DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 286,33 Brent 36,55
«КазАвтоЖол» открывает дороги для пользователей

«КазАвтоЖол» открывает дороги для пользователей

Компания заявила о работе интерактивной карты строительства и ремонта дорожной сети, доступной для всех.

04 Декабрь 2018 07:00 4035

«КазАвтоЖол» открывает дороги для пользователей

Автор:

Татьяна Шестакова

В АО «НК «КазАвтоЖол» рассказали о внедрении целого спектра новых электронных инструментов, которые должны повысить прозрачность и подотчётность траты денег, выделяемых на строительство и ремонт дорог республиканского значения. Работу компания проводит совместно с отраслевым Министерством по инвестициям и развитию РК и Агентством по делам госслужбы и противодействию коррупции (АДГСиПК).

«Интерактивная карта дорог позволит каждому казахстанцу 24 часа в сутки контролировать процесс строительства и ремонта дорог. Согласно нашим рекомендациям будут доступны данные по поставщикам, выделяемым суммам, срокам строительства, гарантийным обязательствам и другим параметрам», – отметил председатель АДГСиПК Алик Шпекбаев.

Он в рамках двухдневного рабочего визита в Костанайскую область принял участие в конференции, посвящённой вопросам коррупции в дорожной сфере. В рамках конференции прошли тематические дискуссионные площадки, а также презентация интерактивной карты.

Алик Шпекбаев отметил, что сегодня, несмотря на немалые вложения в ремонт и строительство дорог, их состояние оставляет желать лучшего.

«Нередки случаи хищения средств поставщиком, завышение стоимости проектов, откаты чиновникам, замена строительных материалов на более дешёвые», – уточнил он.

В Нацбюро по борьбе с коррупцией подчеркивают, что в этом году в сфере строительства дорог было зафиксировано более 30 коррупционных фактов, тогда как за предыдущие три года их было 44.

Сама интерактивная карта уже содержит некоторые данные по проектам ремонта дорог республиканского значения: название проекта, протяжённость ремонтируемого или строящегося участка дороги, источник финансирования, стоимость проекта, а также сроки его реализации. Также интерфейс карты позволяет увидеть, на каком этапе находится ремонт того или иного участка. Здесь также можно найти адреса и телефоны региональных дорожных подразделений РГП «Казахавтодор», которое отвечает за эксплуатацию дорог республиканского значения. Однако данных о подрядчиках, техническом и авторском надзоре по ремонтируемым участкам пока нет.

По словам председателя правления АО «НК «КазАвтоЖол» Ермека Кизатова, это один из инструментов, которые использует компания, чтобы снизить уровень коррупции. К примеру, все закупки проводят через электронную площадку Министерства финансов. Здесь также идёт разработка специальной программы, которая поможет повысить контроль за работой авторского и технического надзоров.

«Практически на всех объектах есть замечания, но всё равно подписываются акты, чего формально не должно быть. Сейчас в «КазАвтоЖоле» уже практически создан прототип электронной программы, и вся исполнительная документация будет проходить в цифровом формате. Все подписи будут накладывать полномочные лица через ЭЦП. Удалённо не получится, потому что в программе будет сидеть опция локализации места наложения ЭЦП. Если авторский надзор должен быть в Костанае, а накладывают подпись в Алматы, предполагается, что это всё может отслеживаться. Будет стоять запрет на сдачу, если нет какого-либо документа или по журналу работ что-то не сделали», – разъяснил преимущества новой системы директор департамента технической политики и качества АО «НК «КазАвтоЖол» Дмитрий Бессонов.

Прозвучало предложение привлекать большее число общественных активистов к контролю за реализацией проектов по ремонту и строительству дорог. Однако в «КазАвтоЖоле» отмечают, что в гражданском секторе нет специалистов, которые могли бы реально оценить качество проведения работ. Заниматься же популизмом, приглашая, к примеру, представителей Союза цветоводов на приёмку объектов, здесь не хотят. Хотя признают, что с отменой рабочей приёмочной комиссии, куда входили представители самых разных госорганов, процедура стала менее прозрачной.

«Год-два, как внесли изменения в законодательство и рабочую приёмочную комиссию убрали. Сегодня сам механизм выглядит так: нам даёт декларацию соответствия подрядчик, технадзор, технический надзор. То есть люди говорят, что минимальные требования по обеспечению безопасности объекта выдержаны, нормативно-техническим документам всё соответствует. На основании этого заказчик выдаёт приказ об оплате и приёмке объекта», – отметил Дмитрий Бессонов.

В этом смысле участие общественности в контроле самих процессов строительства и ремонта, по мнению, специалистов, было бы не лишним.

На уровне закона

В то же время сами участники дорожного строительства говорят, что немало проблем лежит в законодательной плоскости. Одним из самых острых вопросов называют Закон «О госзакупках». В частности, проектировщики говорят о демпинговых ценах. Это понятие было закреплено в законе в 2007 году. Причём прописанные нормы позволяли отклонить заявку потенциального поставщика, если его цена была ниже указанной в проекте более чем на 10%. Но позднее внесение изменений в документ позволило участникам конкурсов демпинговать на законных основаниях, если они вносили сумму демпинга (скидки) в качестве дополнительного обеспечения договора. Эта норма прописана в статье 26 «Антидемпинговые меры при осуществлении государственных закупок способом конкурса». По мнению экспертов Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» (НПП), так называемые антидемпинговые меры дали обратный эффект. Позицию подтверждают и сами участники госзакупок.

«На рынок выходят новые проектные и строительные фирмы, зачастую однодневки, с малым опытом работы, слабо оснащённые, с недостаточным количеством специалистов. Они чрезмерно занижают стоимость работ, в ущерб качеству проектов. В результате после выигрыша тендера им становится не по силам качественно и в срок выполнить договорные обязательства. Соответственно, для закрытия договоров разрабатываются и применяются различные коррупционные схемы», – высказал свою позицию директор ТОО «Казахский промтранспроект» Большедворский Евгений.

Эту проблему участники госзакупок поднимают не первый год. Однако появился шанс исправить ситуацию. Сегодня на рассмотрении в мажилисе Парламента находится законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам госзакупок и закупок субъектов квазигоссектора». Над ним работают с декабря 2017 года. В НПП отмечают, что среди приложений есть и ужесточения по демпингу.

«При поддержке правительства, Министерства по инвестициям и развитию, бизнес-ассоциаций определены следующие пороги демпинга: работы по СМР (строительно-монтажные работы) – пять процентов, разработка ПСД (проектно-сметная документация) – пять процентов, услуги технадзора – 10 процентов. Мы предлагаем установить их на уровне закона о госзакупках. Если же устанавливать пороги в подзаконном акте – правилах закупок, как предлагает Минфин, то это приведёт к затягиванию процедур закупок и негативным последствиям для бизнеса», – пояснил ситуацию заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Рустам Жунусов.

В НПП также озвучивают вариант решения другой проблемы – преобладания закупок из одного источника. Согласно данным портала госзакупок на 1 октября 2018 года, из одного источника проведено 2,6 млн закупок на сумму 2,6 трлн тенге. Это 73% от общего объёма проведённых закупок. Палата предлагает не проводить закупки из одного источника, если конкурс не состоялся. Депутаты мажилиса предложение поддерживают.

В рамках нового закона также предполагается ужесточение ответственности субподрядчиков, к которым будут предъявлять те же требования, что и к генподрядчикам. Более того, планируется снижение доли работ и услуг, которые можно передавать в субподряд. Сегодня это две трети, в проекте предлагают снизить этот объём до 50%.

Качественный список

Поправки в законопроекты предполагают и интеграцию информационных систем в единую точку доступа по госзакупкам. Этот проект уже начали реализовывать на базе ТОО «Центр мониторинга и экспертизы рынка». В результате предполагается, что в одном окне можно будет видеть информацию по закупочным площадкам АО «Центр электронной коммерции МФ», ТОО «Самрук-Казына контракт», АО NADLoC, АО «НУХ «КазАгро», АО «НУХ «Байтерек».

«Система позволяет видеть коридор цен, а также выявлять зоны риска с конкретными товарами и организаторами закупок. Пилотный проект уже показывает случаи завышения цен. К примеру, отдел образования акимата Аккайынского района СКО и Управление ГАСК Алматы закупили флеш-накопители (8Гб) по цене 3700-4000 тенге. Тогда как школа-гимназия № 14 Астаны закупила такие же флеш-накопители по цене 1800 тенге», – сказал Рустам Журсунов.

Параллельно на базе НПП планируют создать единый бизнес-реестр, который интегрируют со всеми базами данных госорганов. Сегодня таких – 332, 131 из которых касается бизнеса. Благодаря такой системе можно будет оценивать надёжность партнёров, продавцов и покупателей товаров и услуг. В пример приводят Россию, где аналогичный подход позволил в три раза сократить число фирм-однодневок.

Татьяна Шестакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Мой массовый и нудный спорт

«Дворовая физкультура» в Казахстане не будет развиваться ввиду отсутствия системы управления спортобъектами.

25 Февраль 2020 14:46 1734

Мой массовый и нудный спорт

Фото: Олег И. Гусев

24 февраля в ходе правительственного часа в мажилисе обсуждались перспективы развития массового спорта в стране. Депутаты неплохо подготовились и достаточно активно высказывались по этому вопросу.

По словам Гульшары Абдыкаликовой, в Казахстане сфера физкультуры и спорта финансируется по остаточному принципу и занимает лишь 1,4% от ВВП. Затем она добавила, что сейчас в стране не хватает 600 тысяч квадратных метров спортивных площадок:

«Только треть населения Казахстана занимается спортом, тогда как в европейских странах, Канаде, Австралии и Японии этот показатель достиг 60%. В Алматинской, Костанайской областях были закрыты детско-юношеские клубы. В Алматы их вовсе нет. 27% школ не имеют спортзалов, где детям заниматься спортом. К сожалению, нам не удалось возвести здоровый образ жизни в число приоритетных направлений», – резюмировала депутат.

Гульмира Исимбаева посчитала, что количество спортплощадок в стране в два раза ниже необходимого уровня:

«В соответствии с государственными нормативами в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, утвержденными приказом министерства экономики РК от 2014 года, в стране должно быть 80 квадратных метров спортивных площадок на каждую тысячу человек. Но на сегодняшний день в стране на тысячу человек приходится 47 квадратных метров спортплощадок».

Но товарищи депутаты не увидели главного.

Давайте рассмотрим развитие массового спорта и использование спортивной инфраструктуры в реале на примере города первого президента.

История началась в начале 2017 года, когда житель Темиртау Валерий Кравченко обратился к акиму Галыму Ашимову с необычным предложением.

«В районе домов 59 и 61 по проспекту Республики находятся останки футбольной площадки – остовы от ограждения с разодранной сеткой, искусственного покрытия там уже нет, а сама клетка заросла травой по пояс. Отдайте эту площадку (по сути, только рамы ограждения) нам во двор, и мы сами ее восстановим».

Аким дал разрешение, и площадку (за собственные средства Валерия и методом народной стройки) демонтировали, перевезли во двор на пр. Металлургов, 3/1, подлатали, и теперь летом там гоняют мяч дети. Желательно, конечно, настелить нормальное покрытие, а не бегать по отсеву, но на это денег нет.

У Валерия Кравченко, к слову, трое сыновей. Старший сын, Владислав, стал футболистом и играет за алматинский «Кайрат». Средний, Егор, – хоккеист команды «Юность» (2008 г. р.). В Караганде родители не платят за тренировки детей, как в Алматы. Самый маленький, Александр, еще ходит в детский сад и пока еще не определился с выбором спортивной секции.

Тем же летом наш герой, приехав в гости к товарищу на 4 «А» квартал, обратил внимание на погибающий хоккейный корт, на котором уже отрывали искусственное покрытие, сняли несколько секций верхнего ограждения из рабицы и утащили калитку с воротами. На площадке были завалены, но еще «на соплях» держались борта.

Через месяц корт своим разграбленным видом уже вызывал жалость.

Новый поход к акиму, обращение к депутатам, вплоть до Мухтара Тиникеева, и долгожданное разрешение на передислокацию получено. Демонтаж производили уже в ноябре, поэтому установкой корта во дворе на Металлургов, 3/1, тем же методом народной стройки занялись следующим летом.

Он получился без искусственного покрытия и меньше проектного, поскольку «траву» и несколько секций просто растащили еще на прежнем месте. Но зато на площадке есть освещение и даже играет музыка!

«На этом корте мы провели уже второй турнир среди дворовых команд на открытом льду: первый – в феврале 2019 года, а второй буквально несколько дней назад», – рассказывает общественник.

Кроме Валерия Кравченко, в Темиртау есть еще два «сумасшедших», которые самостоятельно заливают лед и собирают на игры команды: Александр Реймер (Старый город) и Евгений Пестов (8-й микрорайон).

В нынешнем году на турнир памяти детского тренера Александра Потайчука, кроме трех темиртауских детских дружин, приехала еще и команда «Юность» из Караганды, где играют дети 2008 года рождения.

«Нужны были призы, медали, грамоты, подарки, автобус для юных гостей из области, придумать горячий чай и какое-то питание для пацанов. Носились по городу как угорелые. Помог аким, помогли предприниматели. Когда все закончилось, мы реально перекрестились», – улыбается Валерий.

Второй ежегодный детский турнир по дворовому хоккею на открытом льду памяти детского тренера Александра Анатольевича Потайчука, февраль 2020 года

К чему было такое длинное предисловие? Развитие массового спорта невозможно без свободного доступа к спортивной инфраструктуре.

Хоккейных кортов и хоккейных площадок в свое время в Темиртау установили множество: с 2007 по 2017 год их поставили числом 23. И это еще не считая наличия советских железных коробок, чудом сохранившихся практически в каждом микрорайоне.

Новые корты бодро устанавливали, красиво за них отчитывались, но на баланс ОЖКХ, ОКМС или КСК их не поставили. А поскольку хозяина у этих спортобъектов не было и следить за их состоянием было некому, то начался безнаказанный разгул вандализма.

Был даже интересный случай, дошедший до Верховного суда (!), когда местные жители порезали и сожгли покрытие на корте, а предпринимателя, поскольку он давал трехлетнюю гарантию, суд заставил за свои деньги восстановить искусственную траву.

«Площадки надо брать на городской баланс и выделять деньги на их полноценное содержание. Нужны тренеры, нужна еженедельная заливка льда в зимнее время. А где брать воду, если в подвале каждого дома стоит общедомовой прибор учета? Мы после каждого снегопада по несколько часов машем лопатой на площадке, очищая лед от снега. Кто будет этим заниматься на коммунальном корте – дворник? Смешно сказать, чуть ли не в каждой школе есть корт, но они простаивают, а заливаются и очищаются в городе всего только три. И то только тремя сумасшедшими», – разводит руками Валерий Кравченко.

Следует отметить одну очень интересную деталь: поскольку об этом «народном корте», куда приезжают покататься со всего города, постоянно пишут в соцсетях, то на протяжении нескольких месяцев темиртаусцы привозили на него б/у коньки, защиту, клюшки, свитера, гетры и многое другое из хоккейной амуниции, что тут же раздавалось детворе. По меньшей мере 45 детей свои первые коньки или клюшки бесплатно получили именно здесь.

И, возвращаясь к правительственному часу в мажилисе, приведем мнение депутата Нуржана Альтаева, который правильно предложил изменить приоритеты в развитии массового и профессионального спорта:

«Зачем тратить десятки миллионов долларов, приглашая иностранных спортсменов? Давайте направим эти деньги на строительство спортивных площадок, футбольных полей во дворах наших домов, куда наши дети практически перестали выходить».

Предложение замечательное. Однако на практике мы видим, что даже при наличии спортивной инфраструктуры во дворах у нас в стране нет системы управления ею.

Александр Реймер с командой «Старый город»

Как нет у нас и такого количества сумасшедших энтузиастов, которые будут тратить свое время, деньги и нервы на содержание площадок и организацию занятий с детьми.

И, по всей видимости, лучше старой советской системы детских дворовых клубов с закрепленными к ним своими спортплощадками и тренерами придумать пока нечего.

Олег И. Гусев

Автокоридор Западный Китай – Западная Европа отстал от графика на семь лет

Несмотря на наличие федерального плана, в программе строительства госкомпании «Автодор» участок Москва – Нижний Новгород – Казань отсутствует, выявила Счетная палата РФ.

13 Февраль 2020 10:53 7121

Автокоридор Западный Китай – Западная Европа отстал от графика на семь лет

Фото: Максим Морозов

Строительство российского участка автобана Западный Китай – Западная Европа переносится с 2020 на 2027 год. Соответствующий вывод содержится в результатах госаудита проекта со стороны Счетной палаты РФ.

«Государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы» и федеральным проектом «Европа – Западный Китай» (ЕЗК) предусмотрено строительство до 2024 года автомобильной дороги Москва – Нижний Новгород – Казань, входящей в состав международного транспортного маршрута ЕЗК, но программой деятельности госкомпании «Автодор» это не предусмотрено», – отмечено аудиторами по итогам проверок.

Более того, «не на все участки автомобильных дорог, входящих в международный транспортный маршрут ЕЗК, планируемых к доведению нормативной нагрузки на ось транспортных средств до 11,5 тонны, имеется проектно-сметная документация». А удлинение сроков строительства дороги вызовет перерасход средств на строительство.

«Перенос сроков выполнения строительно-монтажных работ на автомобильной дороге Москва – Нижний Новгород – Казань с 2021-2024 годов на 2021-2027 годы приведет к общему увеличению объема капитальных вложений на прогнозируемый трехлетний уровень инфляции», – акцентируют в Счетной палате РФ.

Документы стратегического планирования требуют корректировок в части сроков реализации проекта, предлагают госаудиторы России. В число рекомендаций включено дополнить программу деятельности госкомпании «Автодор» в части строительства участка автодороги Москва – Нижний Новогород – Казань.

Создание международного транспортного маршрута Западный Китай – Западная Европа было поддержано президентами России и Казахстана 22 сентября 2008 года в рамках подписанного меморандума о сотрудничестве и развитии автомобильных дорог, связывающих Европу и Китай.

12 сентября 2014 года правительствами стран Шанхайской организации сотрудничества подписано Соглашение о создании благоприятных условий для международных автоперевозок, которым предусмотрено строительство автодороги. Этот документ предусматривал открытие автотрассы Западный Китай – Западная Европа не позднее 2020 года. Китай и Казахстан на текущий момент завершили строительство своих участков автокоридора.

Султан Биманов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: