Более востребована дешевая и недолговечная продукция местных и китайских компаний, говорит представитель чешского производителя малых архитектурных форм mmcité в Казахстане Замза Толеуш. Она приводит пример, когда в архитектурном проекте выставочного комплекса EXPO изначально заложили уличную мебель компании mmcite, но позже ее исключили. Подробнее об этом г-жа Толеуш рассказала в интервью abctv.kz.
- Как вам работается на казахстанском рынке? У нас готовы тратиться на качественную уличную мебель?
- На самом деле рынок абсолютно не готов на это тратиться. Например, построили красивый отель. Когда дело доходит дело до благоустройства – работ по озеленению и установке малых архитектурных форм (МАФы) – тут вопрос хромает. И даже не столько заказчик не понимает важность качественной уличной среды: у нас многие архитекторы не понимают этого. Заказчики говорят: "Зачем я должен платить такие деньги за эту скамейку? Кому нужна такая дорогая урна?" При этом эти люди бывают за границей и видят разницу, но в нашей стране они не готовы это внедрять. Что в парках творится?! Например, в Алматы в одном парке установлены три разных вида скамеек и покрашены они в разный цвет. Мы анализировали другие города – Павлодар, Шымкент, Астану – все тоже самое. Собравшись с властями, заказчиками, архитекторами нужно объяснять, что пора переходить на новый формат и новые стандарты уличной фурнитуры.
- Считается, что качественная благоустроенная среда увеличивает стоимость недвижимости на 20-30%. А у наших девелоперов, которые возможно были вашим заказчиками, какие подходы в этом вопросе?
- Думаю, девелоперы должны обращать на это внимание и требовать это с генподрядчика. Из своей практики могу сказать - крупные местные девелоперы считают, что такие элементы играют роль и повышают стоимость аренды.
Есть и такие случаи, когда проектировщик объекта закладывает в стоимость проекта хорошую уличную мебель, но заказчик не понимает, почему он должен приобретать нашу урну стоимостью 500 евро, когда можно купить урну за пять тысяч тенге. Они не хотят вдаваться, какой у дешевой урны будет эстетичный вид, нас просто снимают с тендера. Если бы они еще приобретали уличную мебель у казахстанских компаний… Они же покупают у российских или китайских.
Например, в Баку наружный дизайн на высоком уровне. Он начинается с аэропорта. Красивый ландшафт, красивая брусчатка, освещение, красивые малые архитектурные формы. И это привлекает туристов. У нас же туристов могут прилечь только Шымбулак и Боровое, но сервис хромает и нет достойно оформленных общественных пространств.
- К выставке EXPO в Астане запустятся инфраструктурные объекты – новый железнодорожный вокзал, новый терминал аэропорта, сам выставочный комплекс EXPO. Пытались ли вы стать поставщиком для таких проектов?
- Еще до выхода компании mmcité на рынок Казахстана проект EXPO проектировался канадскими архитекторами. Они заложили в проект нашу уличную мебель. Но, к сожалению, потом наша продукция была полностью исключена из проекта.
- С городскими властями вы вывели переговоры? Сейчас большое внимание уделяется благоустройству общественных пространств.
- Мы работаем с ними, но пока ничего конкретного не было. Для акиматов главное, чтобы продукция была местного производства и дешевле. Им не так важно качество и прочее. Мы говорили о возможности открыть совместное предприятие при условии, если будет гарантированный рынок сбыта. Но как нам говорят, из-за тендерной основы закупа акимат не может гарантировать, что наша компания пройдет.
- А какие расценки на вашу продукцию - минимальная и максимальная стоимость продукции?
- Минимальная стоимость, например, урны или скамейки – 150-200 евро. Максимальная – до 1800 евро.
- Ввиду последней девальвации тенге ваша продукция по текущему курсу евро очень сильно поднялась в цене… Для многих она очень дорогая.
- Да, мы начали работать перед девальвацией тенге в мае 2015 года и, к сожалению, проекты, над которыми мы работали и которые должны были стать успешными, просто не реализовались. Мы поставляем продукцию из Европы, поэтому она реализуется только в евро. Мы завели на рынок азербайджанский бренд, продукция которого продается в долларах. Когда я спрашиваю производителей "почему так дорого?", они говорят, что высококачественный товар не может быть дешевым.
- Если не учитывать качество, а сравнить просто стоимость, насколько ваша продукция дороже казахстанской?
- Если не учитывать качество, то мы намного дороже – на 50-100%. Но если сравнивать с другими иностранными поставщиками, то у нас выходит дешевле. Проблема в том, что рынок не готов платить никакие деньги за качественный и долгоиспользуемый товар - нашу продукцию можно эксплуатировать до 20-30 лет, если не будет вандалов. Та же китайская или казахстанская уличная мебель через четыре месяца из-за дождей начинает ржаветь, отходит краска.
- Какие проекты вы реализовали в Казахстане? Это были коммерческие, жилые объекты?
- С 2015 года мы оформили пять объектов. В том числе здание Forte bank в Астане, Rixos Borovoe, торговый комплекс Esentai mall, Дворец школьников в Алматы – они взяли наши велопарковки. Мы хотели работать с Talan Towers, но не прошли. Вокруг монумента Независимости близ выставочного комплекса EXPO будет стоят наша мебель.
- Какую долю в стоимости проекта отводят на благоустройство общественных зон зарубежные архитекторы и казахстанские?
- Мы делали проект для торгово-развлекательного центра Shymkent Plaza. За 0,05% от стоимости проекта мы могли бы полностью обставить общественные зоны нашей мебелью. Если выделить 0,1% от стоимости проекта, то можно было обставить шикарной мебелью. Но даже эти 0,05% не были заложены; даже такой ТРЦ экономит. Хотя стоимость наших малых архитектурных форм в любом проекте занимает максимум 0,1% от общей стоимости – и это будет просто шикарное оформление. В Казахстане же занижают эту статью расходов до минимума. Для наших архитекторов важно само здание, чтобы оно бросалось в глаза.
- По Казахстану встречались ли вам качественные общественные зоны?
- Ничего не могу отметить. Даже парк имени Первого Президента. Наши партнеры приезжали в прошлом году в Алматы, поскольку не могли понять, почему у нас так тяжело идут продажи. Они уехали разочарованными и сказали: как грустно у вас, хотите войти в 30-ку конкурентоспособных стран, но при этом наружный дизайн у вас никакой. Я провела их по самым видным местам - на Шымбулак, Коктобе, Большое алматинское озеро, парк имени Первого Президента. Они ничего не смогли отметить.
Почему я пришла в этот бизнес? Потому что, когда я бывала за рубежом, мне не хотелось уезжать оттуда - все для людей сделали. В Астане мы ходили вокруг Дворца мира и согласия - все красиво, но, когда мы увидели МАФы, неухоженные газоны… душа болит. Хорошо, деревья растут, но газон можно было заменить на искусственный. Лавочки и урны можно поставить более эстетичные. Нужно прививать вкус людям. А как это сделать? Нужно достойно оформлять парки и скверы, то есть общественные зоны.
P.S. Компанию mmcité 22 года назад основали Давид Карасек и Радек Хегмон. В основе их производства лежит главный принцип - мебель на улице должна быть такой же удобной, как та, что стоит дома. Сейчас mmcité поставляет продукцию в 36 стран.
Саян Абаев