"Каждый пятый проект из заявленных в 2014-2015 году по разным причинам не заработал"

9812

Инвесторы в Актюбинскую область приходят, но многие пока предпочитают быть в роли наблюдателей, даже несмотря на государственные преференции.

"Каждый пятый проект из заявленных в 2014-2015 году по разным причинам не заработал"

Какие значимые проекты планируется запустить в Актюбинской области в обозримом будущем? Насколько привлекательны условия государственно-частного партнерства в регионе? Есть ли интерес у иностранных инвесторов? Что не удалось сделать, и почему некоторые предприятия области так и остались на бумаге? Готов ли Актобе стать городом-миллионником?

На эти и другие вопросы abctv.kz ответил заместитель акима Актюбинской области, курирующий сектора экономики, предпринимательства и индустриально-инновационного развития региона, Гали Искалиев.

- Гали Нажмеденович, в настоящее время большое внимание уделяется поддержке бизнеса. Особое место отводится государственно-частному партнёрству. Какие проекты в рамках ГЧП работают или будут работать в Актюбинской области?

- В июне этого года акимат Актюбинской области объявил конкурс для инвесторов, где было предложено 18 проектов. Это и концессионные проекты, и малые формы ГЧП, связанные  с арендой уже имеющихся объектов инфраструктуры. Сразу скажу, что не все проекты заинтересовали инвесторов. Например, у нас запланировано в ближайшей перспективе строительство девяти детских садов. Только два инвестора изъявили желание участвовать в этих проектах. Наверное, нам надо будет снова объявить конкурс на участие (тендер), но уже с дополнительными мерами поддержки бизнеса со стороны государства. На данных условиях инвесторы пока не нашлись.

Если говорить о детских садах, то существует ежегодный госзаказ, в рамках которого предприниматель получает субсидирование от государства на каждого ребёнка. Возможно, ставка субсидирования невысокая, поэтому инвестору данный сектор бизнеса просто невыгоден. Стоит отметить, что на каждого ребёнка в коммерческих детских садах в областном центре до 2015 года выделялась дотация 20 тыс. тенге.  Сейчас только 16 тыс. тенге. 

- Какую поддержку ГЧП на сегодняшний день оказывает государство предпринимателям? Чем можно привлечь бизнес в регион? 

- Мы бы хотели, чтобы в городе детский сад оставался на балансе инвестора и не передавался государству. То есть, инвестор должен построить детский сад и его эксплуатировать. В этом случае помощь государства: бесплатный земельный участок на весь период ГЧП – 20 ли 30 лет, плюс ко всему гарантированный договором государственный заказ. А так как земля является государственной собственностью, то и никаких налогов платить не придётся во время пользования. Но, видимо, всё равно для предпринимателей это не совсем привлекательные условия, поэтому сейчас решается вопрос о каких-то дополнительных льготах для бизнеса в этом секторе.

Так же у нас есть проекты строительства объектов, как спортивного назначения, так и сектора здравоохранения. Там предусмотрены различные условия ГЧП. Мы исходили, прежде всего, из предложений самих частных инвесторов. По ряду объектов предусмотрен их выкуп государством в течение 3 – 7 лет. То есть, инвестор строит, эксплуатирует, а мы ежегодно по заранее договоренной сумме возвращаем его инвестиции. Кроме того, чтобы у инвестора был интерес, мы сможем дать какое-то дополнительное вознаграждение. Например, мы можем покрыть банковские проценты по кредиту или закрыть какие-то операционные расходы: коммунальные платежи, заработная плата.

- То есть, условия обговариваются индивидуально по каждому проекту и с каждым инвестором?

- Да, мы объявляем конкурс на определенных условиях. В зависимости от того, сколько на этот конкурс откликнется инвесторов, с каждым потом будем, скажем так,  торговаться. Контракт заключим с тем, кто предложит для государства лучшие условия.

По данной схеме, когда государство выкупает объект, в настоящее время планируется строительство ледового дворца в Актобе на 2,7 тыс. мест. Стоимость строительства примерно 8,5 млн евро. Это будет большой многофункциональный ледовый дворец с пунктами питания, со SPA и так далее. Инвестор иностранный – известная чешско-словацкая компания "H+H". У нас с ними договоренность, что в ходе строительства, когда они поставят необходимое оборудование в Казахстан, мы им сразу вернём 30% от суммы инвестиций. Остальные 70% будут возвращены в течение шести лет.

Есть еще определенные договоренности. Например, планируется, что в ледовом дворце какую-то часть времени бесплатно будут заниматься дети. Их будут тренировать фигурному катанию, хоккею. Если в течение пяти лет объект будет нормально эксплуатироваться и функционировать, то тогда уже он полностью на 100% перейдет в государственную собственность. Уже в сентябре этого года начнется строительство, которое по плану должно завершиться через полтора года.

Примерно по такой же схеме мы планируем построить станцию скорой помощи. Это турецкая компания "ГемогенсХэлсКаре". Условия пока обсуждаются. Но строить объект они будут полностью за свой счет. В течение 5-6 лет мы возвращаем им инвестиции с каким-то вознаграждением. Строительство начнется тоже в сентябре-октябре этого года. К концу следующего года, думаю, станция будет сдана в эксплуатацию. Стоимость проекта 2,4 млрд тенге.

- В указанные объекты будут вкладывать свои средства два иностранных инвестора. А вообще, насколько охотно иностранцы идут к нам со своими инвестициями?

Уровень преференций и простота ведения бизнеса в Казахстане лучше, чем в соседних странах. Ежегодно у нас увеличивается число компаний с белорусским и российским участием. Не все они, конечно, инвесторы –  много торговых компаний. Если говорить о крупных компаниях, то, несомненно, интерес к нашему региону существует. В прошлом году на V инвестфоруме мы подписали меморандум с американской компанией "Azura International" меморандум о производстве брикетированного бурового угля. Они уже оформили месторождение, и в этом году планируют начать финансирование. Это довольно большой проект – около 80 млн долларов. Брикетированный уголь пойдет на экспорт.

В этом году пройдет очередной VI международный инвестиционный форум, где мы надеемся подписать с одной крупной китайской компанией соглашение по производству фосфорных удобрений. Пока её я озвучить не могу.  

- Есть ли крупные проекты в Актюбинской области за счет, которые планируется осуществить силами отечественных инвесторов?

- Конечно. В этом году рядом с актюбинским рельсобалочным заводом будет начато строительство рельсосварочного завода. Возможно он не такой грандиозный – всего на 3 млрд тенге, но достаточно интересный. АРБЗ может выпускать рельсы длиной до 120 метров. А на АРСЗ станет возможным их сваривать между собой до 700-800 метров. Существуют специальные платформы для их перевозки железнодорожным транспортом.

Компания "Altyn Ex Company" вложит 280 млн долларов в строительство горно-обогатительной фабрики на месторождении золота "Юбилейное". Строительство начнётся до конца этого года.

В прошлом году мы подписали меморандум с АО "НК "КТЖ" о строительстве крупного транспортно-логистического центра площадью 48 тыс. квадратных метров в районе актюбинского международного аэропорта. Земельный участок выделен. В прошлом году стоимость проекта составляла порядка 11 млрд тенге или около 70 миллионов долларов. Сейчас сумма в национальной валюте, конечно, уже гораздо больше. Такие центры уже построены в Алматы и Шымкенте. Через наш город идет большой транзитный поток, и этим надо пользоваться.

- Но ведь есть и такие проекты, которые не заработали?

- Мы с голландцами отрабатываем вопрос о строительстве мусороперерабатывающего комбината. Но нам нужно решение центральных органов, потому что инвесторы просят дополнительные преференции. Ведь этот проект требует очень больших вложений. А просто на сортировке и продаже вторичного сырья инвестиций не вернуть. Поэтому они хотят из мусора делать биогаз, сжигая который, получать электроэнергию. А эту электроэнергию продавать по отдельным тарифам. Существующие сейчас тарифы их абсолютно не устраивают.

Есть проекты, которые, к сожалению, не получились. Каждый пятый проект из заявленных в 2014-2015 году по разным причинам не заработал и, скорее всего, никогда не заработает. Столько же находятся в режиме стагнации. Инвесторы пока выжидают время и просчитывают риски. Например, мы много говорили о цементном заводе. Китайская компания "Huaxin Cement", планировавшая его строительство, от проекта вроде бы и не отказывается, но и активных действий не предпринимает. Но мы на них повлиять не можем. Китайцы покупают большую французскую цементную компанию и сейчас занимаются этой сделкой.

Были подписаны меморандумы с компаниями, работающими в области альтернативной энергетики. Вообще, много китайских и американских компаний, желающих установить ветропарки. Они подали заявок в общей сложности на 400 млн долларов. Некоторые даже выбрали место и провели испытания, мачты ставили. Есть желающие построить солнечную электростанцию. Но у нас идет задержка с утверждением тарифов на электроэнергию, полученных от альтернативных источников. Пока министерство энергетики готовит новую концепцию в этом сегменте. Когда тарифы утвердят, то инвесторы сами решат, выгодно им это или нет. Наверное, они ещё боятся колебания курса тенге.

- Сколько инвестиций вложено в Актюбинскую область в этом году?

- За первую половину 2016 года – 180 млрд тенге. Мы планируем, что к концу этого года цифра вырастет до 350 – 360 млрд тенге. Причем бюджетное инвестирование составляет здесь не более 10%. Остальное – частные инвестиции.

- Какие отрасли существенно влияют на экономику Актюбинской области?

- Доля промышленности во внутреннем региональном продукте занимает 40%. На торговлю приходится 17% ВРП.

А в самом сегменте промышленности горнорудная отрасль, куда входят металлургические, а также газ нефтедобывающие и перерабатывающие углеводородное сырье предприятия, также составляет 40% (То есть, 16% от ВРП). Поэтому наши самые большие работодатели и налогоплательщики – это предприятия нефтегазового сектора (АО "СНПС – Актобемунайгаз", ТОО "Казахойл – Актобе") и металлургического (АО "ТНК "Казхром"). Три кита: нефть, газ и хром.

В прошлом году ВРП Актюбинской области составил 1,843 трлн тенге.

- Ещё в 2010 году президент РК Нурсултан Назарбаев поставил задачу перед местной  властью сделать Актобе городом-миллионником до 2040 года. Таковыми уже являются Алматы, Астана и Шымкент. Что сделано для этого в Актобе? Готова ли к этому городская инфраструктура

Вообще это большая тема для разговора. Сейчас готовится отдельная программа по развитию агломерации. В нее входят Актобе и порядка 70 населенных пунктов вокруг него. Она захватывает четыре района. Но пока какой-то четкой республиканской программы по развитию агломерации Актобе, если сказать честно, нет. У города есть генплан, по которому он развивается, есть определенные потребности, которые ежегодно в бюджете утверждаются. Мы в рамках развития территории утверждаем бюджет и одобряем новые проекты.

Семен Данилов, Актобе

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться