/img/tv1.svg
RU KZ
«Ситуация с пастбищами в стране просто патовая»

«Ситуация с пастбищами в стране просто патовая»

Из имеющихся 187 млн га пастбищных земель не эксплуатируется 100 млн га. 

09:10 13 Октябрь 2016 1683

«Ситуация с пастбищами в стране просто патовая»

Автор:

Гульназ Муканова

План эксплуатации пастбища будут разрабатывать местные исполнительные органы вместе с органами местного самоуправления. В нем будет определен объем земель, их производительность, количество поголовья выпасаемого скота, доля неиспользуемых участков и прочее. Основной план утверждает районный представительный орган – маслихат, после этого план становится нормативным актом. Размер пастбища будет определяться в соответствии с размером поголовья.

«Рациональное использование пастбищ начинается с нормы нагрузки пастбищ. Сегодня эти нормы нарушаются, и из-за этого это (не пастбище, а – прим. ред.) футбольное поле. Разрабатывает норму нагрузки на пастбище уполномоченный орган  по регионам в разрезе типов пастбищ природных климатических зон. Адресно по регионам нормативы будут разработаны и будут использовать в целом по пастбищным угодьям», – уточнил депутат мажилиса Жексенбай Дуйсебаев, презентуя перед коллегами инициированный парламентариями законопроект «О пастбищах».

Он акцентировал, что именно план по управлению и использованию пастбищ является «ядром законопроекта». От того, насколько грамотно и правильно он будет составлен и будет зависеть рациональное использование пастбищ по республике.

Как стало ясно из многочисленных выступлений депутатов, ситуация с пастбищами в стране просто патовая. Из имеющихся 187 млн га пастбищных земель не эксплуатируется 100 млн га. Не соблюдается норма их использования – вместе положенных 5 га на одну голову скота приходится ре более 2-3 га. В результате 27 млн га земли подвергаются деградации и эта цифра увеличивается с каждым годом.

Кроме того 70% скота  (а общее количество поголовья составляет 27 млн голов всех видов животных) пасется на землях, находящихся в непосредственной близости с населенным пунктом. А значит, эти пастбища используются чаще и реже восстанавливаются, поскольку большинство скота содержится мелкими хозяйствами и подворьями, и не все из них имеют финансовую возможность пасти скот на отгонных и отдаленных пастбищах.

Удивительно, замечают парламентарии, что, обладая такими огромными площадями пастбищ и имея столько проблем, в стране до сих пор не было отдельного закона о пастбищах.

Отвечая на вопросы депутатов, вице-министр сельского хозяйства Гульмира Исаева отметила, что в скором времени будет разработана карты, с помощью которых можно будет узнать число, местоположение и пользователей пастбищ.

«Есть карты, но они до конца не доработаны, так как не учтены данные по всем областям. К концу этого года карта будет завершена и вывешена на информ-ресурсе, где будет дано четкое указание границ пастбищных участков, кто их пользователь, а также степень их обводненности и деградации», – добавила она.

Если выяснится, что пастбище в течение двух лет используется неэффективно, оно будет изъято. Аналогичная норма действует в отношении пашен, но там изъятие земель предусматривается в течение пяти лет. По мнению разработчиков, в случае с пастбищами это слишком большой срок.

Параллельно будет проводиться работа по восстановлению и обновлению пастбищ. В частности, информировала Гульмира Исаева, в данный момент правительство создает сеть обводнительных сооружений, чтобы задействовать отгонные пастбища. На сегодня установлено 1377 колодцев на 4 млрд тенге. До 2020 года планируется довести цифру до 4,5 тыс. колодцев.

После бурных обсуждений, законопроект был одобрен мажилисменами в первом чтении и благополучно направлен на второе чтение.

Гульназ Муканова

Замкнутый круг: чтобы выкупить землю – нужны заемные средства, чтобы получить кредит – нужна земля

Актюбинские предприниматели просят снизить ставки платы за земельные участки индустриальной зоны.

19 Октябрь 2020 08:00 1161

С обращением об оказании содействия в разрешении вопроса, связанного со снижением стоимости земельного участка в индустриальной зоне (ИЗ), в Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции РПП Актюбинской области «Атамекен» обратились ТОО FIBC Kazakhstan и Baumaster International.

Системная проблема

У предпринимателей возникла дилемма. Им нужны заемные средства, чтобы развивать бизнес. Но банки не дают кредит, так как земля является собственностью СПК «Актобе». Чтобы ее выкупить, нужны деньги, причем немалые. Замкнутый круг. Причем это проблема не только двух компаний, обратившихся в РПП, она системная и касается всех резидентов индустриальной зоны «Актобе».

Все дело в оценке земли, а если точнее, в поправочном коэффициенте к базовой ставке платы за земельные участки. По решению облмаслихата «Об утверждении границ оценочных зон и поправочных коэффициентов к базовым ставкам платы за земельные участки города Актобе» № 350 от 11 декабря 2015 года и внесенным изменениям в августе 2018-го данный коэффициент составляет 1,5. Это оценочная зона № 3. А вот если бы это была оценочная зона № 7, то и коэффициент, соответственно, составлял бы 0,5.

«У FIBC Kazakhstan большой инвестиционный проект. В 2016 году заключен договор о его реализации и аренды земельного участка между компанией и СПК «Актобе». Реализация проекта предусматривает четыре этапа. Первый этап закончен, второй подходит к завершению. Инвестировано 200 млн тенге собственных средств. ТОО производит полипропиленовую упаковку биг-бэг, вагонные вкладыши и полога. Заключены договоры с компаниями ТШО и «СНПС-Актобемунайгаз», а также АЗФ. Но впереди еще два этапа реализации проекта. Нужны инвестиции. Обратившись в БВУ, компания получила отказ, потому что не имеет в собственности земельного участка», – пояснил заместитель директора РПП Руслан Куйшинов.

Та же история и с Baumaster International. Компания реализовала первый этап строительства цеха по производству вододисперсионной краски за счет собственных средств. Инвестиции составили 71 млн тенге. В настоящее время планируется второй этап строительства, и для дальнейшего расширения производства компании необходимы заемные средства (общая сумма проекта – 320 млн тенге). Имущество, предложенное в залог, банк не принимает без оформления земельного участка в частную собственность.

Не бейте по руке дающей!

Два гектара земли для FIBC Kazakhstan обойдутся в 38 млн тенге при поправочном коэффициенте 1,5. А вот при 0,5, считайте, в три раза дешевле. Почти 40 млн тенге ТОО не может просто так где-то найти. И это притом, что только за девять месяцев 2020 года компания заплатила в бюджет 77 млн тенге налогов. Трудоустроено 30 человек. По словам директора компании Ботагоз Тайбукеновой, при нынешнем положении дел ей просто придется закрыть предприятие, а людей уволить.

«Раньше мы арендовали помещение в Актобе, платили 600 тыс. тенге в месяц и забот не знали. А теперь даже производственные издержки стали больше. У нас такое ощущение, что нас в ИЗ просто заманили», – рассказала директор ТОО FIBC Kazakhstan.

А земля с каждым годом лишь дорожает. Если в 2016 году гектар в ИЗ стоил 12 млн тенге, то сегодня уже 19 млн. Пытались этот вопрос решить, чтобы изменить коэффициент, но это был замкнутый круг. СПК направила обращение в уполномоченный орган (управление сельского хозяйства). Оттуда – в городской акимат и «Правительство для граждан». В последнем поясняют, что согласно методике расчета, утвержденной министром по инвестициям и развитию РК в январе 2016 года (кстати, утратившем силу приказом министра информации и коммуникации РК еще в ноябре 2018 года), земли ИЗ относятся к № 3 с рекомендуемым поправочным коэффициентом 1,5.

Земля ИЗ – это собственность города. Заместитель акима Актобе Сергей Ли отметил, что МИО не против пересмотра коэффициента в сторону уменьшения. В ходе дискуссии выяснилось, что и госкорпорация «Правительство для граждан» еще раз пересмотрит свой расчет. Вот только методику они изменить не могут.

Казнить нельзя помиловать

Однако председатель Совета по защите прав предпринимателей Есимхан Курмангазин заметил, обращаясь к замакима города:

«Главное, что вы не возражаете. Сам механизм мы проработали, расчеты есть. Чтобы перевести эти земли с третьей зональности в седьмую, проблем нет. Надо успеть решить этот вопрос до декабрьской сессии облмаслихата».

«Вы, пожалуйста, еще раз изучите все факторы и подразделы, влияющие на определение зональности. Надо вернуться к этому вопросу и внимательно пересчитать», – обратилась к представителю госкорпорации секретарь облмаслихата Сания Калдыгулова, отметив, что все вопросы надо решить оперативно.

В завершение заседания Совет по защите прав предпринимателей принял резолюцию, в которой рекомендовал городскому маслихату провести необходимые процедуры по внесению изменений в решение облмаслихата № 350 от 11 декабря 2015 года с перенесением земель ИЗ в оценочную зону № 7 с оценочным коэффициентом 0,5.

Остается только ждать декабрьской сессии областного маслихата и положительного решения вопроса. В противном случае предприятия индустриальной зоны ждут не самые лучшие времена.

Семён Данилов


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Цены на земельные участки предлагают публиковать на геокартах

Какие изменения планируются в законодательстве для цифровизации земельных отношений.

02 Сентябрь 2020 11:37 8356

Комитет по управлению земельными ресурсами министерства сельского хозяйства Казахстана разработал пакет законодательных изменений для цифровизации сферы земельных отношений в стране. Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам цифровизации государственных услуг в рамках единого государственного кадастра недвижимости» обнародован https://www.gov.kz/memleket/entities/moa/documents/details/62202?lang=ru на сайте госоргана.

Одна из новелл поправок – указание стоимости земельных участков на публичной цифровой карте. Норму планируется дополнить в 10-ю статью Земельного кодекса РК.

«1) Статью 10 дополнить пунктом 5-1 следующего содержания: 5-1. Информация о базовых ставках платы за земельные участки и кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка подлежит обязательному размещению на публичной цифровой карте»; 2) статью 11 дополнить пунктом 5-1 следующего содержания: 5-1. Информация о поправочных коэффициентах к базовым ставкам платы за земельные участки подлежит обязательному размещению на публичной цифровой карте», – сообщается в проекте закона.

Публичная кадастровая карта, в свою очередь, определяется в документе, как интерактивная цифровая карта местности, которая является государственным электронным ресурсом, созданная (создаваемая) путем цифрования картографических источников, фотограмметрической обработки данных дистанционного зондирования, представляемая в графическом и текстовом режиме и содержащая сведения из земельного, правового, природного и иных кадастров.

Также в проекте информационная система единого государственного кадастра недвижимости предлагается как ресурс, содержащий сведения о границах земельных участков, собственниках этих наделов и землепользователях.

В законопроекте оговаривается и порядок предоставления земельного участка в электронном виде. Так, предоставление права на землю, находящуюся в государственной собственности, предлагается осуществлять следующим способом:

  • предоставление права на земельный участок из земель, находящихся в государственной собственности, в электронном виде;
  • предоставление права на земельный участок путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или предоставление права аренды земельного участка в электронном виде;
  • физические или юридические лица, заинтересованные в получении прав на земельный участок, подают заявление посредством портала электронного правительства с приложением схемы испрашиваемого земельного участка, формируемого на публичной цифровой карте, размещенной в информационной системе;
  • порядок предоставления осуществляется на региональных геоинформационных системах местных исполнительных органов посредством выбора земельного участка на «Публичной карте» информационной системы единого государственного кадастра недвижимости;
  • порядок предоставления права на земельный участок из земель, находящихся в государственной собственности, в электронном виде определяется правительством Республики Казахстан;
  • земельный участок, предназначенный для продажи, выставляется на торги после: определения границ земельного участка; определения целевого назначения земельного участка и его кадастровой (оценочной) стоимости; принятия решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов); публикации сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) на региональной геоинформационной системе и размещения информации на публичной кадастровой карте информационной системы.

Основанием для участия на торгах в электронной форме является подача заявления на участие в аукционе по продаже права частной собственности (право аренды) на земельный участок на электронной торговой площадке. При проведении торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства в электронном виде заключение земельной комиссии не требуется.

Порядок предоставления права на земельный участок путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или предоставления права аренды земельного участка в электронном виде определяется правительством Республики Казахстан».

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!