"Пока мы модернизируем только винтик"

8801

Форум "Грузоподъемное оборудование: проверенные технологии и новые возможности" оказался проекцией на нынешнее развитие всей промышленности Казахстана.

"Пока мы модернизируем только винтик"

Своим видением внедрения реализации программы "Индустрия 4.0", о том, где взять для нее кадры и как продвинутую мысль увязать со СНиПами, с abctv.kz поделился директор карагандинского ТОО "АСЭП" ("Автоматизированные системы и электропривод") Виталий Силюков.

– Признаюсь, что к государственным программам такого плана отношусь несколько скептически, потому что они создаются искусственно. Считаю, что для реализации подобной программы не должно быть указаний сверху – внедряйте новые технологии. Это должно идти от производства, они должны видеть выгоду, необходимо желание самостоятельно внедрить новые технологии. Проблема нашего общества в том, что у нас слабо развита коммерческая жилка. Мы не привыкли считать деньги, живем советскими мерками, то есть никто особо не задумывается, какой результат, в том числе финансовый, принесет внедрение той или иной технологии.

– Возможно, не хватает финансовых возможностей предприятиям для их внедрений?

– Есть много решений в современной автоматике, которые на самом деле не очень дорогостоящие, но которые позволят улучшить технологический процесс. Наверное, необходимо иное мышление. Сталкиваясь на практике с деятельностью предприятия, не раз приходилось слышать: "У нас есть свои специалисты, сами справимся, без ваших новомодных штучек". На самом деле они варятся в собственном соку, и, когда предлагаем оптимальные решения по тем или иным вопросам, понимания не находим.

– Жадность в определенной степени?

– Нежелание платить в конечном итоге приводит к большим потерям. Да, они сэкономили здесь, разрабатывая проект собственными силами, но в итоге он окажется дороже при реализации и не даст ожидаемого эффекта. Не хочу обидеть наших проектировщиков, но в большинстве своем они разрабатывают проекты только для того, чтобы те прошли сертификацию, а не для того, чтобы работали.

– Получается, что теория и практика идут вразрез друг другу?

– Почему я и начал с законодательства? Проектные институты продолжают руководствоваться нормами, правилами, СНиПами, оставшимися с советских времен. По большому счету, на обложке проектов меняются только даты и фамилии, а СНиПы остаются. А они устарели, их необходимо менять. Сейчас ведется работа в этом направлении, но уж очень она небольшая.

– Это тормозит промышленную революцию?

– Несомненно. Например, институт разработал проект для заводского цеха, мы приходим со своим предложением, а нас заворачивают, потому что наши предложения не стыкуются со СНиПами. Думаю, в этом плане даже нет необходимости изобретать колесо – можно сделать кальку с западных технических нормативных актов и оптимизировать их под наши условия. Думаю, именно с этого надо было начинать новую программу. Вторая глобальная программа – это кадры. Кто эти самые СНиПы будет оптимизировать? Сегодня этим занимаются чиновники, а не технические специалисты. Кадровый вопрос очень остро стоит, и он тормозит индустриализацию.

– Не возникало идеи обратиться в правительство, к тем самым чиновникам, которые разработками программ и занимаются?

– Желание есть, но вот проблема со временем, думаю, его лучше потратить на дело.

– У вашей компании есть конкуренты?

– Конкуренция в области автоматики имеется. Но на самом деле мы не конкурируем в привычном понимании этого слова, а обмениваемся опытом, общаемся, стараемся делиться информацией, главное, не мешать друг другу в развитии.

– Насколько вам есть где развернуться на внутреннем рынке?

– Мы не успеваем все обрабатывать. Возвращаясь к теме кадров, повторюсь, у нас большой отток специалистов именно с предприятий. Мы и сами от этого страдаем, так как не можем набрать необходимые кадры.

– С чем связан отток?

– Думаю, факторов много, как политических, так и экономических причин. Рыба ищет, где глубже…

– Думаю, если бы специалисты подучали достойную оплату за свой труд, то не смотрели бы по сторонам?

– Тут опять наше совдеповское мышление: наберем толпу работников, и все будет хорошо. Нет. Лучше вложиться в современную установку и в одного инженера, которому будет платиться пара миллионов в месяц, и он того стоит. А главное, это окупится.

– Если, опять же, говорить о современных технологиях, сами предприятия готовы их принять?

– Не все. К примеру, если взять компанию ERG, то там я вижу готовность к внедрению современных технологий, видимо, у них молодые менеджеры в руководстве, вот они и подтягивают такие компании, как наша. Мы сейчас работаем с Карагандинским вузом, инвестируем в одну интересную разработку, подсмотренную на Западе. Хотим сделать ее своими силами, потому что это закрытое ноу-хау. Будем обкатывать его на Аксуском заводе ферросплавов.

– Это ваши деньги или компании?

– Наши. Мы направляем на новые разработки часть своей прибыли.

– Это дорогое удовольствие?

– Да. В этом плане хотелось бы какой-то поддержки от государства. Возможно, соинвестирование. Пока об этом говорить не приходится.

– А вы где кадры берете? Тоже переманиваете откуда-то?

– Не без этого. Кроме того, работаем с тем же Карагандинским вузом, отслеживаем там студентов и ведем их на протяжении всей учебы, приглашаем на практику. Проблема в том, что эти ребята делают у нас первые шаги, обучаются и уезжают. Конечно, есть и те, кто остается.

– На российский рынок не планируете выходить?

– Те инновационные технологии, которые сейчас разрабатываем, позволят нам выйти на российский рынок на уровне европейских компаний. Это система антираскачки по кранам, планируем ее запатентовать. Похожие технологии есть французские, немецкие, они пытаются с ними зайти на казахстанский рынок, но это дорого. Мы хотим создать свою разработку, сделав ее дешевле. Есть у нас еще одна разработка, которой нет в Казахстане, – диспетчеризация кранового хозяйства. И, опять же, она впервые будет внедряться на Аксуском заводе ферросплавов. Пока это делается за наш счет, заводчане предоставляют только кран.

– Каковы позиции в области цифровизации у россиян?

– Надо сказать, что российские коллеги ушли значительно дальше нас. Мне случилось в 2008 году заняться наладкой крана на Волжском трубном заводе, увидел их подход к производственным линиям. За месяц они полностью снесли огромный, километр на километр, цех и завели новые технологии. Если у нас модернизируют винтик, то в Российской Федерации целиком машины пригоняют, если сравнивать масштабы. За полгода они запустили новый цех.

– А если все же говорить о каких-то казахстанских разработках в области цифровизации, они есть?

– Есть и разработки, и головы толковые. Но у нас нельзя сделать коммерчески выгодными проекты ввиду нашего маленького внутреннего рынка. Ведь, чтобы выходить с какой-то разработкой на внешний рынок, необходимо обкатать его дома. Затраты неоправданные. Чтобы продукция была дешевле, необходимо конвейерное производство, а не отверточное. Проще работать с известными брендами.

Марина Попова

Справочно: свою деятельность компания начала в 2010 году, в ее состав вошли выпускники кафедры "Автоматизация производственных процессов" Карагандинского технического университета. В конце 2014 года руководством ТОО "АСЭП" был сформирован новый вектор развития по созданию и продвижению лучшего предложения на рынке преобразователей частоты, которому компания следует.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться