"Статус транзитного города откроет невероятные возможности для Риддера"

6659

О перспективах сельского хозяйства и как моногород собирается конкурировать с горным Алтаем, abctv.kz рассказал руководитель филиала Палаты предпринимателей Риддера Василий Русин.

"Статус транзитного города откроет невероятные возможности для Риддера"

- Василий Федорович,  расскажите, пожалуйста, какие интересные инвестиционные проекты  планируете реализовать в этом году?

- Всего планируется реализовать свыше 20 инвестпроектов, большинство из них относятся к сельскому хозяйству и сфере туризма. Акиматом области на сегодня выделено 10 млн тенге на гранты по инновационным проектам. Сейчас занимаемся сбором заявок, помогаем готовить бизнес-планы. Основной упор делается все же на сельское хозяйство, вокруг Риддера необходимо создать пояс продовольственной безопасности. На сегодня городу не хватает мясной продукции, у нас производится всего 50-60% от потребления. Не на полную мощность работает молочный завод ТОО "Милка". Он загружен всего лишь на 25-30%. Хотя мощность производства – до 5 тонн молока в день. Сырье для молочного завода ТОО "Милка" в основном завозится из села Выдриха Шемонаихинского района. У своих частных подворий молока хватает только на себя. В прошлом году мы начали работать над стимулированием крестьян, чтобы повысить поголовье скота.  Наша задача – закрыть потребность населения в молоке и мясе.

В рамках развития отрасли сельского хозяйства у нас реализовываются два проекта по реконструкции двух молочно-товарных ферм (МТФ): КХ "Дудкин" на 400 голов, КХ "Достар" на 200 голов в селе Пригородное. К КХ "Достар" по "Дорожной карте бизнеса – 2020" в этом году подведена линия электропередач. Реконструкцию они пока проводят за свой счет. После того как они подготовят проектно-сметную документацию (ПСД), возьмут заключения экспертов, будет решаться вопрос их кредитного льготного финансирования. Стоимость  последнего проекта  по выращиванию племенного скота порядка 300 млн тенге. Также есть проекты  МТФ КХ "Заря" на 100 голов и КХ "Жамалханова" на 200 голов.

- Кстати, по проекту КХ "Жамалханова". Насколько мне известно, МТФ на 200 голов планируется построить в селе Поперечном. Проект должен был запуститься в прошлом году. Но, оказалось, что 50 млн тенге государственных средств, которые ферма получила, будучи в составе кредитного товарищества, растворились в кармане руководителя. Вместе с самим руководителем кредитного товарищества (КТ) в прошлом году осудили и экс-руководителя отдела предпринимательства Риддера...

- Давайте я не буду это комментировать, не моя это прерогатива. По крайней мере, государственные деньги – 50 млн тенге, выделенные на КТ, ушли в другие карманы. А везде на собраниях говорили, что эти средства потрачены на приобретение скота для КХ "Жамалханова" (она состояла в КТ). Сразу после этого Малика Жамалханова вышла из кредитного товарищества. Теперь она кооперируется с другими крестьянами. Получила земельный участок 200 га. На базе КХ создают кооператив. Это будет первым сельхозкооперативом в Риддере.

В целом из тех кредитных товариществ (КТ), которые были образованы в самом начале объединения в товарищества в 2012-2013 годах, сейчас единицы остались на плаву, которые нормально деньги возвращают. Многие сели в тюрьму. Потому что необдуманно все делалось. Люди, возможно, оглядываясь назад, вспоминали советское прошлое, когда в совхозы вкладывало государство, и многие деньги государство даже не спрашивало. Была ситуация, когда по разнарядке приходили и говорили, заберите там комбайн, трактор. Но это была система государственного распределения. В рыночных условиях спрос совершенно другой. Здесь нужно все взвесить, просчитать, чтобы была соответствующая кормовая база, нужно ветеринарное обслуживание скота. Чтобы не повторять ошибок прошлых лет, мы стараемся по максимуму ответственно подходить к вопросу объединения в кооперативы.

- Скажите, а как в Риддере с рабочими кадрами? Вы же не сельскохозяйственный регион. Только в этом направлении развиваетесь.

- Да, это проблема на самом деле. У нас острый дефицит тех же самых доярок, очень трудно найти хорошего скотника. Для того чтобы решать эти проблемы, нужно стабильное хозяйство, где будет гарантирована заработная плата, обеспечены нормальные условия для работника. Вообще, фермерский труд тяжелый, поэтому у нас редко кто хочет заниматься сельским хозяйством. Мы стараемся всячески поддерживать тех, кто берется за это дело.  

- Сколько в Риддере предприятий среднего и малого бизнеса? И каковы основные их проблемы?

- Всего предприятий насчитывается свыше 4 тысяч. Есть вопросы распределения земельных участков под бизнес. Законодательно местные исполнительные органы не могут оперативно реагировать на запросы предпринимателей. Допустим, я хочу поставить павильон. Прежде узнал, что это место свободно и там ничего проектом города не предусмотрено. Подаю заявление. Местные исполнительные органы определяют, можно ли использовать данный участок под такую деятельность. Если можно, то получают все заключения и документацию, чтобы выставить эту землю на аукцион. Но эта процедура очень длительная. То деньги не предусмотрены на эти процедуры, то заключения долго проходят. Даже под рекламные щиты полгода у предпринимателя уходит, чтобы оформить этот земельный участок. За это время к этому участку востребованность отпадает. Объявляется аукцион на продажу, но никто не приходит.

По заготовке дров есть вопросы. В новом кодексе предусмотрена безвозмездная отдача в виде санитарных чисток. Но в правилах лесопользования эта норма не прописана. И допустим, те же лесные хозяйства не имеют права на сегодня отдавать дрова бесплатно. Естественно, если хозяйство находится в одном месте, ему невыгодно получать дрова и везти из другого населенного пункта. Необходим проект даже на санитарную чистку и выдачу поваленных деревьев на дрова. Мы в конце прошлого года собирали людей и говорили, что они должны заблаговременно подать заявления, чтобы лесные хозяйства успели вовремя пройти все процедуры. Но наши люди не приучены, чтобы заранее готовиться к зиме. Возможно, эти правила как-то оправданы, чтобы избежать самовольных действий со стороны лесников, государство их держит на контроле. У нас сейчас четыре лесхоза, которые взяли участки на 49 лет в аренду. Остальные работают в рамках санитарных рубок. В этом году мораторий объявили на санитарные рубки хвойных деревьев. На нас это особо сказалось, учитывая то, что приличное количество хозяйств на этом жили и обеспечивали рабочими местами людей. Санитарной чисткой занимались свыше 15 предприятий.  Теперь ограничены и вынуждены менять профиль.

- А насчет магазинов? Я слышала, что мелкие торговые точки закрываются. В связи с чем?

-  Да, есть такое. С 2015 года ввели лицензированный сбор на деятельность розничной торговли алкогольной продукцией. Причем подходы абсолютно ко всем одинаковые. 100 МРП платят все предприниматели, независимо от площади, территории магазина, количества продаваемого алкоголя. Вот я приобретаю лицензию на право осуществлять торговлю алкоголем. И я должен заработать эти 100 МРП именно от реализации алкоголя. Но одно дело – крупный магазин площадью 150 кв. метров, в котором продается один алкоголь, и другое дело – магазин площадью в пределах 35-40 кв. метров, и таких у нас больше намного. Разница есть. А суммы одинаковые платят.  Сейчас из-за этого многие мелкие магазины закрываются. Другой парадокс в том, что платить нужно, если даже предприниматель приостановил деятельность и официально написал заявление в налоговый орган о том, что закрылись, но не сдал саму лицензию. Ведь лицензионный сбор платится за деятельность. Налоговые органы, когда вводили эту норму, написали, что плательщиками являются предприниматели или налогоплательщики, получившие лицензию. Получил лицензию, независимо оттого, работаешь или нет, плати лицензионный сбор. Но ведь бывают ситуации, когда предприниматель может остановить деятельность в связи с ремонтом, например. Но ты обязательно должен сдать лицензию. Так написано в нормах законодательства, и так ее сейчас на местах трактуют. Налоговики могут сказать, а как мы узнаем, работает предприятие или нет. А узнать очень просто. Вся алкогольная продукция, начиная с 2013 года, идет с электронными сопроводительными накладными. И каждый собственник в электронном виде через личный кабинет подтверждает, что да, действительно, такую-то партию продукции с указанием ассортимента, количества, цен я получил. И нет проблем. Можно забить любой ИИН – и выдадут количество проданной предприятием за предыдущие годы продукции. Мы сейчас собираем подписи под предложением о внесении изменений в Налоговый кодекс. Я предложил, чтобы дифференцированно подходили, в зависимости от количества проданной продукции за прошлый год. Ведь не должен я прибыль, полученную от продажи сахара, допустим, платить за лицензионный сбор алкогольной продукции. Это же неправильно. На сегодня из-за этого закрылись около 10 магазинов. Некоторые отказались от продажи алкоголя.

- У местных властей большие планы по развитию туризма…

- Туристы приезжали в Риддер и будут приезжать. На территории Риддера имеется около 11 круглогодичных баз отдыха. Пока туда приезжают разрозненными группами. В прошлом году из Прибалтики несколько групп было, немцы любят к нам ездить. Сегодня мы ставим задачу, чтобы был организованный туризм. Работаем с хозяевами баз отдыха. Задача перед всеми поставлена о себе заявить, рассказать, что есть, и кто готов встретить, покормить людей. Естественно, ориентируемся еще и на то, что турист с собой увозит. Сейчас работаем над тем, чтобы разработать маршруты для туристов, чтобы они больше двух суток на одной базе не находились.

- В акимате города говорят, что планируется строительство  новых  шикарных баз отдыха. В том числе рассказали, что бизнесмен из Алматы уже начал строительство снегоходной школы, что в дальнейшем в его планах построить горнолыжную базу с канатной дорогой. Насколько это реально?

- Есть крупные проекты. Желающие строить заявляют об этом. К примеру, есть проект "Ана тау" спортивного направления, где больше условий предполагается создать для подготовки биатлонистов. Но там сложные условия, чтобы дорогу провести туда, канатную дорогу сделать. Без крупного инвестора эти проекты останутся на уровне идей. Условия здесь есть, такие же, как в Алтайских Альпах, Кемеровской области. Но крупных инвесторов пока нет. Из Алматы один инвестор вроде интересуется, хочет горнолыжную базу сделать. Просит землю. Выделили участок под инвестпроект. Но потом он отказался от него, якобы теневая сторона. Попросил в другой стороне. Там пришлось ряд организационных решений принимать, чтобы пойти навстречу и создать условия. Лишь бы пришел инвестор. Он и от второго участка отказался. Якобы невозможно всесезонные условия для бизнеса создать. Вот он еще в поиске. Поэтому говорить о том, что это реальный проект, несерьезно.

- Риддерчане с огромным нетерпением ждут, когда будет открыта граница с Россией. Казахстанская сторона свои обязательства в этом плане выполнила. Дорога до границы подведена. Осталось, чтобы россияне со своей стороны подвели дорогу протяженностью 30-40 км. Но дороги со стороны России еще нет. Как вы думаете, почему? И какие возможности будут у вас, когда граница все-таки откроется?

- Возможно, они не хотят, потому что в Алтайском крае очень развита туристическая отрасль. Соответственно, может, боятся конкуренции, оттока туристов или просто руки не доходят. Россия же большая. Рано или поздно граница должна открыться. И тогда мы будем не тупиковым городом, а транзитным. Статус транзитного города откроет невероятные возможности для Риддера. Откроется возможность транзита из Китая, доступа, движения товаров в Россию, Сибирь, Байкал и дальше – в Монголию. Будет совершенно другой поток авто, туристов, естественно, открылись бы новые рабочие места в сфере обслуживания. У нас многие предприниматели этого ждут. В свое время выкупили земельные участки для того, чтобы развить придорожный сервис. Они в ожидании, когда откроется граница. Есть предприниматели из Павлодара, которые выкупили землю в районе Зеленого луга и готовые сидят. А там нет электричества, на генераторах далеко не уедешь.

- Сколько туристов посещают риддерские базы отдыха?

- На сегодняшний день при нашем уровне готовности мы можем принять в пределах 35 тысяч туристов в год. Как правило, едут, чтобы провести выходные на свежем воздухе. Но некоторые наши базы испытывают проблемы электроснабжения и работают на генераторах. Соответственно, нет такого сервиса, как питание. Еду туристам приходится самим привозить. Сейчас разработана проектно-сметная документация на строительство линии электропередач  с подстанциями до границы с Алтайским краем стоимостью порядка 600 млн тенге. Протяженность примерно 40 км. Она пойдет вдоль трассы, оттуда будут запитаны все базы отдыха. И это будут совершенно другие условия. Сейчас местные власти пытаются найти источник финансирования на эти цели.

На сегодня без электричества, естественно, предприниматели опасаются вкладывать деньги. Предоставление им условий будет гарантией того, что их вложения начнут давать отдачу. Они пока не рентабельны. Работают время от времени, хотя могут круглогодично принимать туристов. К нам приезжают те, кого устраивают горы, походы, тайга…

Жанар Асылханова, Риддер

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться