Ново-Альджанский мелькомбинат в Актобе, пожалуй, одно из немногих предприятий региона, которое выжило и осталось на плаву в постсоветский период, когда разрушались годами наработанные связи. На предприятии работают более 240 человек, среди которых есть и те, кто трудится там с момента основания – 1991 года. То, что мелькомбинат был запущен в год, когда СССР трещал по швам, можно назвать везением.
О перспективах крупного мукомольного предприятия Актобе, вышедшего на внешний рынок, в интервью abctv.kz рассказывает генеральный директор ТОО "Ново-Альджанский мелькомбинат" Бекнур Беисов.
"Последний из могикан"
– Ваше предприятие строилось в 80-90 годах прошлого столетия. В эксплуатацию его сдали практически во время завершения советской эпохи. Как мелькомбинат остался на плаву в период развала?
– Предприятие начало строиться в 1983 году. Сначала был возведён элеватор, а в 1991 году сдан в эксплуатацию мельзавод. Наверное, это был один из последних подобного рода комбинатов, который построили на закате советской истории. На заводе установили оборудование, произведённое в СССР по лицензии швейцарской фирмы Buhler. Две линии позволяли перерабатывать до 500 тонн зерна в сутки.
Были, конечно, тяжёлые моменты в жизни предприятия. В своё время одну линию даже использовали в качестве донора для другой. Её разбирали на запчасти. Это было в начале 2000-х. А уже в 2008 году была куплена итальянская линия Ocrem. В настоящее время производственная мощность предприятия составляет 550 тонн зерна в сутки. Выпускаются все сорта муки: экстра, высший, первый и второй.
Только отечественное сырье
– А что можно сказать о номинальной годовой мощности предприятия?
– Производственные мощности предприятия позволяют перерабатывать 140 тысяч тонн зерна в год, что закрывает на 100 процентов потребность области в муке, и принимать на хранение более 120 тысяч тонн зерна, что составляет 30-50 процентов от валового сбора пшеницы в Актюбинской области.
– Какое сырьё используется для производства продукции?
– В производстве используется сырьё только отечественных сельхозтоваропроизводителей. Поставщиками сырья являются аграрии Актюбинской и Костанайской областей.
Три года назад в производство было инвестировано 662 миллиона тенге. На мелькомбинате построили и запустили итальянскую линию PAVAN по производству макаронных изделий. Мощность предприятия по производству макаронных изделий составляет 6000 тонн в год. Плюс ещё 1500 тонн в год – это выпуск жаймы и кеспе.
География поставок
– Куда поставляется мука и макаронные изделия?
– 50 процентов продукции реализуется на местном рынке – в Актюбинской области. Всё остальное уходит по регионам Казахстана. Много отправляется на запад страны – в Атыраускую, Мангистаускую и Западно-Казахстанскую области.
Продукция Ново-Альджанского мелькомбината представлена также в Карагандинской и Южно-Казахстанской областях. Также мы поставляем муку и макаронные изделия в Алматы, Астану, Алматинскую область и Кызылорду. Практически по всему Казахстану, за исключением, наверное, северных областей. Во-первых, далеко, а во-вторых, там есть свои производители. Логистика играет важную роль, тем более что постоянно поднимаются тарифы на аренду железнодорожных вагонов. В этом году они уже повышались в мае и с 1 августа.
По направлениям, куда мы экспортируем продукцию, повышение варьируется от 5% до 10%. Перевозчики ссылаются на повышение курса доллара.
Продукция ТОО "Ново-Альджанский мелькомбинат" уходит на экспорт в Туркменистан, Узбекистан, Афганистан, Россию и Китай. Причём за рубеж уходит вся линейка выпускаемой продукции.
– Отечественные мукомолы утверждают, что казахстанская мука – это мировой бренд. Насколько это соответствует действительности?
– За рубежом не только мука, но и все казахстанские продукты питания считаются экологически чистыми и ценятся за это. Казахстанское зерно ценится за отличное качество. Это прекрасные органолептические свойства, в том числе высокое содержание клейковины.
Я недавно был в командировке в Кабуле (Афганистан). Там продукты Made in Kazakhstan относятся к премиум-классу. Наши партнёры говорят, что казахстанские продукты пользуются огромным спросом и стоят там очень дорого.
– Как давно вы работаете на экспорт?
– Довольно давно, можно сказать, всегда. Даже не в самые лучшие времена, в начале 2000-х, мука поставлялась за рубеж. Но здесь необходимо понимать, что есть страны, покупающие муку экстра-сорта и высшего сорта. А есть и те, которые предпочитают муку первого и даже второго сорта. Всё зависит от экономического развития той или иной страны. Это же касается и фасовки. Более бедные страны покупают муку низшего сорта в больших упаковках (50 килограммов). Там, где экономика более развита, предпочитают муку более высокого качества в мелкой фасовке – один-два килограмма.
Кстати, именно Китай заказывает муку высокого качества в мелкой упаковке. Большие упаковки берут производители мучных изделий. На экспорт в настоящее время поставляется около 15% продукции. В месяц ТОО перерабатывает от 6000 до 9000 тонн зерна. Ежемесячно производится от 400 до 500 тонн макаронных изделий и 50-100 тонн жаймы и кеспе. А также 4500-6000 тонн муки всех сортов.
Мы развиваем экспорт, но следует понимать, что он зависит от политической конъюнктуры в той или другой стране. И производитель может потерять свою долю на рынке. Мы стараемся диверсифицировать свою деятельность. Не пытаемся довести долю экспорта, к примеру, до 50 процентов. Самое главное – присутствовать на местном рынке и полностью закрывать его потребность. Затем ближайшие области и уже потом экспорт. Да, это валютная выручка, я согласен. Но надо понимать, что ты должен быть представлен там, где находишься географически.
– И всё же китайский рынок для производителей многих стран – это огромный потенциал сбыта. Вы туда вышли. Ваше присутствие на нём?
– Китайский рынок огромен – это целая экономическая вселенная. Выйти на него мечтают многие производители. ТОО "Ново-Альджанский мелькомбинат" пока только начал его осваивать. С 2016 года туда поставляется в основном мука высшего сорта и немного первого сорта. Объём поставок пока невелик – около тысячи тонн муки в месяц.
Если раньше были относительно небольшие поставки в Китай, то сейчас мы готовимся к заключению контракта с нашими китайскими партнёрами. Обсуждаются его условия. Китайская сторона очень сильно активизировалась в этом плане. Уже прошло несколько встреч. Приезжали представители торговых компаний из Поднебесной. Они хотят забрать у нас чуть ли не весь объём выпускаемой продукции. Мы не готовы к этому. Всё-таки есть местный, отечественный рынок. Экспорт – это интересно, это валютная выручка, но не самоцель.
По контракту, который мы сейчас готовим, китайская компания будет закупать у нас от 2000 до 4000 тонн муки в месяц. Это хороший объём. Нам придётся увеличить загрузку производства в два раза. Запасы мощности есть.
В ближайшее время в предприятие планируется инвестировать еще 500 миллионов тенге. 150 миллионов тенге вложим в линию смешивания для изготовления пекарских смесей, а 350 миллионов – в роботизацию линии фасовки. При этом никакого сокращения на предприятии не предвидится. Высвободившиеся людские ресурсы будут задействованы на других производственных линиях.
– Чтобы попасть на китайский рынок, главным условием является прохождение процедуры сертификации продукции зарубежного производителя согласно требованиям Поднебесной. Как вы решили этот вопрос?
– Все наши сертификаты китайской стороной не признаются. Для осуществления предыдущих поставок мы продукцию сертифицировали в лабораториях на территории КНР. В настоящее время ждём прибытия китайских специалистов для полной сертификации завода по элеваторной и производственной линиям.
– Это касается только муки?
– Не только. В этот список входят также макаронные изделия. Кроме того, через наш элеватор производится отгрузка зерна в Китай. Наше предприятие оказывает услуги и по хранению зерна.
Семён Данилов