Об этом делегации двух стран договорились в ходе второго заседания продкомитета по инициативе "Экономический коридор "Алматы – Бишкек" (ЭКАБ) в рамках межправительственного казахстанско-кыргызского совета, который прошел в Алматы. Представитель Азиатского банка развития (АБР) огласил результаты исследования, касающиеся пунктов пропуска на границе.
Выступая на совете, специалист АБР по транспорту Олег Самухин отметил, что на пересечении границ есть процедуры, которые следовало бы улучшить. По его словам, туристы сталкиваются с неудобствами, переходя казахстанско-кыргызскую границу. Сначала им нужно выйти из машины, взять багаж, перейти через мост под открытым небом, независимо от погодных условий. Это не делает маршрут Алматы – Бишкек привлекательным для туристов. Грузовому транспорту тоже приходится долго простаивать на границе, что сказывается на себестоимости перевозимых товаров. По словам г-на Самухина, сторонам следует создать инфраструктуру, которая обеспечит проезд без очередей и задержек. Он также привел пример по договоренностям Грузии и Турции, согласно которому контроль осуществляется только одной из сторон. По мнению г-на Самухина, на казахстанко-кыргызской границе контроль тоже может осуществляться на одной из сторон или совместно. Он также предложил построить дополнительные автодороги и рассмотреть варианты финансирования этого строительства. А также предложил рассмотреть вариант создания нового пункта пропуска в селе Камышановка в нижней части Чуйской области Кыргызстана. По его словам, сторонам предварительно следует провести оценку пассажиропотока и влияния проекта на экономическое развитие обеих стран.
Участники совета напомнили, что у казахстанской стороны уже есть готовый проект по совершенствованию инфраструктуры на пунктах пропуска "Кордай-Акжол". На реализацию проекта выделены средства в размере 500 млн тенге. В связи с этим посоветовали кыргызской стороне принять к сведению эти проектные решения.
Стороны также пришли к мнению о том, что необходимо согласовать время строительных работ, чтобы они велись одновременно на обеих сторонах. Во время строительства пункты пропуска будут закрыты.
Делегации также договорились использовать грант технической помощи ЭКАБ для исследования экономического воздействия строительства новой дороги между Алматы и Иссык-Кулем. Дорога должна быть платной и спроектирована за счет государственно-частного партнерства без финансовой государственной помощи со стороны Казахстана. То есть инвестзатраты, эксплуатационные затраты, выкуп земельных участков, затраты на переселение и экологические мероприятия возмещаться государством не будут. Кроме того, за счет ГЧП на этом участке должен быть построен новый инновационный пункт пропуска.
В общей сложности грант региональной технической помощи, одобренный АБР в поддержку реализации ЭКАБ, составит 1,75 млн долларов.
Инициатива ЭКАБ была начата с подписания меморандума о взаимопонимании между городскими администрациями Алматы и Бишкека в 2014 году на 13-й Министерской конференции Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). В рамках этой инициативы были проведены детальные исследования потребностей в инфраструктуре, политик и рыночных возможностей для лучшей интеграции экономик Кыргызстана и Казахстана. На конференции была сформирована совместная рабочая группа, включающая по семь членов из Казахстана и Кыргызской Республики, представляющих городские администрации и центральное правительство. Во время первого заседания стороны обсудили возможный вклад АБР в развитие регионов.
Римма Гахова