На совместном предприятии "КазБелАЗ" в Караганде за последние пять лет было собрано 18 карьерных самосвалов марки "БелАЗ-7547". Об этом в комментарии abctv.kz рассказал исполнительный директор сборочного производства Сергей Потылицын. Как известно, предприятие было создано в начале 2010-х годов. 51% долей в нем владеет медная корпорация "Казахмыс", а другими учредителями выступили ОАО "БелАЗ" с 29% акций и его казахстанский дилер ТОО "АстанаБелАЗСервис К" с 20% акционерного капитала.
"По соглашению с белорусским производителем карьерной техники на площадке планировалась сборка небольших "БелАЗов" грузоподъемностью 42-45 тонн. Модель "БелАЗ 7547" больше не производят в Беларуси, но были остатки готовой продукции на складах завода и дилеров. На момент переноса сборочного производства в Казахстан, на производственную площадку корпорации, потребность Казахстана в самосвалах такой грузоподъемности оценивалась примерно в 15 единиц в год. Но, кроме внутреннего рынка, намечались и продажи в Россию, куда собирались продавать до 80% всей потенциальной продукции, а это производство 60-75 машин ежегодно. Однако вступление в ВТО вмешалось в планы, теперь есть ограничения по регламенту и требованиям. Был введен утилизационный сбор на карьерную технику между Россией и Беларусью, которого у нас нет, что ограничивает наш выход на экспорт. Поэтому мы довольствуемся внутренним рынком", – отметил Потылицын в беседе.
По его словам, на совместном предприятии изначально сконцентрировали свою деятельность на сервисном обслуживании техники, ремонте узлов и агрегатов, прежде чем перейти к реальной сборке. Была создана соответствующая база, подготовлены специалисты, разработана необходимая конструкторско-технологическая документация. Затем "КазБелАЗ" получил VIN-код в США, что позволило Казахстану зарегистрироваться в качестве страны-производителя карьерной техники на основе полученной у "БелАЗа" разработанной документации на модель 7547. Из собранных 18 самосвалов 16 были реализованы, а еще две единицы готовятся к сбыту.
"Восемь единиц техники было изготовлено и реализовано корпорации "Казахмыс" на Куучекинский разрез (угольный разрез в Карагандинской области. – Ред.), четыре самосвала мы поставили на "Казахалтын". Один самосвал продали ERG, а остальные – цементникам и щебеночникам. Сейчас на производственной площадке ТОО "Мейкер" (КЛМЗ) нам готовят другой цех в связи с модернизацией цеха, где размещалась производственная площадка СП "КазБелАЗ" , и мы будем перемещаться туда. Поэтому пока сборку в этом году мы не планируем, будет проводиться переаттестация сервисного и ремонтного производства, обновление разрешительной документации со стороны ОАО "БелАЗ" на соответствие новой производственной площадки требованиям завода-изготовителя, а также надо решить вопрос со сбытом", – пояснил исполнительный директор "КазБелАЗа".
На продаваемую предприятиям материнской корпорации технику предприятие предоставляет рассрочку на два года и гарантию по сервисному обслуживанию в течение этого периода при условии полного сервисного обслуживания данной техники специалистами СП. Ресурс данной техники рассчитан для эксплуатации в течение шести-восьми лет в зависимости от условий эксплуатации. При правильном использовании и ремонтах ресурс техники может и удвоиться. Тем более что с учетом замедления продаж на предприятии решили сосредоточить большие усилия и ресурсы на сервисном обслуживании, что генерирует основной заработок.
"Основная задача СП на сегодняшний момент – это сервисное обслуживание и ремонт техники в местах эксплуатации. Поэтому львиная доля работ как раз связана с тем, что мы обслуживаем самосвалы прямо на карьерах. Например, уже три года как мы предоставляем сервис для карьерных машин на разрезе "Молодежный" (угольный разрез в Карагандинской области. – Ред.), там 130-тонники. Сейчас контракт подписан с АО "Каражыра", там разношерстная техника – 220 тонн, 130 тонн, 45-55 тонн", – поделился Сергей Потылицын.
В целом весь сервис СП предоставляет напрямую, лишь некоторые операции остаются подрядным организациям. В случае наличия заводской брак устраняется гарантийными службами поставщиков, а в процессе эксплуатации в ремонты подключается "КазБелАЗ".
"Техника есть техника, человеческий фактор есть – бывают и аварии, связанные с "БелАЗами". Горное производство всегда было опасным. Нормативный срок службы машин ограничен до восьми лет, мы его продлеваем значительно, до 11-12 лет, однако усталость металла со временем сказывается. Особенно при перегрузках, плохих дорогах, сильном морозе любая трещина дает знать о себе", – перечислил Потылицын.
Несмотря на большие заказы в плане сервиса, на предприятии не оставляют перспектив освоить выпуск новых моделей карьерной техники. Завершающаяся модернизация Карагандинского литейно-машиностроительного завода (КЛМЗ) поможет приступить к изготовлению запасных частей к выпускаемой технике. Планируется освоить изготовление платформ и рам, элементов конструкции более мощных машин "БелАЗ", что позволит увеличить локализацию. Предварительное согласование перечня проектной документации для изготовления деталей и агрегатов имеется, но их запуск на КЛМЗ требует политического решения партнеров, поясняет руководитель "КазБелАЗа".
Благодаря локализации стоимость собранных и реализованных на "КазБелАЗе" машин ниже "БелАЗовских" на 10-12%. При этом рентабельность местной сборки сейчас остается на уровне 8-12%. Хотя комплектующие закупаются в долларах, а продукция реализуется внутри страны в тенге. В пик роста валютного курса несколько лет назад потерь удалось избежать только из-за заблаговременной закупки запчастей и деталей.
"По сертификации у нас доля локализации достигает 15,3 процента. В то же время адвалорная доля (доля производства стран ЕАЭС в изделии. – Ред.) превышает 50 процентов. Поэтому мы пока выдерживаем требования местного содержания. По характеристикам "БелАЗ-7547" практически полностью собирается из российских и белорусских комплектующих. Из казахстанского там только аккумуляторы – это в адвалорную долю подпадает. А для техники большей грузоподъемности потребуются двигатели Cummins, дорогие, импортного производства, с элементами гидравлики и автоматики, что снижает долю стран ЕАЭС. У самого "БелАЗа" собственная доля в производстве чуть больше 50 процентов, в итоге импортная составляющая все же значительная", – указал Потылицын в разговоре с abctv.kz.
Именно по ремонтам двигателей Cummins для обслуживаемых машин грузоподъемностью 130 тонн на предприятии добились больших успехов. Раньше с ними были проблемы, локально ремонтные решения не удавалось проводить эффективно через единственного дилера, а за рубежом стоимость ремонтов очень высока, рассказал главный инженер второго учредителя – ТОО "АстанаБелАЗСервис К" Павел Ивченко.
"Параллельно со сборкой мы освоили и внедрили ремонт двигателей, используемых на больших карьерных самосвалах "БелАЗ-75131", Cummins КТА 50, на маленькой технике двигатели QX15 и КТА-19. Это уменьшает ремонтную стоимость наполовину, снижает простои на карьерах и рудниках, где мы обслуживаем технику. На "БелАЗах-7547" у нас стоят двигатели Ярославского моторного завода, их ремонт занимает две-три недели. Большие двигатели мы ремонтируем два месяца из-за сроков поставок запчастей", – разъяснил специалист.
Новые высоты сервисного обслуживания специалистам предприятия удается брать за счет постоянного обучения. В самом начале запуска производства, перед сертификацией, все сотрудники были обучены в местном учебном комбинате специальностям, а также по необходимым профилям на заводе "БелАЗ" в том числе на конвейерной сборке.
"Каждый год мы отправляем специалистов на переподготовку и повышение квалификации на "БелАЗ", чтобы они могли обслуживать конвейерную технику практически всей грузоподъемности, до 220 тонн включительно. Обучение проходит по разным направлениям, отдельным узлам обслуживания, электроники, автоматики, тяговых двигателей в рамках заводских учебных программ именно по узким специальностям, которые требуются для обслуживания "БелАЗов". Здесь, на заводе мы обучаем технике безопасности, стропальщиков, электриков", – рассказал исполнительный директор "КазБелАЗа" Сергей Потылицын.
Специальная подготовка требуется работникам сборочного предприятия еще и потому, что современная техника "БелАЗ" грузоподъемностью свыше 45 тонн в отличие от простейшей модели 7547, полностью напичкана электроникой. В автоматике она не уступает импортным аналогам, таким как, к примеру, Caterpillar, убежден Потылицын. Притом что по формуле "цена-качество" цифровизированные модели "БелАЗ" превосходят зарубежных конкурентов в два раза в стоимости обслуживания и эксплуатации, уверен он.
"Мы уже больше 20 лет занимаемся "БелАЗами" – делаем расчеты, сравнительный анализ характеристик по затратам по всем моделям. Однозначно "БелАЗ" превосходит любой иностранный аналог по экономике в карьерной технике. Конечно, решение по выбору принимает руководство предприятий. Но даже если взять самую знаменитую марку Caterpillar 777 – "БелАЗ" разработал сравнимую ей по надежности и качеству 90-тонную машину с переменным двигателем. По стоимости владения она значительно дешевле", – констатировал специалист.
При этом Потылицын признал, что техника "БелАЗ", предназначенная для подземных работ, пока менее конкурентна по качеству в сравнении с зарубежными аналогами. Во многом вспомогательные машины производства белазовского подразделения – Могилевского автозавода – предназначены для разработки соляных шахт. Они в большинстве случаев не рассчитаны на казахстанские условия, как продемонстрировали испытания на Северо-Жезказганском руднике и карьере Южный Ствол. Но в этом направлении продолжается совместная работа конструкторов ОАО "БелАЗ" и специалистов промышленных предприятий корпорации, занимающихся подземной разработкой. Надеемся, в ближайшее время начнутся промышленные испытания базовой модели совместной разработки на предприятиях корпорации. Успешные испытания позволят приступить к разработке и изготовлению на предприятиях корпорации моделей специальной подземной техники для собственных нужд, что в значительной степени сократит себестоимость добычи подземным способом.
Что же касается ближайшей перспективы развития СП, следует отметить что в настоящее время ведется работа по передаче на СП в аутсорсинг всего процесса перевозки горной массы и обслуживания вспомагательной техники, связанной с этими процессами. С нового года планируется перейти на данную схему работы на разрезе "Молодежный" и "Куучекинский. Это в значительной мере повышает ответственность работников СП за конечный результат – объемы перевозки горной массы. Над этими вопросами и вопросами совершенствования системы полного технического обслуживания горной и специальной техники производства ОАО "БелАЗ" и других поставщиков сейчас усиленно работает коллектив совместного предприятия ТОО СП "КазБелАЗ.
Саян Абаев