее семи процентов от добавленной суммы), естественно, вызвала праведное возмущение.
В соцсетях появилось следующее сообщение:
В тот же день городской отдел образования начал активный поиск "источника утечки информации", а областное управление на сайте акима области опубликовало "опровержение".
На следующий день в темиртауском отделе образования срочно организовывается брифинг, на котором его руководитель Есентай Ашим стал разъяснять журналистам, что ГУ "Отдел экономики и финансов" не станет финансировать малокомплектные классы. Именно поэтому и проводится такая реструктуризация.
А то, что слияние классов приводит к нарушениям нормативов и нарушению прав детей, это, по его мнению, не проблема.
"Две парты доставить труда не составит", – заявил начальник отдела образования.
Журналисты привели ему в пример городскую гимназию, где в трёх первых классах обучается 96 малышей – по 32 ученика. А на вопрос, почему бы не сделать три класса по 25 и не открыть четвёртый класс с 21 учеником, Есентай Ашим ответил, что "такой малокомплектный класс финансироваться не будет".
На этот вопрос: "Кем не будет финансироваться такой класс?" – не ответила и начальник отдела экономики и финансов Темиртау Айман Садыкова.
"При комплектовании отдел образования может это всё регулировать. Мы не можем по каждой школе диктовать: вот в этой столько детей, а в этой сколько детей", – заявила она, опровергнув слова руководителя отдела образования о её персональной ответственности за принятие решения о закрытии некомплектных классов.
Напомним ещё раз, что нормативы не устанавливают нижнего предела количества учеников в классе. И на вопрос: "Почему Вы не можете финансировать классы, где 17-19 учеников?" – она ответила очень просто:
"Оптимизация расходов бюджета: бюджет не резиновый же. Почему в черте города должна быть такая низкая наполняемость?"
Отвечая же на утверждение журналистов, что, комплектуя классы по 32-34 человека, чиновники тем самым нарушают права детей и установленные государством нормы, Айман Садыкова заявила:
"Поинтересуйтесь тогда в регионах. По 25 человек в классе сохранить невозможно. В среднем мы ничего не нарушили и оставили в среднем по городу по 25,3. Мы смотрим в среднем".
Ей вторил и Есентай Ашим:
"Идеально 25 не бывает. Потому что там движение".
Журналистам так и не удалось выяснить у обеспокоенных сохранностью денег налогоплательщиков темиртауских чиновников, кто же всё-таки принимает решение о закрытии классов – отдел образования или отдел экономики и финансов.
Оба руководителя, как мантру, твердили одну фразу: "Можно укомплектовать для эффективного использования бюджетных средств".
Тем временем спасённые журналистами от разукомплектования 24 класса (и защищённые права детей) обойдутся городской казне всего в каких-то 63 млн тенге. Небольшие деньги – 6,3% от выделенного дополнительного миллиарда.
В конце концов, скандальная и строящаяся уже второй год на въезде в город ротонда обошлась налогоплательщикам в 47 млн тенге.
А вот на всё же закрытых пяти классах городская казна сэкономит 13 млн тенге.
Олег. И. Гусев