Архимед из Костаная

7937

Аким Костанайской области рассказал abctv.kz где он находит точку опоры.

Архимед из Костаная

 

Промышленность
- Архимед Бегежанович, на автомобилестроение делают большую ставку. Но не все получается. Договоренности есть, а вот по объемам производства пока не догоняем. Чем может помочь предпринимателям администрация области?

-- Для Костанайской области автомобилестроение в рамках второй пятилетки карты индустриализации определено как приоритетная отрасль развития. Учитывая, что автомобилестроение - одна из молодых отраслей в экономике нашей области, то вопросы все решаются в ручном режиме совместно с нашими автозаводами - ТОО "СарыАркаАвто Пром" и АО "АгромашХолдинг".

Мы не можем сказать, что многое не получается. За последние пять лет традиционные для области виды промышленности демонстрировали относительную стабильность, в некоторых отраслях зафиксировано снижение, например, в горнодобывающей. В этом смысле автомобильная отрасль показывала достаточно высокий темп роста. К примеру, в 2015 году доля машиностроения в общем объеме обрабатывающей промышленности увеличилась с 10,3 до 16,3%.

За последние шесть с половиной лет на костанайской площадке собрано 28,5 тысяч автомобилей, освоено производство более 40 моделей авто семи мировых брендов. Это SsangYong, Peugeot, Geely, IVECO, Toyota, Hyundai, JAC. Их сборка осуществляется как мелким, так и крупным методом сборки. По итогам текущего года ТОО "СарыаркаАвтоПром" планирует увеличить объёмы производства автомобилей почти на 40% за счет реализации проектов по производству легковых автомобилей Peugeot и JAC мелкоузловым методом, включая сварку и окраску кузовов. В перспективе серийное производство электромобилей JAC.

Мы сегодня совместно ведем переговоры с иностранными партнерами. Например, в феврале текущего года на базе этих предприятий состоялась встреча с представителями транснациональных компаний CMC, IVECO, Peugeot Citroen. Подписан ряд документов, которые станут толчком для дальнейшего развития автомобильной промышленности. Новые соглашения на первоначальном этапе предполагают инвестирование 40 млн долларов на размещение нового производства спецтехники. Это позволит повысить уровень локализации с 38 до 50%. А значит, у нас появятся новые рабочие места, увеличатся налоговые отчисления в бюджет.

Еще один пример - АО "АгромашХолдинг", который является крупнейшим отечественным производителем зерноуборочной техники. Завод уже произвел и реализовал более четырех тыс. единиц техники. Из них 300 в этом году. До конца года планируем довести эту цифру до 500 единиц, в том числе за счёт востребованной сельхозтоваропроизводителями программы Trade-In.

Мы способствовали тому, чтобы было создано совместное предприятие ТОО "КазБелМаш" с нашим стратегическим белорусским партнером ОАО "Гомсельмаш". В рамках данного сотрудничества планируется развитие дилерской сети, состоящей в настоящее время из восьми филиалов и 11 представительств в Республике.

- Возможно ли, что часть произведенных авто будут приобретены через закупки госорганов и компаний квазигосударственного сектора?

- Уже сейчас автомобили, что приобретают госучреждения Костанайской области, местного производства. Параллельно мы активно работаем над поиском новых рынков сбыта. К 2020 году ТОО "СарыаркаАвтоПром" планируют поставлять 70% от производимой продукции  на экспорт в Российскую Федерацию. В первую очередь, это техника компаний JAC и IVECO.

- Вы неоднократно говорили об индустриальной зоне, которую в этом году начали строить в Костанае. Сегодня уже определена ее специализация: автомобилестроение. На какой стадии реализация этого проекта?

- Если говорить об индустриальной зоне Костаная, то работы по ее созданию уже в процессе. В первую очередь провели корректировку первого дорогого проекта. С 10 млрд тенге оптимизировали расходы по инфраструктуре до пяти млрд тенге. Определили этапность ввода площадей. Сама зона будет располагаться в районе Северо-Западный. Это максимально близко к нашим уже действующим автомобилестроительным площадкам. Здесь планируется строительство заводов по производству автокомпонентов совместно с China National Machinery IMP.& EXP. (СМС). Площадь земельного участка, который планируют отдать под застройку — 60 га. Помимо увеличения локализации выпускаемых автомобилей, мы получим более 500 новых рабочих мест. Поэтому первая очередь индустриальной зоны в Костанае будет направлена под предприятия по выпуску автокомпонентов.

Наша задача -- предоставить участки с подведенной инфраструктурой, обеспечить своевременное оформление всех разрешительных документов от местных исполнительных органов. Все эти меры поддержки мы готовы оказывать предполагаемым инвесторам.

- Успеет ли Житикаринская индустриальная зона заработать раньше?

- Что же касается индустриальной зоны в Житикаринском районе, то ее строительство было начато в 2014 году в рамках программы "Развитие моногородов на 2012-2020 годы". Территория 63 гектара определена как площадка для развития малого и среднего бизнеса. Уже подведены сети водоснабжения, канализации, электроснабжения, газоснабжения.

Это один из тех проектов, который не будет быстро заполняться инвесторами. На сегодняшний день имеется пять заявителей на размещение производств на общую сумму 232,8 млн тенге с созданием 46 рабочих мест. Пока ведем работу по привлечению инвесторов на эту площадку.

- Еще десять лет назад Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат был главным поставщиком налогов для Костанайского региона. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Перерабатывающая промышленность по объемам производства переросла горно-рудный гигант. Однако последние годы говорят о снижении объемов производства ССГПО. Чем область может компенсировать эти потери?

- Несмотря на эти изменения в структуре нашей промышленности, Костанайская область – один из крупнейших горнодобывающих регионов Казахстана. Предприятиями этой отрасли производится до 100% республиканского объема железорудных окатышей, бокситов и асбеста, 90% железной руды.

Нужно понимать, что горнодобывающая промышленность определяет общее состояние экономики и обеспечивает существенную долю в структуре промышленного производства региона. В первом полугодии это составило 41,7%. ССГПО в этом объеме занимает 32,1%. Для моногорода Рудный комбинат по-прежнему является градообразующим предприятием. Поэтому недооценить роль компании трудно. ССГПО - флагман горнодобывающей отрасли. Комбинат является самым крупным предприятием области по добыче железной руды, не только Костанайской области, но и Казахстана в целом. Основными потребителями продукции АО "ССГПО" являются Россия, а именно ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", Казахстан и Китай. Все отмечают высокое качество окатышей и концентрата.

Да, были сокращены объемы производства предприятий горнодобывающей отрасли. Причиной тому стали продолжающийся глобальный сырьевой кризис, снижение спроса и мировых цен на продукцию горнодобывающей отрасли, а также специфические проблемы в экономиках наших крупнейших партнеров – Китая и России. Тем не менее, есть перспективные планы на будущее. В текущем году возобновлены поставки железорудного сырья на экспорт в Китай. 

Хочу отметить, что дальнейшее развитие горнодобывающей промышленности, как основной отрасли экспортной ориентации, играет ведущую роль в торговом балансе области. Но немаловажное значение для нас имеет развитие обрабатывающей отрасли. Объемы производства предприятий этого сектора растут. Предприятиями обрабатывающей отрасли за январь-июль 2016 года произведено продукции на 159,1 млрд тенге. Это на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Мы увеличили  производство в натуральном выражении грузовых автомобилей, растительного масла,  молока и сгущенных сливок, сыра и творога, муки, макарон, мяса, огнеупорных изделий и других товаров. Наши товары покупают Россия, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Германия, Монголия, Афганистан.

Поэтому при дальнейшем наращивании объемов производства пищевой и перерабатывающей промышленности, уверен, что область имеет все возможности  для преодоления зависимости от колебаний мирового рынка сырья.

Когда я приступил к обязанностям акима области, индекс физического объёма промышленного производства был на уровне 82%. В настоящее время, прогнозируем, что уже в октябре область достигнет 100 % показателя.

- Руководители многих компаний говорят, что сегодня из-за закона о госзакупках слетают контракты: оппонент по тендеру просто опротестовывает решение комиссии. Следствие - убытки. Какое решение этих проблем видите вы?

- Как вы знаете, выбор потенциальных поставщиков для оказания услуг и выполнения работ проводится в рамках Закона "О государственных закупках". Участники государственных закупок имеют равные условия, и победителем признается тот, кто предложил наилучшие условия и цену.

При проведении госзакупок мы сталкиваемся с рядом трудностей –  с участием недобросовестных поставщиков, демпингом цен с их стороны. К примеру, при реализации проектов в рамках "Дорожная карта занятости" через органы  местного самоуправления в 20 объявленных закупках цена была снижена от 50 до 74% от стоимости. Поэтому возникающие вопросы по качеству и своевременности исполнения договоров заказчиками решаются  в ручном режиме по каждому объекты отдельно.

Несомненно, необходимы некоторые изменения законодательства в сфере госзакупок с учетом имеющегося опыта, а также уже выявленных недостатков, которые  позволяют предприятиям, не имеющим соответствующих компетенций, становиться победителями в государственных закупках.

Сельское хозяйство
- В России прогнозируется большой урожай зерновых. Как это может отразиться на Костанайской области?

- Известно, что в связи с введением экономических санкций, сельское хозяйство Росийской Федерации, получая солидные меры государственной поддержки показывает в последние годы хорошие темпы роста. Это касается и валового сбора зерна. Если в 2015 году было собрано 105 млн тонн, то в текущем году по прогнозам ожидается 114-117 млн тонн. Исходя из этого, можно сделать вывод, что увеличится и экспорт российского зерна, который в этом году ожидается на уровне 27-30 млн тонн. По заключению аналитиков, это окажет определённое давление на формирование цен и приведёт к их снижению, что может в какой-то мере отразиться и на сельхозтоваропроизводителей нашей области.

Вместе с тем хотел бы отметить, что основными потребителями костанайского зерна в последние годы являются среднеазиатские страны: Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан. Именно сюда за последние три года ежегодно отгружается до 35% зерна из общих объёмов экспорта. Плюс государства ближневосточного региона, куда отправляется до 30%. В Российскую Федерацию экспорт зерна не превышает 20%, муки — один процент. Уверен, что сложившаяся тенденция сохранится и в текущем году.

-  Архимед Бегежанович, с вашим приходом в области зашла речь о создании мясного кластера. Уже реализуется проект по реализации мясного кластера на базе ряда областей, в том числе Костанайской. Вы в одном из своих выступлений отмечали, что если в этом году регион произведёт хотя бы половину намеченного объёма - 5000 тонн говядины, то "это никому не помешает". Как обстоят дела сегодня?

- Действительно в январе в Актобе был подписан план совместных действий между Актюбинской, Костанайской, Западно-Казахстанской областями и Министерством сельского хозяйства о создании межрегиональной кооперации развития мясного скотоводства. Выработана схема участников, в состав которой вошли откормплощадки первого уровня ТОО "Терра" (Карабалыкский район), Караман-К" (Карасуский район), ТОО "Алтынсарино" (Камыстинский район), ТОО "Молочные истории" (Актюбинская область).

Создание мясного кластера даёт реальную возможность в кратчайшие сроки реально достичь поставленных задач по инновационному развитию отрасли и добиться максимальной загрузки производственных мощностей откормплощадок первого уровня до 14 тыс. голов единовременного содержания, нарастить экспортный потенциал мяса КРС до 3500 тонн в год.

За 8 месяцев текущего года в личных подсобных хозяйствах и сельхозформированиях откормплощадками закуплено почти четыре тыс. голов КРС. На откорме в настоящее время находится 5,3 тыс. голов КРС.

За январь – апрель этого года на экспорт было отправлено 311 тонн говядины. В 2015 году за этот период всего лишь 11 тонн. Следует отметить, что из-за вспышек в ряде регионов Казахстана особо опасных заболеваний скота, с начала мая Российской Федерацией был введен запрет на поставку из Казахстана мяса говядины. Вследствие этого откормочные площадки и убойные пункты области вынуждены были переориентировать поставки мяса на внутренний рынок. Костанайская область поставила на рынок Казахстана 1,7 тыс. тонн говядины. В настоящее время Российской Федерацией ограничения сняты. Будем работать.

Экспорт
- Ранее курс тенге поднимался до 2,8 тенге за один российский рубль, теперь он стоит 5,2-5,3 тенге за рубль – как повлияла девальвация тенге на экспорт костанайской продукции? Есть ли какие-то позитивные моменты в экспорте какой-либо продукции?

- Считаю, что рост рубля выгодно сказался на наших экспортерах. Увеличились объемы проданной за рубеж продукции. Сегодня речь идет о том, чтобы увеличить объемы экспорта кондитерских изделий, муки, молока и молочной продукции, продукции горнодобывающей промышленности.

За январь-июль 2016 года на экспорт отправлено зерна и муки взерновом эквиваленте 1,4 млн тонн против 782 тыс. тонн в 2015-м.  Рост — 75%. Увеличился объём экспортных поставок продукции молокоперерабатывающих предприятий. 4,7 тыс. тонн в текущем году против 2,6 тыс. тонн  в 2015-м. Рост составил 82%. То же самое можно говорить и о рынке мясной продукции, макаронных изделий.

- Какие стратегические задачи по развитию области Вы сегодня ставите перед собой?

- Мы изначально нацелены на привлечение инвестиций в регион, создание новых производств, увеличение участия нашей области в реализации государственных программ, направленных на инфраструктурную модернизацию, стимулирование предпринимательской активности.

Вы знаете, что область в этом году включилась в работу с различными финансовыми институтами по привлечению средств. В строительстве и реконструкции дорог мы работаем с национальной компаний "КазАвтоЖол". В этом году выделены беспрецедентные для нашей области средства на улучшение транспортной инфраструктуры. По дальнейшей газификации районов достигнуты соглашения с АО "КазТрансГазАймак" и АО "КазМунайГаз". Совместно с дочерними компаниями Холдинга "Байтерек" реализуется жилищная программа.  Евразийский банком реконструкции и развития финансируется проекты по реконструкции систем жизнеобеспечения города Костанай.

Конечно, мы системно будем работать в этом направлении. На первом этапе, вкладывая в инфраструктуру городов Костаная, Рудного, Костанайского района, где проживает половина всего населения области.  Комплексно, считаю, эти меры дадут мультипликативный эффект для подъема строительной индустрии, туризма. Мы сможем подтянуть малый, средний бизнес.

Наращивание объемов производства новыми предприятиями для нас также очень важно. Сегодня жизненно необходимо запускать новые линии, производить товары с высокой добавленной стоимостью. Примером тому могут служить АО "Баян-Сулу", ТОО "ЕвразКаспианСталь", ТОО "Жас Канат 2006".

Поймите, мы не стремимся открывать как можно больше новых предприятий, для нас важно обеспечить загрузку уже существующих производств. Если говорить о сельском хозяйстве, то мы ставим задачу максимального обеспечения продовольственной безопасности, широкого импортозамещения и наращивания экспортного потенциала отрасли. Над этим мы настойчиво и упорно работаем. Аграриям области приходится решать эти непростые задачи в непредсказуемых природно-климатических условиях, достигая поставленных целей за счёт новых инновационных технологий, ускоренного технического перевооружения, повышения плодородия почвы.

Считаю, что сегодня также нужно развивать сельскохозяйственную кооперацию, особенно по объединению личных подсобных хозяйств сельского населения по заготовке и поставкам молока и мяса на перерабатывающие предприятия. Все это позволит добиться устойчивого и стабильного производства сельскохозяйственной продукции и свести до минимума риски неблагоприятных погодных условий.

Как видите, потенциал региона огромный. И он должен быть реализован в полной мере.

Татьяна Шестакова 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться