Проект по строительству в Петропавловске авиационного завода планируют реализовать ТОО "Казахстанский авиационный завод", ТОО "Финансовая группа КАЗАХ ИНВЕСТ" и ПАО "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева". Теоретически проект могут ввести в эксплуатацию в 2020 году.
Меморандум подписали на форуме "KYZYLZHAR INVEST-2016" генеральный директор ПАО "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева" Юрий Грудинин, заместитель акима СКО Ратмир Ахметов и директор ТОО "Казахстанский авиационный завод" Данияр Шарипов. Проект рассчитан на сумму 67,1 млрд.
При его реализации инвестор - ТОО "Финансовая группа КАЗАХ ИНВЕСТ" - намерен участвовать в управлении предприятием, получая долю в уставном капитале.
Надежный партнер
ПАО "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М.Бериева" (ТАНТК), входящее в состав ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ведет свою историю с 1934 года.
По информации "КоммерсантЪ" со ссылкой на "СПАРК-Интерфакс", выручка ТАНТК в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросла более чем в два раза, до 5,14 млрд руб. (81,1 млн долларов при среднем курсе 63 руб/доллар), при этом чистый убыток вырос с 81,7 млн руб. (1,3 млн долларов) до 1,64 млрд руб (25,9 млн долларов). За первый квартал 2016 года оборот предприятия составил 1,53 млрд руб. (24,1 млн долларов), а убыток — 52,67 млн руб (831 тыс долларов).
Модель самолетов Бе-132, которую планируют собирать в Казахстане в количестве до 70 бортов в год, разрабатывалась АНТК с 2000 года. В настоящее время он эксплуатируется для перевозки пассажиров на региональных маршрутах, в том числе в сложных как географических, так и метеоусловиях.
Кроме ТАНТК им. Г.М. Бериева, в выпуске задействованы Иркутское АПО, Санкт-Петербургский моторостроительный завод, ОАО "Мотор-Сич" в Запорожье.
Как рассказал на Совете инвесторов генеральный директор ТОО "Финансовая группа "КАЗАХ ИНВЕСТ" Антон Проданов, это будет производство полного цикла (комплекс предприятий по сварке, окраске, сборке и выпуску обслуживающих сервисных компонентов). Реализация проекта подразумевает создание до 12 тысяч общих рабочих мест, в том числе инженерно-технических работников на собственном авиационном заводе, других предприятиях, связанных с локализацией планируемого производства. В качестве основного партнёра по изготовлению деталей рассматривается ПЗТМ, а также возможности АО "Завод имени Кирова" и "Мунаймаша".
Позже, отвечая на вопросы abctv.kz, он аргументировал свою уверенность в успехе проекта: "Проект будет успешным, так как российская компания имеет большой опыт. Его руководство посещало Казахстан в начале августа, представители АНТК будут принимать участие в технико-экономическом обосновании этого проекта. Мы договорились, что завод будет строиться под их перспективную модель Бе-132".
Сейчас проект строительства авиационного завода находится на стадии разработки ТЭО, и многое, по словам г-на Проданова, будет зависеть от российской стороны.
Расположение завода именно в СКО обосновано, прежде всего, географическим расположением: это связано с удобной логистикой, ведь на территории РК авиационной промышленности нет, тогда как все предприятия-партнеры находятся в РФ.
Всем хватит
Проект предназначен для экспорта продукции: чтобы покрыть все небо РК, по словам присутствующих на форуме спикеров, достаточно 20-25 самолетов, вся остальная продукция будет поставляться в страны ближнего зарубежья и в Латинскую Америку. Специалисты утверждают, что потребность в таких бортах большая.
"Мы будем подписывать меморандум между СКО и Таганрогским АНТК по программе кооперации, в которой могут принимать участие в том числе местные заводы – АО "ПЗТМ", АО "ЗИКСТО". Мы будем строить собственные цеха, свое производство. Пока самолетостроения в Казахстане нет. Была попытка построить такой завод в Караганде, но она не увенчалась успехом", - сказал Антон Проданов (тогда российский партнер ООО "Фирма МВЕН" из Казани не выполнила своих обязательств, завод проектной стоимостью около 2 млрд тенге был выставлен на торги в 2013 году. На нем предполагалось производство самолетов для фермеров, в итоге был выпущен только один образец, - прим. авт).
По словам руководителя управления индустриально-инновационного развития СКО Жаната Садвокасова, инвесторы просят выделить им землю вблизи международного аэропорта Петропавловска. Строительство завода планируется начать в 2017 году.
Инвестор - ТОО "Финансовая группа "КАЗАХ ИНВЕСТ" - в настоящее время готовится купить и опробовать эксплуатации самолёт таганрогского завода.
Диана Слинькова, Петропавловск