– Третий блок – это проект давний. Ни в коем случае он не похоронен. В 2014 году я начал этот блок, проделана огромная работа. То, что мы успели построить, ушло на консервацию. Но это не означает, что работы по нему не велись. На данный момент, смею доложить, вопрос по третьему энергоблоку переходит в активную фазу. Блок мы будем строить. Электроэнергия в республике востребована, мощности растут.
– Что подразумевается под активной фазой?
– Когда закончится сбор всей необходимой документации, мы начнем расконсервировать оборудование.
– Николай Леонидович, существует ли опасность коррозии металла? Пусть оборудование и законсервировано, но оно же не в работе.
– Опасность, конечно, есть. Железо есть железо. Если скажу, что все отлично, совру сам себе. Но мы все делаем по защите оборудования от коррозии. Ведь это наше оборудование, и завтра оно потребуется для монтажа блока.
– Проясните ситуацию по судебному процессу с поставщиком оборудования – компанией "Кварц-KZ". Станция не пожелала поставить изготовленное оборудование на свой баланс, и при этом сейчас говорите о возобновлении работ. Нелогично.
– Сейчас работают соответствующие комиссии, акты готовы, значит, оборудование будет приниматься. Это тоже входит в активную фазу, о которой говорил выше. Поставщик – "Кварц-KZ", десять дней назад был в Китае, смотрели работы. 15 апреля мы отправляем туда своих специалистов, которые проведут инструментальный осмотр и приемку оборудования.
– Как уже не раз говорилось, российская сторона заявила о продаже своей доли в пакете акций станции. Это не означает, что второй акционер уклоняется от финансового участия в проекте?
– Акционеры и той, и другой стороны настроены на строительство блока.
–Все оборудование будет китайское, из Харбина?
– Да. Это будет уникальный блок, подобного, в общем-то, в Средней Азии нет. Такой блок стоит только на Троицкой ГРЭС. Это 636 мегаватт, новейшая технология. Мне бы самому хотелось поработать с этим блоком.
– Сколько оборудования еще предстоит поставить?
– Много. 38 тонн. Основного оборудования еще нет, оно пойдет, когда будет готово помещение.
– Николай Леонидович, давайте вернемся ко дню сегодняшнему. Строительство нового блока должно означать дефицит электроэнергии. Но пока павлодарская энергетика работает не на полную мощность. Как у вас обстоят дела с производством?
– Я бы так не сказал, что не востребована. Потребители приходят, заключаем договоры, и будем стараться выходить на проектную мощность. План прошлого года составлял порядка 4,6 миллиарда киловатт в час, мы перевыполнили план на 103 процента. На 2018 год планируем выйти на отметку 5,1 миллиарда киловатт в час.
– Почему в Россию не отправляете?
– Там сейчас не испытывают дефицита в электроэнергии, хватает пока своих мощностей. Вы же понимаете, в числе наших акционеров есть и российская сторона, так что мы заинтересованы в этом. Если появятся потребители, будем отправлять. Мы готовы, техническое состояние станции отличное.
– К слову о состоянии. Как обстоит ситуация с аварийными остановками?
– Серьезных остановок в минувшем году не было. Да, были свищи на поверхностях нагрева, но это нормальное рабочее явление.
– По ремонтной кампании. Как она планируется проходить в этом году?
– Сейчас идет подсчет затрат, мы стараемся их минимизировать, но не в ущерб качеству. В июне в расширенный текущий ремонт выйдет первый блок, затем после его ввода в работу – второй блок. Блоки на сегодня в хорошем состоянии. Не в отличном, конечно, все же им уже по 25 лет.
– В прошлом году вы внедрили систему отбора сухой золы из-под электрофильтров. Каковы результаты?
– Проектная мощность установки – 240 тысяч тонн в год сухой золы – это при условии работы двух энергоблоков с нагрузкой 950-960 мегаватт. В прошлом году мы реализовали 38 тысяч тонн. Спрос есть. Нарастим энергомощности, и объем золы возрастет.
– А сейчас какую нагрузку несете?
– Сейчас станция несет нагрузку 730 мегаватт. В работе два энергоблока, каждый несет нагрузку по 365 мегаватт.
– Немного о рынке энергомощности, о котором там много говорят, но все не запустят. Ваше отношение к нему?
– С 2019 года он будет запущен, сейчас проходят тренировки.
– Что это даст, в частности, вашей станции?
– Выиграют все. Предположим, я заявляю 300 мегаватт. Я должен их продать на аукционе. Если сосед заявляет по 8,1 тенге, то я продам по 7,9 тенге тот же киловатт. У меня потребители появятся. Это интересно. Опять же это новые технологии. Мы реально выходим на рынок.
Марина Попова