DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 324,92 Brent 36,55
«КазТрансГаз» выручил от продажи грузинской дочки 40 млн долларов

«КазТрансГаз» выручил от продажи грузинской дочки 40 млн долларов

Инвестировав в актив до 160 млн долларов, топ-менеджеры нацкомпаний заработали государству более чем трёхкратные убытки.

18 Октябрь 2018 07:02 3200

«КазТрансГаз» выручил от продажи грузинской дочки 40 млн долларов

Автор:

Данияр Сериков

Стоимость сделки по продаже «КазТрансГаз-Тбилиси» компании WALTBAY LTD составила 40 млн долларов. Об этом abctv.kz сообщила пресс-служба «КазТрансГаз» («КТГ»).

«13 сентября 2018 года между «КТГ» и компанией WALTBAY LTD заключён договор купли-продажи 100% доли участия «КТГ-Тбилиси» в сумме 40 млн долларов», – говорится в ответе на запрос abctv.kz.

Напомним, ранее abctv.kz сообщал, что нацкомпания продала «КТГ-Тбилиси» WALTBAY LTD, офшорной дочке грузинской бизнес-группы Caucasus Business Solution (CBS).

По данным Forbes Kazakhstan, «КазТрансГаз» купил тбилисскую газораспределительную компанию «Тбилгаз» за 12,5 млн долларов в мае 2006 года. В 2006-2009 годах инвестиции казахстанской стороны в «КТГ-Тбилиси» и системы газоснабжения Тбилиси составили примерно 130 млн долларов. Общие расходы в грузинский актив составили 160 млн долларов, сообщал abctv.kz информированный источник. Тогда планировалось, что казахстанский газ пойдёт по российским трубам, однако война в 2008 году разрушила планы, в итоге предприятию пришлось закупать азербайджанский газ по более дорогим тарифам.

Из-за долгов «КТГ-Тбилиси» на сумму 32,3 млн долларов у казахстанского менеджмента возникли проблемы с управлением актива, после чего он был отстранён. В итоге «КазТрансГаз» оспаривал действия грузинских властей в арбитраже с исковыми претензиями на сумму 180 млн долларов, где, кроме 130 млн долларов инвестиций, 50 млн долларов были заявлены в качестве материального урона.

В переговорах с Грузией также обсуждался вопрос зачёта долгов, поскольку кавказская республика была должна Казахстану около 27 млн долларов. В итоге в сентябре стало известно, что стороны готовят мировое соглашение на условиях взаимного списания долгов. С оглядкой на это «КТГ-Тбилиси» был освобождён от уплаты примерно 37 млн долларов.

Предварительным условием для оформления купчей ООО «КТГ-Тбилиси», предъявленной компанией WALTBAY LTD казахским бизнесменам, было: освобождение ООО «КТГ-Тбилиси» от существующих обязательств перед грузинским правительством и передача WALTBAY LTD права требовать более чем 347 млн лари (более 141 млн долларов) задолженности с клиентов «КТГ-Тбилиси» казахстанскими кредиторами. Казахская сторона дала согласие.

Компания WALTBAY LTD и казахские кредиторы удовлетворили все требования правительства Грузии, взамен ООО «Казтрансгаз-Тбилиси» было освобождено от существующих обязательств перед государством. Компания WALTBAY LTD готова к существующим вызовам и возложенной социальной ответственности, что подразумевает качественное и безопасное снабжение населения природным газом», – заявили в «CBS группе.

Данияр Сериков

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Промпредприятия лишат дотационных цен на газ

Минэнерго идет на этот шаг, чтобы сократить убытки АО «КазТрансГаз».

25 Январь 2019 20:10 3999

Промпредприятия лишат дотационных цен на газ

С целью сокращения убыточной реализации газа на внутреннем рынке национального оператора АО «КазТрансГаз» для предприятий газопромышленной отрасли установят цены по новой формуле. Об этом на брифинге в Министерстве юстиции сообщил вице-министр энергетики РК Магзум Мирзагалиев.

Сегодня с учетом социальной значимости на внутреннем рынке газ реализуется по дотационным ценам, которые национальная компания покрывает за счет экспортных продаж голубого топлива. По факту для казахстанских потребителей газ обходится дешевле, чем его себестоимость. Для АО «КазТрансГаз» сбыт этого топлива внутри страны идет в убыток. В этой связи Министерство энергетики намерено на законодательном уровне лишить дотаций потребителей газопромышленного сектора. Это означает, что для данных предприятий газ будет поставляться нацоператором на безубыточной основе с маржой в размере 7%.

«Газ, реализуемый на внутреннем рынке, сегодня продается ниже себестоимости. За период с 2014 по 2018 год нацоператором в лице АО «КазТрансГаз» субсидировано на внутреннем рынке 200 миллиардов тенге, в том числе по итогам 2018 года порядка 36 миллиардов тенге. Это фактические убытки. С целью поддержки новых потребителей и поддержания финансовой состоятельности нацоператора в сфере газа и газоснабжения, реализующего эту схему газификации, предлагаемая концепция направлена на совершенство механизма ценообразования газа с целью стимулирования создания газопотребляющих производств», – сообщил замглавы ведомства.

Он уточнил, что изменение механизма ценообразования на газ направлено на привлечение новых инвестиционных проектов, использующих газ для производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

«Есть два варианта. Первый предусматривает продажу на внутреннем рынке газа по цене экспорта – нетбэку. Это то, что хотел наш национальный оператор, но продажа газа по экспортным ценам снизит коммерческую привлекательность данных проектов. Если же продавать газ по внутренним ценам – это приведёт к увеличению убытков нацоператора», – отметил Магзум Мирзагалиев.

В настоящее время на рассмотрении профильных министерств (МИИР РК и МЭ РК) находится ряд инвестиционных проектов. Общая сумма привлекаемых вложений по ним составляет 10 млрд долларов.

Законодательные поправки коснутся и развития рынка газомоторного топлива. Стоит напомнить, в 2018 году правительством принята программа развития природного газа в качестве моторного топлива.

«Установление цены для автозаправочных станций (АЗС) на компримированный газ на безубыточный уровень для нацоператора является одним из условий успешной реализации данной программы. Это позволит создать конкурентную цену для данного более экономичного и экологичного вида моторного топлива», – пояснил вице-министр. К слову, развитием рынка газомоторного топлива занимается ТОО «ҚaзТрансГаз Өнімдері». Этот вид ГСМ в настоящий момент продается на заправках в газифицированных областях. В частности, данное топливо закачивается в муниципальный транспорт.

«На сегодня, исходя из того, что газ нацоператором продается по цене ниже себестоимости, этот рынок развивать нецелесообразно. Поэтому по аналогии с газохимическим производством это топливо будет продаваться на условиях безубыточности. Соответственно можно будет развивать этот рынок», – сказал Магзум Мирзагалиев.

На законодательном уровне также планируется зафиксировать цену на газ на долгосрочный период. К слову, это условие учитывает пожелание «Евразийской группы» (ERG), выступающей инвестором по строительству газотурбинной электростанции в Южно-Казахстанской области.

Карина Алимова

Дружба дружбой, а табачок врозь

Казахстанские активы в Грузии нашли своих покупателей.

10 Октябрь 2018 08:25 2061

Дружба дружбой, а табачок врозь

Многолетняя история, связанная с покупкой национальной компанией «КазМунайГаз» газораспределительной станции в столице Грузии – Тбилиси, наконец-то завершилась. На этой неделе стало известно, что состоялась сделка по продаже этого актива, который вот уже более десяти лет был для казахстанской стороны сродни «чемодану, который жалко бросить, но тяжело нести».

«КазТрансГаз – Тбилиси»

Новым владельцем «КазТрансГаз – Тбилиси» стала компания WALTBAY LTD, зарегистрированная на Маршалловых Островах (это дочерняя компания грузинской бизнес-группы Caucasus Business Solution (CBS), сообщает Первый канал (Грузия). Стоимость сделки не раскрывается.

В компании разъяснили, что приобретение доли с помощью зарегистрированной в офшоре компании производилось для упрощения процесса продажи. Вскоре офшорная «дочка» передаст долю «КазТрансГаз – Тбилиси» на зарегистрированную в Грузии материнскую компанию.

Напомним, что в 2007 году «КазТрансГаз» выкупил этот объект в Грузии, который находился в весьма плачевном состоянии. Казахстанская сторона вложила в его модернизацию свыше 100 миллионов долларов.

«Тогда, в 2008-м, когда у нас было много денег, цена на нефть зашкаливала за 100 долларов, кое-кто, не буду называть фамилии, принял решение вложить эти инвестиции, хотя любые инвестиции – это риск, но именно этот актив был самым рискованным», – рассказал ранее столичным журналистам Ермухамбет Ертысбаев, бывший на тот момент послом Казахстана в Тбилиси.

Он пояснил, что первоначально планировалось, что казахский газ пойдёт в Грузию по российским трубам, но августовская война 2008 года разрушила эту схему.

«Наш менеджмент оказался в трудном положении, газ нужен был миллионам жителям Тбилиси, пришлось его закупать в Азербайджане по другому тарифу. И мы «влетели» в долг в 40 миллионов долларов. Казахстанская сторона не соглашается с тем, что это её долг, а грузинская считает иначе. И до моего приезда в качестве посла в Грузию уже прошло несколько судов. Алматинский городской суд принял решение в пользу «КазТрансГаза», а Кутаисский суд – в пользу своей страны. Вопрос завис», – рассказал г-н Ертысбаев.

Как стало известно корреспонденту abctv.kz, в прошлом году общие расходы казахстанской стороны в этот актив составили 160 миллионов долларов. И тогда новое руководство «КазТрансГаза» приняло решение подать в Лондонский арбитражный суд. Грузинская сторона поняла, что может проиграть, и тогда предприняла шаги для «полюбовного» урегулирования затянувшегося спора: имевшиеся долги были списаны.

Таким образом, Казахстан лишь спустя 10 лет смог освободиться от тяготившего его актива.

Батумский терминал теряет в цене

Если с «КазТрансГаз – Тбилиси» уже всё ясно, то судьба второго казахстанского актива в этой стране – Батумского терминала – остаётся в подвешенном состоянии. На днях стало известно, что уже есть потенциальный покупатель, который уже проводит оценку имущества этого объекта.

«На этот раз покупатель не чужой, то есть не со стороны, а одна из «дочек» «КазМунайГаза» («КМГ»). То есть терминал останется в периметре владений нацкомпании». Но пока ещё рано говорить что-либо конкретное», – сказал информированный источник на условиях анонимности.

Однако наши источники в Тбилиси сообщили корреспонденту abctv.kz, что покупателем может стать «Ромпетрол». Учитывая тот факт, что нефть можно через Батумский терминал поставлять на НПЗ в Констанце по Чёрному морю, то логика в выборе «Ромпетрола» есть. Но возникает вопрос: почему же всё-таки продаётся и этот актив?

Для этого надо вспомнить предысторию его приобретения. В 2008 году первоначально расчёт менеджеров «КазТрансОйла» на его покупку был стратегически верным. Для наших нефтепродуктов и зерна терминал в Батумском порту – это был прямой выход через Чёрное море на рынки Ближнего Востока, Египта, Европы.

Но ситуация в последние годы серьёзно изменилась. Первоначально планировалась, что объём перевалки казахстанских товаров – нефтепродуктов и зерна будет не менее шести миллионов тонн в год.

Однако до 2015 года этот уровень казахстанская компания как-то ещё сохраняла, но сейчас, увы, недотягивает. Во-первых, заработал трубопровод КТК, и казахстанская нефть прямиком на мировые рынки пошла через территорию России. Это быстрее и дешевле, чем вести по Каспию, затем через территорию Азербайджана в Грузию, чтобы снова осуществить перевалку на Чёрном море.

И в последнее время Батумский терминал перестроился на перевалку фосфорных удобрений, стали, железа. Но это требует внесение изменения в межправсоглашение. Что касается перевалки зерна, то по Чёрному морю украинское и российское зерно намного ближе, чем казахстанское.

Кроме этого, по словам бывшего посла Казахстана в Грузии г-на Ертысбаева, появилась ещё одна проблема, которая может свести на нет покупку Казахстаном терминала в Батуми. Это решение властей Грузии построить четвёртый глубоководный порт на Чёрном море, недалеко от Абхазии, между городами Анаклия и Кулеви.

«В строительстве нового порта в Грузии намерен принять участие Китай. В случае завершения этого проекта Батумский порт будет открыт только для пассажирских судов. А сам город Батуми станет чисто туристическим местом», – сообщил г-н Ертысбаев.

Кульпаш Конырова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: