/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 448,70 Brent 36,55
«Сәтті Жұлдыз» предлагает малому бизнесу рост

«Сәтті Жұлдыз» предлагает малому бизнесу рост

Интерес предпринимателей подогревается прибылью при отсутствии затрат.

13:27 28 Ноябрь 2018 1795

«Сәтті Жұлдыз» предлагает малому бизнесу рост

Автор:

Карина Нуртаева

В мировой лотерейной индустрии реализация билетов по большей части происходит через магазины у дома, то есть здесь занят в основном малый и средний бизнес, так как имеет в этом интерес. Но в Казахстане лотерейный продукт долгое время реализовывался преимущественно либо через собственные сети нескольких участников рынка, либо через профессиональную розницу.

При запуске игр в стране в марте 2018 года единого лотерейного оператора – АО «Сәтті Жұлдыз» – стратегию сбыта на рынке было решено поменять с помощью вовлечения предпринимателей торгового сектора.

«Мы успешно работаем и рады, что нашим партнёрам – индивидуальным предпринимателям выгодно и интересно работать с лотереей. Мы думаем, что в следующем году это будет ещё более прибыльным для них», – рассказал abctv.kz глава АО «Сәтті Жұлдыз» Александр Тен.

Главная суть заключается в том, что предпринимателям не нужен свободный капитал для входа в агентскую сеть, достаточно иметь свой магазин. Александр Тен пояснил принципиальную позицию единого оператора сделать ставку на небольшие магазинчики у дома класса В или даже С.

«Когда я вижу магазин, где предприниматель является сам продавцом и сам же хозяином, и более того, когда он реализует молоко или хлеб даже под запись, то есть в кредит, я точно понимаю, что это как раз-таки наш самый лучший партнёр. А именно магазин, который будет успешнее всего продавать лотерею, потому, что это социальный продукт, и он подразумевает общение между продавцом и покупателем. И, конечно же, очень высокую степень доверия, которая, вне всяких сомнений, существует, если человек приходит и берёт товар без денег. Поэтому мы свои взаимоотношения с хозяевами выстроили таким образом, что от них больше ничего и не требуется. Весь рекламный материал, всё дорогостоящее оборудование, которое необходимо, для того чтобы лотерея функционировала, мы предоставляем абсолютно бесплатно», – пояснил Александр Тен .

Согласно атласу FMCG, в Казахстсане насчитывается порядка 35 тысяч точек реализации. После изучения всего рынка порядка пяти тысяч предпринимателей попали в листы оператора «Сәтті Жұлдыз» как наиболее перспективные. Из них на сегодняшний день сотрудничество ведётся с двумя тысячами точек торговли. За следующий, 2019 год оператор планирует добавить ещё тысячу.

Глава «Сәтті Жұлдыз» заверил, те, кто решит для себя, что работать с лотереями более выгодно, все ещё могут связаться с компанией.

«Почему предпринимателю это может быть важно? Ни для кого не секрет, сейчас время довольно сложное, особенно для малого бизнеса. Мы сами наблюдаем, как ряд магазинов просто закрывается. Когда мы говорим о 35 тысячах торговых точек, мы понимаем, что любая из них обладает так называемым шорт-листом товаров, без которых такому бизнесу не жить: молоко, хлеб, кондитерские изделия», – продолжил Александр Тен.

Но проблема, по его словам, заключается в том, что конкуренция очень высокая и все эти товары есть во всех этих 35 тысячах магазинов. В то же время, если говорить про развивающиеся страны, а также страны Восточной Европы, то проникновение лотереи на рынок составляет порядка 60%. В развитых – до 80% платёжеспособного населения. То есть из 35 тысяч точек торговли только у трёх тысяч отобранных оператором будет товар, который интересен как минимум 60%, а в перспективе 80% платёжеспособного населения. Понятно, что, приходя за лотереей, покупатель будет осуществлять параллельные покупки.

«У нас есть точки очень успешные, и это не большие магазины. Зачастую маленькие являются в десятки раз перспективнее. В первую очередь это как раз-таки связано с заинтересованностью предпринимателя», – сказал Александр Тен.

К примеру, 21 ноября этого года карагандинец выиграл суперприз с суммой в 24,564 млн тенге, приобретя лотерейные билеты в отделе продаж мобильных телефонов и аксессуаров. Его владелица Наталья Николаева в разговоре с abctv.kz отметила, что партнёром АО «Сәтті Жұлдыз» является практически с самого основания – 16 мая 2018 года.

«В начале этого года сотрудник компании-оператора пришёл ко мне и предложил стать агентом. Условия меня очень заинтересовали, самое главное, что не нужно никаких вложений. Компания сама приходит, ставит оборудование, приглашает пройти двухдневное обучение. И это действительно перспективное направление бизнеса. У меня появилась новая клиентская база, ко мне стало приходить больше людей, оборот увеличился. «Сәтті Жұлдыз» внесла коррективы в мою деятельность. Можно сказать, что работать стало комфортнее, – рассказала она. – Клиенты признавались, что выигрывали и по 20 тысяч, и по 200 тысяч. Для меня было большим удивлением, когда я узнала, что был продан билет на более 24 миллионов тенге. Приятно, что партнёрская компания мне делает при этом бонус в виде одного процента от выигрыша. Кстати, после этой новости у меня увеличился поток людей в два раза».

Отметим, что стандартная мировая практика лотерейного бизнеса основана на том, что на начальном этапе лотерейным оператором предлагаются крайне льготные или даже вольготные условия местному партнёрскому МСБ, для того чтобы быстро расширить собственную сеть. Поэтому в ближайшие полгода такое окно возможности уже закроется для казахстанских точек торговли из- за достигнутого лимита. Далее новые заявки оператор всё же планирует удовлетворять, но на более жёстких условиях либо гарантийного депозита, либо гарантийной предоплаты за продукты, а также будет снижать агентскую комиссию. Для тех, кто работал с «Сәтті Жұлдыз» изначально, агентская комиссия будет неизменной.

На сегодняшний день интерес бизнеса подразумевает прибыль в виде агентской комиссии 6%. Если торговая точка реализовывает билет, который в итоге получит крупный выигрыш, то продавец премируется 1% от суммы выигрыша, а также отсутствуют затраты на вхождение в агентскую розницу.

«Ну и, кроме того, мы рекламируем наших партнёров. Реклама очень дорога, как в медиа, так и в социальных сетях, в цифровом маркетинге. Мы тратим деньги на рекламу этих точек. Любой человек, который живёт рядом, по геопозиционированию может обнаружить, что именно этот магазин и является агентом, продающим лотереи», – резюмировал Александр Тен.

АО «Сәтті Жұлдыз» была избрана единым оператором лотереи на территории Казахстана и запустила первые игры в марте 2018 года. Согласно закону, выигрыши свыше 50% от МЗП (минимальная заработная плата) облагаются налогом в 10%, то есть предусмотрено обязательное отчисление Единым оператором лотереи в бюджет государства 10% финансовых средств, собираемых от продажи лотерейных билетов. Акционерное общество «Сәтті Жұлдыз» в одностороннем порядке на добровольной основе предложила и увеличила сумму отчислений на развитие спорта с 10% до 15%.

На правах рекламы

Карина Нуртаева

Можно ли зарабатывать на подкастах в Казахстане

Новые перспективы применения аудиоформата.

06 Август 2020 15:53 696

Можно ли зарабатывать на подкастах в Казахстане

Подкасты – это аудиопрограммы, сериалы или блоги, которые можно скачивать или слушать онлайн. Как медиаформат он растет быстро и охватывает более 100 различных языков по всему миру. В качестве бизнеса подкасты привлекательны низким порогом входа. Их проще и дешевле создавать, чем тот же видеоконтент. В мире этот формат активно набирает популярность. По данным Musicoomph, ожидается, что к 2022 году выручка от подкастов достигнет $1,6 млрд. На данный момент существует более 850 тыс. активных подкастов и более 30 млн эпизодов подкастов. В Казахстане этот рынок еще не настолько развит. Большинство проектов записаны любителями и не приносят прибыли. Но есть и другие примеры. Корреспондент Inbusiness.kz пообщался с казахстанским фул-тайм-подкастером из Нур-Султана Елдаром Кудайбергеновым и узнал, как он зарабатывает на этой деятельности и что думает о дальнейшем развитии рынка.

Елдар, расскажите о своей деятельности фул-тайм-подкастера. Как давно Вы этим занимаетесь и с чего все начиналось? Чем Вы занимались до запуска своих подкастов?

Моя история начинается в далеком 2008 году. Тогда я с интересом слушал российские подкасты. Мне нравился такой формат получения информации своей не привязанностью к экрану. В то время большинство авторов были анонимными, Интернет – медленным, а YouТube не так развит. Подкасты выходили в формате разговоров, рассуждений, интервью или рассказов. В тот период я решил создать собственный подкаст о рок-музыке Казахстана. Встречался с местными музыкантами из Алматы. Мы сидели у них на репетиционных базах и общались. Они пели свои песни в акустике, рассказывали о них, о группе, делились историями из жизни. Готовый подкаст я выкладывал на российский сайт, который сейчас закрыт.

Затем я пошел в армию, и деятельность пришлось прекратить. Когда вернулся, устроился в Internews Kazakhstan веб-мастером (по первому образованию я программист). Потом мы с другом запустили стартап. Он не приносил прибыли, и пришлось его закрыть. Дальше мне предложили работу в полиции, в отделе информационной безопасности. Там я проработал пять лет. Получая второе высшее образование юриста, необходимое для работы, я заметил, что при равных условиях кто-то учится хорошо, а другим студентам это дается с трудом. Решил разобраться, почему так происходит. Оказалось, что в Казахстане действительно нигде не обучают тому, как именно нужно учиться, справляться с буллингом, стрессом. В то время как в США создана целая экосистема, посвященная этой теме. В этот период (2018 год) мне пришла идея создать подкаст об учебных навыках. В реализации идеи меня поддержал мой друг Николай Колесников. Мы нашли студию и начали приглашать туда людей. Первые гости были наши друзья, мы разбирали их опыт обучения. Так родился подкаст «Как учиться», который существует до сих пор.

Два года назад я начал задумываться о том, чтобы уйти из полиции. Осенью 2019 года решение было принято окончательно, и сейчас подкастинг – это мой основной род деятельности, на котором я зарабатываю. В этом важную роль сыграла моя жена. По сути, это был единственный человек, поддержавший меня, когда я сказал, что ухожу из полиции и хочу заниматься только подкастами.

Когда у Вас появились первые заработки от подкаста?

Изначально это был творческий порыв, который нужно было реализовать. О том, чтобы превратить это в свою работу, я и не думал. Подкастингом я активно занимаюсь два года, но прибыль деятельность начала приносить в этом году. Основной мой подкаст «Как учиться» не приносит денег, а создает имя. Через него люди видят, что я умею делать, и могут заказать консультацию, нанять внештатным сотрудником или заказать создание целого подкаста. Так я и зарабатываю.

Подкаст «Как учиться» независимый. Никто не влияет на его политику, и я могу задавать прямые вопросы. Прибыль он может приносить благодаря рекламе, но пока подходящих предложений не поступало. Реклама должна быть полезна для слушателей, а поступают предложения, которые далеки от сферы образования.

Второй подкаст – «Осознанный отец», создан по заказу UNFPA Kazakhstan. Тут мы обсуждаем тему семьи с психологами и другими специалистами.

В подкастинг сейчас приходит много людей, не знающих, что это такое. И одна из причин, почему я решил сделать это своей основной деятельностью, – я хочу, чтобы это направление не испортилось, как тот же блогинг.

Из чего состоят Ваши рабочие процессы? Как происходит процесс создания подкаста?

У меня есть домашняя студия, и до карантина я приглашал людей в нее. Раньше я привязывался ко времени и еженедельно выкладывал один эпизод. Потом понял, что лучше делать тогда, когда есть что-то стоящее. Сейчас эпизоды выходят раз в две недели или месяц. Сделать полностью один эпизод разговорного подкаста можно за два дня, если очень стараться. Потом его нужно отложить еще на пару дней, чтобы заново прослушать. Итого с момента записи до публикации занимает пять-семь дней. Чем сложнее эпизод, тем больше времени на него требуется. Когда я не знал, как редактировать, работать со смыслом и убирать лишнее, процесс занимал меньше времени.

Каково среднее число прослушиваний одного выпуска? Знаете ли Вы, сколько у Вас слушателей вообще?

Статистика довольно непонятная вещь, потому что каждая платформа показывает по-разному в зависимости от сервиса. Какой-то сервис сразу вещает аудио, которое лежит у меня в хостинге, на телефон. Есть сервисы, которые сначала скачивают к себе и раздают от себя. Именно поэтому статистика может различаться. Есть эпизоды, которые набирают за месяц 5 тыс. прослушиваний. В среднем это тысячу прослушиваний. На статистику сильно влияет приглашенный гость.

Как Вы понимаете, понравился подкаст слушателям или нет? Есть ли обратная связь?

У меня критерий один – если подкаст мой, то этот эпизод в первую очередь должен нравиться мне. Если подкаст заказчика, то должен нравиться ему. К аргументированным комментариям я прислушиваюсь, некоторым объясняю, почему где-то вышло так, а не иначе. По большей части выпуски хвалят.

Самое главное при создании подкаста – определить целевую аудиторию: кому конкретно ты вещаешь. Аудитория подкаста «Как учиться» – это студенты первых-вторых курсов университетов или колледжей и ученики 10-11 классов.

Как Вы себя продвигаете?

Тема образования не очень популярна, и маркетингом я особо не занимаюсь. О том, что вышел эпизод, рассказываю в социальных сетях.

Какие расходы есть у подкастеров?

В подкастинг порог вхождения очень низкий сейчас. Например, в том же 2008 году этот порог был высоким из-за того, что не было необходимого оборудования, Интернета, сервисов. Сейчас все намного проще.

Первым моим вложением была покупка микрофона за 50 тыс. тенге. Но это не обязательно. На самом деле подкаст можно записывать даже на телефон. У большинства телефонов на Andriod хорошо записывают диктофоны, а для iOS рекомендую диктофон RODE Reporter. Для редактирования есть специальные программы, поэтому реализация не сложна. Бесплатная и простая программа Audacity доступна как для Windows OS, также для Mac OS и Linux. Есть условно бесплатная программа Reaper. По подписке доступна программа Adobe Audition. Сложная и мощная.

В подкастинге сейчас главное не техника и логотипы, а то, насколько интересна и продумана концепция подкаста. Перед тем как начать запись подкаста, нужно его полностью продумать, вплоть до момента, когда и в каком месте его будут слушать. Это намного облегчит процесс создания. Например, я планирую так, что мой подкаст слушает студент первого-второго курса казахстанского университета в первой половине субботы, во время завтрака или уборки. Работа сильно упростится, если все это продумать вначале.

На каком этапе рынок подкастов в Казахстане сейчас и как он будет развиваться дальше, по Вашему мнению?

Сейчас этот рынок на стадии зародыша. Он еще не самостоятельный. Обычно запись подкастов у людей – это хобби или дополнительный заработок. И пока я единственный на всю страну, кто этим занимается как основной деятельностью. Еще аудитория делится на казахскую и русскую, и нас эта проблема не обошла стороной. Если сейчас делать качественный подкаст на казахском языке, то это привьет людям понимание качества. Чтобы достичь этой цели, с моим другом мы разрабатываем бесплатный онлайн-курс на казахском языке и ищем для него спонсоров.

Сфера подкастинга будет развиваться, появятся независимые подкаст-студии и отделы подкастинга при СМИ. Мои правила качественного подкаста следующие: нормализовать звук, уважать слушателей, делая максимально емкие и полезные эпизоды, и всегда выполнять то, что обещаешь в начале эпизода (раскрывать тему).

Какой совет Вы можете дать начинающим подкастерам?

Не спешите делать подкаст. Это дело кажется простым, хотя на самом деле трудное. Читайте книги про подкасты. Например, автора Эрика Нюзума «Пошумим». Одна из самых важных и полезных книг в этой сфере про смыслы подкастинга. Больше слушать, не только авторов СНГ, но и зарубежных. Чем больше слушаете, тем больше узнаете. Тут должен быть вкус, а он вырабатывается, когда ты много слушаешь и делаешь.

Мария Галушко
Фото из личного архива Елдара Кудайбергенова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Мы должны использовать две недели для подготовительной работы по выходу из локдауна – Тугжанов

Власти ставят цель подготовить бизнес к открытию 17 августа.

05 Август 2020 15:40 2611

Мы должны использовать две недели для подготовительной работы по выходу из локдауна – Тугжанов

За оставшиеся две недели до окончания карантина необходимо провести усиленную подготовительную работу по выходу из локлауна. Об этом сегодня в ходе совещания с предпринимателями отметил вице-премьер Ералы Тугжанов.

По его словам, «многие сферы являются контактными и вызывают ряд опасений». Он напомнил, что необходима абсолютная уверенность в безопасности и соблюдении всех мер: смена масок, перчаток, расстояние между креслами и оборудованием.

В свою очередь председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов подчеркнул, что у предпринимателей сложилось четкое понимание ситуации с коронавирусом. НПП на протяжении трех недель совместно с бизнесом, ассоциациями и минздравом разрабатывали четкие механизмы по восстановлению предпринимательской деятельности.

«Мы провели большую работу, и теперь бизнес просит четкие меры и регламенты, чтобы понимать зону ответственности. Осталось доработать несколько секторов, например HoReCa, где задействованы караоке и кальянные бары, рестораны, банкетные холлы. До 17 августа все доработаем, так как бизнес несет обязательства перед кредиторами и персоналом», – сказал глава Нацпалаты.

Как подчеркнул представитель ТОО Infitness Игорь Князев, фитнес-клубы готовы свести количество посетителей до минимума, но продление запрета на работу может поставить отрасль под удар. По его словам, содержание клубов дорогое, также у предпринимателей есть обязательства перед арендодателями, сотрудниками.

«Мы выработали строгий алгоритм, и все готовы его соблюдать, только просим не закрывать наши объекты», – обратился предприниматель.

Вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова поддержала образовательный сектор. По ее словам, запуск частных школ снизит тенденцию закрытия школ и станет «пилотом» для общеобразовательных госучреждений по дальнейшему открытию.

«Мы поддерживаем инициативу бизнеса в части открытия с соблюдением всех норм и правил. Многие частные организации были готовы еще в четвертой четверти продолжить работу с соблюдением требований санбезопасности.

Также, продолжила спикер, необходимо открывать коррекционные классы, которые занимаются с особенными детьми. Они не могут обучаться онлайн, и необходимо непосредственное общение с педагогами для дальнейшего развития.

Председатель Клуба рестораторов Нур-Султана Вероника Нурпеисова выразила готовность субъектов сферы HoReCa к работе в новых посткарантинных условиях. Директор Ассоциации торговых предприятий Казахстана Ермек Рахметов также рассказал, что торговые рынки готовы к приему посетителей. Предприниматели готовы установить турникеты, чтобы контролировать наполняемость, сократить количество входных групп и поток на 30-50% от мощности.

«Много вопросов о добросовестных и недобросовестных предпринимателях, обнаружено более семи тысяч нарушений. Вопрос заболеваемости стоит остро, и это наш приоритет. Я понимаю, что все заинтересованы в развитии отраслей, но прошу соблюдать простые меры. Хотелось бы, чтобы бизнес понимал уровень ответственности», – резюмировал Ералы Тугжанов.

Саян Абаев


Подпишитесь на наш канал Telegram!