- Сергей Алексеевич, какие перспективы авиационного сотрудничества с Казахстаном видит российский Минтранспорта и как продвигаются ваши переговоры по "дорожной карте"?
- Они, по большому счету, в рабочем режиме не прекращаются. Мы направили казахстанской стороне дорожную карту, в которой наше видение это - развития сети новых маршрутов. На утренней панельной сессии (XIII форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Астане – прим. Авт) обсуждались вопросы о том, что больше маршрутов должны развиваться. У нас в основном есть маршруты между столицами – Астана, Алматы, Санкт-Петербург, Москва - а надо большое развивать именно региональное направление. То есть между городами Казахстана и городами России - Сибирского, Дальневосточного направления. Вот такую карту мы представили казахстанским коллегам. Сейчас она изучается. Как только будут какие-то предложения и решения, мы будем готовы хоть завтра садиться за стол переговоров.
- Если говорить детально, то ваше министерство предложило ввести нашим странам по второму перевозчику на полеты в Астану, Алматы и Москву, а также реализовать концепцию "открытого неба"?
- Мы предложили второго перевозчика, фактически согласие на это двигается. Думаю, что он (второй авиаперевозчик – прим. Авт) будет. И также давнее наше предложение, которое мы озвучивали всем странам СНГ и Казахстану в частности, это открытое небо. То есть нужно понимать, что свобода конкуренции снижает цены, увеличивается возможность пассажиров перемещаться.
- Как казахстанская сторона встретила данные предложения?
- У нас нет официальной реакции на открытое небо пока, поэтому не могу комментировать. А второй перевозчик… я предполагаю, что мы получим добро.
- Вы ожидаете, что назначение второго перевозчика все-таки одобрят? Исходя из каких факторов вы делаете такое предположение?
- Да. Из наших переговоров.
- На ваш взгляд, есть ли в Казахстане перевозчик помимо "Эйр Астаны", который сможет конкурировать со второй российской авиакомпанией на маршрутах в Астану, Алматы и Москву?
- Отсутствие конкуренции как раз позволяет не создавать ничего. Монополизм это и есть самое худшее, что может быть в транспортной сфере. Как только будет конкуренция и понимание, что твоего пассажира подхватят, и ты не будешь возить и зарабатывать, появится второй и третий и четвертый перевозчик.
- Почему российской стороне важно договориться с казахстанскими коллегами по данному вопросу? Например, национальный перевозчик Казахстана "Эйр Астана" не так позитивно относится к такой перспективе.
- Вы посмотрите, что сегодня происходит. У нас по сообщению Москва-Минск летает 109 рейсов, а в Казахстан только 21. Поэтому второй перевозчик - это возможность расширения сети маршрутов. К примеру, на каком-то маршруте наш основной перевозчик не захотел полететь, допустим, в Караганду, а второй полетит.
- В беседе с abctv.kz президент "Эйр Астаны" Питер Фостер упомянул, что с назначением второго перевозчика Казахстан может потерять часть транзитного потенциала, и бизнес-пассажиры будут летать в Европу через Москву.
- В этом и заключается логика монополиста, который хочет зарабатывать только для себя и думает только о себе. Министерства транспорта России и Казахстана конечно должны защищать бизнес, в том числе национальный. Но, в первую очередь, думать надо о пассажире, о том для кого собственно бизнес и работает. А создать комфортные условия только для бизнеса в ущерб пассажирам это, извините, неправильный принцип.
- Так же г-н Фостер отметил, что это приведет к ценовым войнам, от которых не выиграет никто.
- Человек выиграет. В частности, пассажир.
- Какие еще предложения звучали по дорожной карте?
- Она достаточно большая. Поскольку она пока еще казахстанской стороной не рассмотрена, я бы не хотел бы комментировать.
- На ваш взгляд, как быстро мы договоримся?
- Это вопрос уже к вашему министерству.
Напомним, ранее министерство транспорта России направило министерству по инвестициям и развитию Казахстана пакет предложений по транспортному сотрудничеству, так называемую "дорожную карту". Российская сторона выступает за назначение вторых авиаперевозчиков от каждой страны на полетах в Астану, Алматы и Москву, а также реализовать концепцию "евразийского открытого неба".
В интервью abctv.kz министр по инвестициям и развитию (МИР) Женис Касымбек пояснил, что по гражданской авиации страны договорились практически по всем вопросам кроме назначения второго перевозчика. Что касается "открытого неба" - "такой вопрос не поднимается вообще". Следующие переговоры пройдут уже зимой.
Глава МИРа пообещал, что при принятии решения о вторых перевозчиках интересы пассажиров примут во внимание. Ранее он заявлял о том, что казахстанский авиарынок могут либерализовать для российских перевозчиков не ранее 2025 года.
Куралай Абылгазина