DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 324,92 Brent 36,55
«Потенциально мы можем заработать большие деньги»

«Потенциально мы можем заработать большие деньги»

Отсутствие общих правил ведения бизнеса препятствует развитию сотрудничества Казахстана и Армении – считает генеральный директор торгово-промышленной палаты Армении Андраник Алексанян.

10 Январь 2017 17:10 4016

«Потенциально мы можем заработать большие деньги»

Автор:

Тигран Оганесян

- Господин Алексанян, как членство Армении и Казахстана в Евразийском экономическом союзе повлияло на экономическое сотрудничество двух стран?

- Мы только устанавливаем правила игры в Евразийском экономическом союзе, но при этом хотим сразу получить «плоды» этого процесса. Ребенок рождается в течение 9 месяцев и нельзя ускорить этот процесс, а если сделать все по-быстрому, то может пойти все не так. Впрочем, и дерево растет, приносит плоды, а затем листья его опадают, но до этого надо его вырастить, чтобы оно дало урожай. Теперь Евразийский экономический союз, от которого мы уже завтра хотим иметь результаты. Надо определить «правила игры» внутри него, чего мы хотим от союза,  что от нас ожидает этот союз, и чего хочет каждая страна. Даже в семье, когда есть четыре ребенка, то  у каждого бывает свои проблемы.

Как человек бизнеса я считаю, что здесь необходимо время. В бизнесе я разделяю три этапа начальный (плохие времена), средний и конечный (хорошие времена). Мы находимся в начальном этапе, когда каждая сторона хочет узнать, чего она хочет от другой страны, на среднем этапе мы определим «правила игры», а конечным результатом, когда будут определены все правила игр, мы будем уже работать, пожиная плоды.

Но уже сейчас можно сказать, что у нас с Казахстаном нет дорог, связывающих две страны, поэтому надо ознакомиться со всеми подробностями транзита. Скажем, если мы доставляем товар самолетом, то надо знать, как будем товар разгружать, с какими проблемами можем натолкнуться в аэропорту, а если и будут вопросы, то к кому обращаться. Все это должно быть упорядочено, поскольку и армянские и казахстанские бизнесмены имеют свои интересы для осуществления бизнеса между двумя странами. Насколько я знаю, казахстанская сторона продвинулась и в образовании, и в науке, и в других областях, просто надо фиксировать правила бизнеса и знать законы друг у  друга.

- Какие существуют связи между ТПП Армении и Казахстана? Насколько тесно ваше сотрудничество?

- У нас достаточно хорошие связи. Несколько раз к нам приезжали даже представители областных ТПП Казахстана на основе имеющегося договора. У ТПП Армении существует договор о сотрудничестве также в библиотечной сфере, поскольку в Казахстане есть очень хорошая Национальная библиотека. Должен отметить, что  два года тому назад состоялся армяно-казахстанский бизнес-форум, и  сейчас сотрудничество не продвигается лишь из-за отсутствия общих коммуникаций. Связи между сторонами я бы охарактеризовал как хорошие, и сейчас положение не такое, чтобы мы с нуля начинали сотрудничать.  Хочу проинформировать, что на следующий год планируется провести новый бизнес-форум с участием представителей двух стран. Пока определяем, в какой отрасли его проводить, чтобы у обеих сторон была заинтересованность. Мы уже определились с некоторыми отраслями – это сфера IT, переработка пищевых продуктов, туризм и логистика. Пока не определили, где проводить форум в Ереване или Астане, но в ближайшее время этот вопрос будет уточнен. 

- Какие товары поставляет Казахстан в Армению, и какая продукция поступает из Армении в Казахстан?

- В Армению из Казахстана поступают продукты питания, сырье (натуральная и композиционная кожа),  копировальная бумага, обувь, средства для волос, косметические средства. Из Армении осуществляются поставки сырья, минералов, табака, сухофруктов, ювелирных изделий, спиртных напитков, лекарственных средств, фруктовых соков и минеральных вод.

- На ваш взгляд, какие коммуникационные пути наиболее оптимальны для поставок товаров между двумя странами, учитывая отсутствия общих коммуникаций между Арменией и Казахстаном?

- Есть такая транспортная схема из Казахстана в иранский порт Бендер-Аббас, а оттуда в Армению автомобильной дорогой. Есть также другой транспортный путь, связывающий две страны, из Казахстана в Астрахань (Россия), а потом по автомобильной дороге в Армению. Эту схему мы даже хотим использовать для транспортировки армянских товаров в Китай. А вот перспективной коммуникацией мы считаем строительство железной дороги в Иран, а оттуда в Казахстан. Здесь важной составной частью этой дороги и, пожалуй, самой дорогостоящей является строительство 10-километрового туннеля в Агараке (Армения). Сейчас этот отрезок пути представляет собой извилистую дорогу, которую чтобы, преодолеть, необходимо потратить 3 часа. На данный момент идет обсуждение вопроса о привлечении инвесторов для строительства дороги -  проявляют интерес китайцы, японцы, армяне.  Это наиболее оптимальный путь, связывающий Армению с Казахстаном. Это вариант, который интересен и европейцам. Пока мы должны с Министерством транспорта и коммуникаций Армении определить наиболее оптимальное направление этой дороги и после этого уже представить проект инвесторам. Кстати, лишь на строительство этого туннеля потребуется вложить несколько миллиардов долларов.   

- Как повлияет на экономические связи между двумя странами решение правительства Армении от 24 ноября 2016 года дать согласие на заключение соглашения о воздушном сообщении между Арменией и Казахстаном?

- Общение с человеком из постсоветского пространства для меня легче, чем с другими. Если у нас будет больше возможности устанавливать связи с казахами, будет еще лучше. Ведь казахи более европеизированный народ и создание дополнительной коммуникации будет выгодно обеим сторонам. Решение о воздушном сообщении создаст дополнительные возможности для более частого общения между двумя народами. Такие рейсы из Еревана в Астану могут стать даже транзитным рейсом из Казахстана в Китай.

- Какие есть проблемы при установлении связей с Казахстаном, насколько законодательное и налоговое поле удобно для развития бизнеса между Арменией и Казахстаном?

- Мы должны либерализировать наши законы с Казахстаном, чтобы было возможно работать друг с другом и обеим сторонам было выгодно торговаться. Просто сейчас существует отсутствие информации для оживленной торговли между сторонами, на что потребуется время.

- Как вы относитесь к созданию единой валюты для ЕАЭС для осуществления взаиморасчетов?

- На мой взгляд, для малых стран, таких как Армения, создание такой валюты неприемлемо, переход на такую валюту должен быть постепенным и то в случае возникновения такой необходимости. Сразу переходить на единую валюту не следует, поскольку мы 25 лет создавали свою, как и, впрочем, казахи. Экономики стран, водящих в ЕАЭС, пока не работают без проблем, чтобы думать о создании единой валюты. Пока что зависимость от доллара у нас большая  и, если мы поменяем все на другую единую валюту, пока неизвестно, как она будет котироваться, ведь мы еще сами не переварили идею ЕАЭС. Сейчас у нас проблема не в создании новой валюты, а в установлении общих правил для бизнеса. Первым делом мы должны гармонизировать наши экономики, а потом уж думать о единой валюте.

- Есть ли общие грани для сотрудничества у предпринимателей Армении и Казахстана?

- У нас точно есть грани сотрудничества в сфере туризма и высоких технологий. Если мы совместно создадим НИИ с использованием нанотехнологий, то на малой территории мы сможем заработать большие деньги.

Тигран Оганесян

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Что Путин приготовил для Назарбаева в Сочи

Главная интрига встречи в Сочи – останется ли Армения в ЕАЭС.

14 Май 2018 13:51 21762

Что Путин приготовил для Назарбаева в Сочи

На саммите стран Евразийского экономического союза, который стартует 14 мая в Сочи, ожидается первая встреча лидеров ЕАЭС с новым премьер-министром Армении Николой Пашиняном и включение Молдовы в число наблюдателей при союзе. В Сочи приедут президенты Казахстана, Беларуси, Кыргызстана, новый премьер-министр Армении, президент Молдовы.

В этом году председателем в ЕАЭС является Россия, которая объявила приоритетами встречи в Сочи обсуждение вопросов создания единого рынка товаров и услуг, развитие производственных связей и кооперации, согласование финансовой политики и новые эффективные транспортные цепочки.

По данным Евразийской экономической комиссии, в 2017 году ВВП стран ЕАЭС вырос на 1,8%, промпроизводство – на 1,7%, сельское хозяйство – на 2,5%, уровень инфляции упал до 3,1%, поставки в третьи стороны выросли на 24,5%, общий товарооборот вырос на 26,1%.

Всего в ходе работы Высший Евразийский экономический совет на расширенном заседании рассмотрит 12 вопросов, также пройдет совещание в узком составе. Планируется подписать соглашение о международных договорах ЕАЭС с третьими организациями и интеграционными объединениями, соглашение должно упорядочить существующие процедуры взаимодействия с зарубежными партнерами.

Будут приняты основные ориентиры макроэкономической политики государств ЕАЭС на 2018-2019 годы, а также намечены практические шаги по развитию сотрудничества в таких сферах, как атомная и возобновляемая энергетика, цифровая экономика, медицина, социальная политика.

Ожидается плановая встреча

Однако насколько эффективен Евразийский экономический союз и смогут ли лидеры в Сочи выработать долгосрочную повестку развития интеграционных процессов? Например, по данным аналитического агентства Teletrade в долларовом эквиваленте экономика России просела за 3,5 года санкций на 44,8%, Казахстана – на 42,9%, Беларуси – на 34,8%, Кыргызстана лишь за первые два года – на 9%, а Армении за те же два года – на 5%.

Можно ли переломить эту тенденцию и что смогут предложить лидеры ЕАЭС в Сочи? По словам экспертов, встреча должна наметить тренды экономического роста в союзе.

Эксперт в области внешней политики, обороны и безопасности Григорий Трофимчук считает, что в развитии ЕАЭС не предполагается никакой чрезвычайности, поэтому саммит будет плановым. Естественно, новых красок добавляет участие в нем нового премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Но, судя по его высказываниям непосредственно перед избранием в армянском парламенте, он максимально скорректировал, сгладил свои тезисы и по евразийской интеграции, и по ОДКБ. Эксперт предположил, что кто-то дал ему этот настоятельный профессиональный совет, чтобы не раздражать Россию уже на старте. Вместе с тем он заметил, что Пашинян не является пророссийски настроенным лидером. Тем более это важно с учетом простого обстоятельства: определенная часть граждан Армении радикальным образом сформулировали свои желания в том плане, что им хочется жить лучше и как можно быстрее.

«Это автоматически формирует позицию Армении внутри ЕАЭС, так как ни с какой другой стороны этого улучшения не предвидится, и даже если она усилит крен в сторону Евросоюза. Таким образом, вполне естественным был бы простой вопрос в адрес нового армянского представителя: «Кто вы?» Теоретически такая роль лучше всего бы удалась президенту Беларуси Александру Лукашенко, тем более что у него всегда есть вопросы и к самому ЕАЭС. И имея в виду всегда настороженное отношение Астаны и Минска к Карабаху в контексте ЕАЭС. Тем не менее, поздравление со стороны президента РФ Владимира Путина в адрес нового премьера Армении уже прозвучало. И теперь на повестку дня встают текущие вопросы для переговоров, касающиеся дальнейшего развития сотрудничества, усиления региональной безопасности, тем более что события в самой Армении явно не добавили безопасности всему региону Южного Кавказа», – сказал г-н Трофимчук.

По его словам, основной темой встречи является усиление активности ЕАЭС на фоне резкого ухудшения международной, геополитической обстановки, что самым непосредственным образом влияет на экономику, которой заняты страны-участницы. Здесь необходимы прорывные меры, например по единой евразийской валюте, будет ли она введена в оборот или нет, и если да, то когда конкретно, заметил он.

Расширение периметра ЕАЭС

Трофимчук подчеркнул, что другой важной темой является дальнейшее расширение периметра ЕАЭС с учетом нового формата сотрудничества с Ираном, возможного приближения Молдовы, Таджикистана, однако Иран на фоне новых санкций Вашингтона в его адрес – это вообще особо острый вопрос и для Астаны, и для Минска.

Эксперт считает, что в целом саммит в Сочи должен постараться дать союзу не просто новое наполнение, а максимально приблизиться к реальности, уйдя от бесконечного формализма, интересующего только чиновников. Это важно и по той причине, что вопросы по поводу своего социально-экономического положения и уровня жизни существуют не только у армянских граждан. Не следует думать, что в остальных союзных странах все проблемы давно решены, заметил он.

«Пусть даже во многом формализованная работа ЕАЭС позволила его участникам не попасть под более тяжелое внешнее влияние, что после 2015 года произошло бы неизбежно. ЕАЭС на начальном этапе дал главное – защиту, политическую в том числе, хотя сами экономические союзники регулярно и, как всегда, подчеркнуто, демонстративно дистанцируются от политики. Теперь пора выходить на прибыль», – сказал г-н Трофимчук.

Председатель общественного объединения «Лад» Максим Крамаренко подчеркнул, что главная интрига предстоящего саммита в Сочи заключается в предполагаемом участии Николы Пашиняна, нового премьер-министра Армении и руководителя прошедших акций протеста в этой республике. Неоднозначные заявления этого политика об участии его страны в евразийском интеграционном проекте вызывает определенный интерес к тому, как он себя может повести на сочинском мероприятии. Определенные круги тешат себя надеждой, что Пашинян может заявить о выходе из Евразийского союза. Но, заняв премьерское кресло, он уже неоднократно заявил, что ждет положительного развития отношений. Поэтому присутствие Пашиняна на саммите – это его легитимация на постсоветском пространстве, считает аналитик.

Новый формат отношений

Вероятно, смягчит и критику в адрес ЕАЭС Александр Лукашенко, заметил Крамаренко. По его словам, предлагаемый им единый рынок нефти и газа носит явно спекулятивный характер. Внутренние цены ЕАЭС и определенный лимит поставок позволяют не только обеспечить работой перерабатывающие предприятия Беларуси, но и заниматься реэкспортом. Еще один важный момент сочинского саммита – принятие положения о стране-наблюдателе при ЕАЭС. Этот механизм необходим для увеличения вовлеченности в интеграцию Евразии стран, проявляющих свой экономический интерес к региону, сказал он.

«При этом не будут выставляться рамки в формате «или вы с нами, или против нас». Первым таким наблюдателем должна стать Молдова. Все остальное в ЕАЭС идет по плану, небольшая положительная динамика от интеграции есть. Растет товарооборот в несырьевой сфере. И, кстати, не только внутри ЕАЭС. Например, конкретный результат прошлого года – резкий рост сбыта на внешние рынки продукции ВАЗа, который произошел в том числе и от кооперации с казахстанскими автосборочными предприятиями», – сказал Крамаренко.

Он также считает, что каких-то резких движений от участников саммита ожидать не стоит, так как выгода от интеграции начинает все четче проявляться. Следует предположить, что наличие каких-то противоречий главы государств не будут решать в рамках этого мероприятия, а, скорее всего, предпочтут их разрешение в двустороннем формате, сказал он.

Усиливаются центробежные процессы

Депутат нижней палаты Парламента Казахстана Айкын Конуров отметил, что усиливаются центробежные процессы в мире, обострились ситуация на Ближнем Востоке, отношения России и США, радикально сменилось политическое руководство в одном из членов ЕАЭС, а с ним и отношение к союзу.

Политик считает, что все это будет обсуждаться на предстоящем саммите, потому что прямо или косвенно вышеуказанные процессы несут серьезные риски для каждой из стран – участниц экономического союза в отдельности.

«Мы наблюдаем в мире процесс глобальной дезинтеграции. США потеряли интерес к проекту глобализации и занялись восстановлением реального сектора экономики. Это, скорее всего, приведет к созданию отдельных экономических зон со своей валютой, рынками труда, товаров, услуг. Развивающиеся страны, к которым относимся и мы, чтобы выжить, должны выстраивать интеграционные проекты. Дело это достаточно трудное и затратное», – сказал Конуров.

Он считает, что у стран ЕАЭС одинаковые болезни: непонятная денежно-кредитная политика национальных монетарных властей и коммерческих банков, что больше развивают спекулятивный, а не реальный сектор, офшоризация экономики, коррупция, деградация системы подготовки кадров. Ободряет же то, что ЕАЭС интересен Китаю, который рассматривает проект как нужный и перспективный. По его словам, ошибочно было ожидать, что создание Экономического союза после его подписания и по прошествии нескольких лет станет самим по себе драйвером роста, так как без должной работы по кооперации внутри этого союза, построения самодостаточных экономик, которые будут работать на национальные интересы, успеха не будет.

«Думаю, что вопрос по Армении станет основным. Ситуация в стране достаточно сложная, и при качественной отработке через массмедиа можно получить широкую поддержку народа для инициирования выхода из ЕАЭС. Это право любого независимого государства. Если Армения получит от этого серьезные преференции, то я буду только рад, но остаться один на один со своим проблемами – это опасно. Сейчас народ ожидает подъема, а разочарование в случае снижения уровня жизни может наступить очень быстро. Касательно снижения популярности евразийской интеграции у населения хочу отметить: это связано в большей части с ухудшением положения в целом по причине воздействия на экономики мирового кризиса. Это и проецируется напрямую населением на союз», – сказал Конуров.

Расставание с иллюзиями

По словам депутата, все уже расстались с иллюзиями того, что кого-то ждут с объятиями на внешних рынках товаров и услуг. Казахстан в первую очередь интересен миру как поставщик энергоресурсов и другого сырья, во вторую очередь – как рынок сбыта готовой продукции и только в последнюю очередь – как конкурент на всемирной торговой площадке.

Депутат считает, что развитие несырьевого сектора возможно лишь за счет объединения потенциала с партнерами по Экономическому союзу. Только в этом направлении лежат новые горизонты производства, торговли и экономического развития, подчеркнул политик.

«В условиях антироссийских санкций мы имеем достаточно выгодное положение в ЕАЭС для дальнейшего развития. Это построенные заводы в рамках ГПИИР, хорошие пути транзита, прямые инвестиции из КНР с проработанными рынками сбыта, а самое главное, возможность вести диалог на любой площадке с любой страной», – заключил Конуров.

Аскар Муминов

Непростая логистика мешает сближению двух стран

Товарооборот между Арменией и Казахстаном растет с 2013 года, но потенциал все еще не реализован полностью.

06 Декабрь 2017 13:12 3896

Непростая логистика мешает сближению двух стран

О том, как диалог союза промышленников и предпринимателей Армении и НПП «Атамекен» должен способствовать росту товарооборота между двумя странами, в интервью abctv.kz рассказал руководитель казахстанско-армянской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству с армянской стороны, заместитель министра иностранных дел Армении Роберт Арутюнян.

– По итогам седьмого заседания армяно-казахской межправительственной
комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которое проходило в сентябре нынешнего года в Ереване, был подписан протокол о дальнейших шагах по развитию сотрудничества: в торгово-экономической сфере, в области добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства, здравоохранения, культуры и науки, туризма, транспорта и миграции. Как реализуются эти договоренности?

– Как вам известно, Армения и Казахстан сотрудничают как в двустороннем, так и в многосторонних форматах. Армения и Казахстан являются членами Евразийского экономического союза. А сотрудничество в рамках ЕАЭС предполагает каждодневную работу в плане выработки общих правил и процедур ведения бизнеса на территориях стран – участниц союза, а также координацию в области политики регулирования рынков для обеспечения основополагающих свобод, являющихся базисом деятельности нашего интеграционного объединения.

Думаю, армяно-казахстанская межправительственная комиссия, заседание которой состоялось в сентябре этого года, основывалась также и на уже достигнутых результатах вышеуказанного сотрудничества, выделив при этом наиболее перспективные направления, которые требуют акцентирования внимания, в том числе и в двустороннем формате.

Мы считаем, что потенциал экономического сотрудничества между нашими странами реализован не полностью, и, соответственно, постарались определить возможные направления, где мы сможем достичь определенного прогресса. Армения заинтересована в присутствии казахстанского капитала на нашем рынке, а также армянских товаров на рынке Казахстана. Сотрудничество между Арменией и Казахстаном в таких отраслях, как туризм, спорт, культура и наука, несомненно, будет интересно и взаимовыгодно для обеих стран, а также поднимет степень осведомленности о существующих возможностях, будет способствовать осуществлению новых, в том числе и бизнес-проектов.     

С нашей стороны уделяется большое внимание реализации договоренностей, достигнутых в рамках межправительственной комиссии, определены соответствующие исполнители, выработан план реализации, установлена четкая система отчетности.       

– За счет чего удалось увеличить на 38% внешнеторговый оборот между Казахстаном и Арменией за семь месяцев 2017 года? Сохраняется ли эта тенденция роста?

– Действительно, статистические данные за первые семь месяцев текущего года свидетельствуют о росте товарооборота между Казахстаном и Арменией. В то же время, если проследить статистику за последние несколько лет, то, начиная с 2013 года, мы имеем стабильный рост товарооборота между двумя странами. Что, мне кажется, свидетельствует о стабильно развивающихся торгово-экономических отношениях. Хотя, как я уже отмечал, потенциал для торгово-экономических отношений значительно выше, и мы будем работать в направлении его полноценного использования. 

Причиной такого скачкообразного роста объемов товарооборота стало в первую очередь увеличение казахского экспорта в Армению. С другой стороны, в 2016 году экспорт из Армении в Казахстан вырос по сравнению с предыдущим годом на 19,4%. В частности, вырос экспорт продукции пищевой промышленности, сельского хозяйства, а экспорт текстиля и обувной промышленности вырос в 25 раз. В этом контексте хочу особо отметить тот факт, что в течение двух последних лет расширился ассортимент экспортируемой из Армении в Казахстан продукции, включив в себя ряд таких новых наименований, как сигареты и их заменители, кожаные изделия, продукция легкой промышленности и так далее. 

Учитывая все эти факторы, а также наше намерение предпринять все необходимые усилия для еще большей активизации и интенсификации наших двусторонних торгово-экономических отношений, можно рассчитывать, что эта тенденция роста сохранится.

– Есть ли намерение у армянской стороны проводить торговую миссию в Казахстане в 2018 году?

– Как я уже сказал, мы очень заинтересованы в продвижении армянских товаров на рынке Казахстана. Это могут быть как традиционные и хорошо знакомые нашим казахстанским друзьям товары, такие как армянский коньяк или золотые изделия и украшения, так и новые продукты сельского хозяйства, информационных технологий и так далее. Правительство Армении уже давно осуществляет политику диверсификации экономики, стараясь содействовать развитию новых или, вернее сказать, перспективных отраслей. Огромное внимание уделяется инновациям, развитию сектора услуг, финансовому сектору. В этой связи считаем правильным организацию торговых миссий в Казахстан не только в 2018-м, но и в последующие годы. Думаю, в скором времени мы инициируем диалог с нашими предпринимателями для поддержки этой идеи.

Конечно, существует ряд факторов, такие как логистика, например, которые в некотором роде снижают уверенность наших бизнесменов в рентабельности и перспективности экспорта в Казахстан, однако мы этот потенциал видим и будем продолжать работать в данном направлении.

– Можете назвать конкретные проекты для реализации этого потенциала?

– Как я уже отметил, мы считаем, что потенциал сотрудничества между Арменией и Казахстаном в различных областях, но в частности в торгово-экономической сфере, реализован не полностью. Поэтому необходимо проводить работу по разработке конкретных проектов, как с нашими деловыми кругами, предпринимателями, так и с нашими казахстанскими коллегами.

Перспективным направлением может стать сотрудничество компаний в рамках свободных экономических зон, которые действуют в обеих странах. Считаю перспективным создание совместных компаний для выхода на рынки третьих стран в таких областях, как пищевая, легкая, химическая промышленность, а также информационные технологии.

Мы также готовы содействовать участию армянских компаний в различных выставках и ярмарках, проводимых в Казахстане. Кроме того, будем рады участию казахстанских компаний в ежегодных специализированных выставках, проводимых в Армении.

Очень перспективным может стать сотрудничество в области туризма. Уверен, что и Армении, и Казахстану есть что предложить туристам из наших стран, и, безусловно, расширение сотрудничества в этой области предоставит возможность жителям наших стран лучше узнать культуру, обычаи друг друга, что в конечном итоге создаст необходимые предпосылки для еще большего углубления нашего двустороннего сотрудничества во всех областях.

Сотрудничество в области сельского хозяйства, геологии и недропользования, здравоохранения, культуры, транспорта, миграции – все эти вопросы находятся в двусторонней повестке дня наших отношений.

В области образования и науки мы готовы развивать сотрудничество между высшими учебными заведениями, в том числе и путем разработки и реализации программ по обмену студентами и преподавателями. Более того, насколько мне известно, в 2018 году в Ереване планируется проведение выставки «Дни казахстанского образования» для презентации потенциала казахстанской системы высшего образования.

– Как развивается сотрудничество в межрегиональном бизнесе между двумя странами, о важности которого говорилось на последнем заседании?

– Должен заметить, что опыт показывает перспективность сотрудничества именно на межрегиональном уровне, на уровне регионов двух стран, поскольку в данном случае идет адресная работа со стороны администрации регионов и компаний, которые намного лучше понимают особенности и возможности региона в плане экономического сотрудничества.

Данный формат у нас существует с Россией, и мы уже который год проводим межрегиональные форумы, где основными действующими лицами выступают компании регионов Армении и России. Как результат такого формата сотрудничества мы имеем огромное количество межрегиональных соглашений, которые содействуют двухстороннему сотрудничеству, укрепляют связи между регионами, позволяют бизнесу находить правильных и соответствующих партнеров.

Мы бы хотели развивать данный формат и с Казахстаном, о чем, соответственно, и зафиксировано в протоколе межправительственной комиссии. Думаю, необходимо, чтобы стороны выработали конкретные предложения сотрудничества по регионам и провели бы армяно-казахстанский межрегиональный форум аналогично с армяно-российским форумом. В рамках форума можно будет выработать конкретные шаги для дальнейшего взаимодействия на уровне регионов, что в итоге приведет к развитию и укреплению двустороннего экономического сотрудничества в целом.

– Как государство намерено решить транспортные проблемы для более тесного сотрудничества между Арменией и Казахстаном с учетом отсутствия общих границ между двумя странами и плохих дорог, связывающих два государства?

– К сожалению, отсутствие общих границ и, соответственно, непростая логистика играют немаловажную роль в деле развития экспортно-импортных операций между Арменией и Казахстаном. Наверное, можно сказать, что на сегодняшний день это является наиболее значимой проблемой.

Как вы знаете, Армения придает огромное значение развитию своих транзитных возможностей, учитывая также свое географическое положение – на перепутье Европы и Азии. Руководство нашей страны инициировало проект «Север – Юг», который включает строительство высокоскоростной автомагистрали, соединяющей южную и северную границы страны, тем самым обеспечивая современную инфраструктуру для транзита грузов из портов Ирана в Персидском заливе и Каспийском море до портов Грузии в Черном море и далее в Европу.

Этот проект, мы считаем, может стать частью проекта «Один пояс, один путь» и обеспечить также развитие экономического сотрудничества между странами более большого региона, в том числе между Арменией и Казахстаном, особенно учитывая вовлеченность Казахстана в вышеуказанном проекте.

Мы рассматриваем возможность осуществления перевозок армянских товаров в Казахстан по иранской железной дороге, однако для этого нам нужно обеспечить наполняемость вагонов как в одну, так и в другую сторону, и, соответственно, приобретают большое значение вышеупомянутые торговые миссии.      

– Насколько вхождение Армении в ЕАЭС способствовало развитию армяно-казахстанских деловых связей?

– Как я уже отметил, Армения и Казахстан довольно тесно сотрудничают в рамках ЕАЭС. Союз призван обеспечить единые рынки товаров, услуг, рабочей силы и капитала путем создания нормативно-правовой базы, регламентов, стандартов и так далее. Однако мы должны понимать, что единая правовая база является необходимым, но недостаточным фактором для развития двусторонних экономических отношений. Необходимо поддерживать диалог между предпринимателями двух стран, помогать в реализации их замыслов. С этой точки зрения считаю очень важной работу Делового совета, созданного в рамках ЕАЭС, членами которого являются как союз промышленников и предпринимателей Армении, так и крупнейшая бизнес-ассоциация Казахстана – НПП «Атамекен».

Формат Делового совета предполагает постоянный диалог между участниками, что не только позволяет выработать единую позицию бизнеса по отношению к регуляциям и правовым нормам союза, но и дает возможность определить перспективные направления сотрудничества между предпринимателями наших стран.

Тигран Оганесян

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: