DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 311,62 Brent 36,55
«Три конкретных министерства мешают развитию туризма»

«Три конкретных министерства мешают развитию туризма»

Представители бизнеса в отрасли заявили, что страна не смогла удержать темпов интереса к въездному туризму после Экспо.

25 Октябрь 2018 11:25 2726

«Три конкретных министерства мешают развитию туризма»

Автор:

Аскар Муминов

Участники туристского рынка предложили, чтобы правительство обратило внимание на опыт Узбекистана по увеличению турпотока в два раза за один год.

Они рассказали, что положительно отреагировали на принятие госпрограммы по развитию туризма в РК до 2023 года, однако признали, что проблем в сфере накопилось немало и отставание даже от соседей становится всё более наглядным. Как раз сегодня, 25 октября, в Алматы проходят общественные слушания по данным проблемам с участием в том числе чиновников и журналистов.

Директор Казахстанской туристской ассоциации (КТА), Рашида Шайкенова, заметила, что, видимо, в правительстве осознали, что в условиях спада цен на энергоресурсы туризм может стать перспективной сферой развития для всей страны.

При этом в туристской отрасли жизненно необходима государственная поддержка, убеждена она. По её словам, отрасли нужны не деньги, а чтобы государство создало необходимую инфраструктуру в стране, которая бы привлекла иностранных туристов. Нужны нормальные гостиницы, достойные турпакеты, решение визовых проблем, подчеркнула г-жа Шайкенова.

Она заметила, что сейчас туристский рынок Казахстана начинает переориентироваться в направлении развития въездного и внутреннего туризма. Шайкенова заметила, что отрасли необходимы длинные кредиты, так как возвратность средств в туризме довольно длительная, нужна земля в виде натурного гранта, чтобы развивать инфраструктуру.

Легче поехать в Турцию, чем на Алаколь

Глава КТА предложила создать систему тур-сертификатов для казахстанцев, в рамках которых по доступным ценам люди могли бы семьями ездить на ведущие курорты страны, такие как Алаколь и Боровое, так как при действующих ценах это могут себе позволить единицы.

Поэтому, по словам Шайкеновой, такая низкая отдача от местных курортов.

«Пока у нас внутри такие цены, конечно, люди будут ездить в Турцию», – сказала она.

Также, по словам Шайкеновой, было бы целесообразно разработать программы для детей и школьников, чтобы им субсидировали авиаперелёты в детские лагеря, дома отдыха, необходимо снижение цен на транспортные перевозки в целом, считает она.

Шайкенова убеждена, что необходимо срочно принять правила политики открытого неба пятой степени, ввести государственное регулирование цен на авиакеросин и создать национального лоукостера.

При этом, по её словам, туристская отрасль не станет государственным иждивенцем и не просит освобождения от налогов, однако на первоначальных этапах необходимы фискальные преференции.

«Дайте закупить без таможенной пошлины оборудование, потому как оно почти полностью приобретается за рубежом. Если поставить предприятие на ноги, вырастить его, чтобы оно начало получать прибыль, то все деньги вернутся государству в виде налогов. Даже при условных потерях государства в размере 25 миллиардов тенге от недополученных налогов и вложения бюджетных денег на внешнюю инфраструктуру в размере 300 миллиардов тенге экономика получит дополнительно примерно 600 миллиардов тенге прямых инвестиций и будет создано свыше 60 тысяч новых рабочих мест», – сказала г-жа Шайкенова.

Интерес после EXPO удержать не удалось

Директор КТА рассказала, что, несмотря на критику выставки Экспо в соцсетях, турпоток в Казахстан в период её проведения вырос в 18 раз. Значительная часть местных операторов переориентировались и стали работать на въездной туризм, подчеркнула г-жа Шайкенова. Так, если до 2017 года около 82% турфирм в РК работали на выездной туризм, то сейчас ситуация меняется. В 2018 году объём внутренних туров вырос на 8%.

«Наши главные предложения связаны с развитием туристской инфраструктуры, либерализацией визовой и миграционной политики, повышением транспортной доступности туристических объектов и дестинаций, продвижением туристского бренда, совершенствованием стандартов сервиса и кадрового обеспечения», – сказала г-жа Шайкенова.

Президент КТА Роза Асанбаева также считает, что после выставки интерес к Казахстану вырос. По её словам, в 2017 году было проведено 90 road-show по продвижению Экспо по всему миру, итогом стало то, что Казахстан попал на 52-е место среди мест, которые необходимо посетить, по версии New York Times, 17-е место – в Huffington Post, был представлен в TripAdvisor.

Г-жа Асанбаева заметила, что в пику к этому интересу к Казахстану государство и решило разработать концепцию развития отрасли. Она назвала некоторые её целевые индикаторы. Так, в целом на программу планируется потратить $5,8 млрд, предложено ввести Bed Tax – сбор с места проживания от иностранцев по $2 за каждый день пребывания.

Конечной целью должно стать увеличение внешнего туристического потока до 9 млн человек с 6,6 млн, число внутренних туристов должно вырасти до 8 млн человек с 4,6 млн, число занятых в сфере туризма должно вырасти до 650 тыс. человек с нынешних 400 тыс. человек, а доля сферы в ВВП к 2025 году увеличится с 1% до 8%.

Вместе с тем Асанбаева признала, что пока всё это лишь красивые планы, реальность более удручающая.

«Мы не смогли удержать темпов повышенного интереса к Казахстану после Экспо. Только при наличии прямого интереса и контроля со стороны правительства возможно продвижение отрасли на новый качественный уровень», – сказала она.

Бюрократы мешают туризму

Исполнительный директор Туристической ассоциации Восточного Казахстана, Серик Жунусов, заявил, что далеко не все представители сферы довольны той концепцией, которая получилась в итоге.

По его словам, позиция бизнеса в ней практически не учитывается, такие министерства, как Министерство инвестиций и развития, Министерство сельского хозяйства и Министерство национальной экономики, не идут на контакт и не слышат аргументов представителей туротрасли, сказал г-н Жунусов.

Он считает, что отраслевые министерства ставят выше свои личные ведомственные интересы, чем интересы государства, которое хочет развивать туризм. По его словам, были уже «сотни разных программ», которые оказались профанацией, и нет уверенности у бизнеса, что и в этот раз история не повторится.

«Нам не нужна очередная бесполезная программа. Мы видим, как, например, в соседнем государстве, в Узбекистане, приняты беспрецедентные меры государственной поддержки, которые привели к тому, что только с начала этого года турпоток в эту страну вырос в два раза. Нам также нужен такой прорыв. Но пока бюрократия министерств этому мешает», – сказал г-н Жунусов.

Представители отрасли подчеркнули, что туризм – это 10% мирового ВВП, каждое 10-е рабочее место в мире генерируется в туризме, каждые 30 туристов создают одно новое рабочее место.

В самой концепции отмечается, что для инвестиционной привлекательности отрасли предусматривается создание режима приоритетных туристских территорий, что позволит обеспечить проекты необходимой инфраструктурой за счёт государства, натурными грантами в виде земельных участков, предоставлением налоговых преференций в виде освобождения от КПН, имущественного и земельного налога на 10 лет.

Для обеспечения доступности туризма в особо охраняемых природных территориях предложена новая модель управления нацпарками с привлечением бизнеса и внедрения лучших международных практик по примеру Америки, Канады, Австралии.

В госпрограмму вошли меры по поддержке направлений туротрасли: ремесленников, автокараванеров, сельского и охотничьего, этнографического и экологического, детско-юношеского и медицинского и других видов туризма. Развитие сферы может оказать мультипликативный эффект на 33 смежные отрасли.

Аскар Муминов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Отдых на природе в регионах становится более актуальным

Туристические тренды нового сезона выяснял inbusiness.kz.

04 Июнь 2020 12:11 197

Отдых на природе в регионах становится более актуальным

Главный редактор журнала «Ветер странствий», организатор экофестивалей «Крылья Алаколя» и «Окуньколь» Наталья Боровая считает, что нынешним летом у казахстанского туризма сложилось преимущество – популярными станут этно- и экоотдых на природе в удаленных, малонаселенных регионах страны.

Наталья, может ли сложившаяся в мире пандемическая обстановка способствовать развитию внутреннего туризма?

Большие надежды возлагаются на то, что ситуация мировой пандемии может положительно сказаться на развитии внутреннего туризма. Многие страны, составлявшие конкуренцию в этой области, закрыты. Если даже они откроют свои границы, то их предложения уже не будут такими разнообразными, как раньше. Меры по борьбе и профилактике вируса могут повлиять на удорожание услуг – прежнего комфортного и беззаботного пребывания, каким оно было год назад, на отдыхе за границей в этом сезоне не будет. На восстановление международного турбизнеса в прежнем объеме понадобится время. Людям же, как и прежде, хочется отдыхать, выезжать на природу. Поэтому поток казахстанцев, отправлявшихся раньше для отдыха за границу, а это не такое уж и малое количество наших граждан, переключит свое внимание на отечественные регионы. Теперь деньги, которые казахстанцы оставляли на зарубежных курортах, смогут быть потрачены у себя в стране. Это финансовое вливание даст мощный толчок для развития отечественного туризма, что создаст конкурентную среду на внутреннем рынке и отразится на качестве туристических услуг, предоставляемых казахстанскими компаниями.

Как охарактеризовать варианты местного отдыха с точки зрения сочетания цены и качества?

Я считаю, что нельзя обвинять в завышенной ценовой политике наши компании, ведущие туристический бизнес в регионах. Их часто критикуют за несоответствие цен качеству услуг. Но это несправедливо, поскольку, как правило, только три месяца в году они зарабатывают на туризме, а выживать им надо круглый год, содержать базы отдыха, выплачивать зарплаты сотрудникам. Они вынуждены поднимать цены, чтобы свести концы с концами. Например, часто сетуют, что отдых в Боровом стоит примерно столько же, сколько отдых в Турции. Но учтите, что у турецкой туротрасли огромные преимущества, и наплыв туристов там происходит чуть ли не круглый год, да еще мощная поддержка государства. Если сейчас денежные потоки, от наших соотечественников устремятся в нашу же отечественную отрасль, это должно значительно улучшить ситуацию на местах. И впоследствии удешевить услуги проживания и питания в регионах. Возможно, у туристических баз появится возможность продлить время отдыха и работать не только летом, но также весной, осенью и зимой. Например, на Алаколе можно предлагать такую туруслугу, как зимняя рыбалка. Но из-за многих причин любители рыбалки туда не едут: сложно добраться, мало где можно комфортно остановиться. К тому же наши туристы всегда предпочитали зимой отдых в тропических странах. Теперь им придется поменять свои приоритеты и отдыхать на родине, в Казахстане. Я не говорю, что это хорошо или плохо. Это факт, который может способствовать кардинальным преобразованиям в нашей туротрасли, в том числе повлиять на качество отечественного сервиса.

Каковы туристические тренды нового сезона с учетом эпидемической ситуации? Как учитываются риски при подготовке объектов отдыха к турсезону?

Разработаны специальные нормы гигиены с использованием средств дезинфекции. Все понимают, чем чреваты массовые мероприятия с большим скоплением народа. Люди из осторожности должны обезопасить себя от подобных форм досуга. Например, в этом году не будет такой формы питания, как шведский стол. Общее питание будет кое-где заменено доставкой еды в номера. Это поможет избежать скопления людей в местах наиболее вероятного заражения. Туристическое сообщество считает времяпровождение на открытом воздухе в группах с небольшим количеством человек допустимым. Отдых на воздухе – один из главных трендов нынешнего туристического сезона. Именно в этом состоит преимущество казахстанского турбизнеса в регионах. Это в Европу туристы едут на экскурсии по городам, знакомиться с архитектурой, древними строениями, замками. В Казахстане свой путь развития туризма в силу сложившихся исторических причин. Наши достопримечательности в большинстве своем находятся не в городах с массовым скоплением людей. Отдых на природе в удаленных регионах становится в условиях сложившейся в мегаполисах эпидемической ситуации наиболее актуальным. Наш конек – это эко- и этнотуризм, путешествия на природе, экспедиции в экологически чистые места, где почти нет людей.

Каким транспортом удобнее и выгоднее добираться? Какова тут ценовая политика и субсидии государства?

К сожалению, тут без особых перемен. По нашим дорогам по-прежнему можно ездить на дальние дистанции только на внедорожниках. Участки казахстанских дорог по многим направлениям оставляют желать лучшего. На легковой машине вы не наездитесь. Сейчас у нас создана своя Казахстанская ассоциация кемпингового туризма и караванинга. Ее организаторы отдельно указывают в путеводителях и на картах места, где нельзя проехать. Дороги плохие. Мне кажется, лучшим вариантом остается поезд. Надо брать купе на семью и ехать. Сейчас государством выделяются субсидии на железнодорожные перевозки и авиаперелеты на определенные туристические направления. Например, на Алаколь, в Учарал (Алматинская область) и Урджар (ВКО), будут субсидированы рейсы со стороны Алматы, Нур-Султана, Усть-Каменогорска, Талдыкоргана. Билет в купе стоит до пяти тысяч тенге, авиабилет – 10-15 тысяч.

Произошли ли какие-то изменения в сотрудничестве туроператоров и владельцев зон отдыха?

Здесь все хорошо. У туроператоров уже заключены договоры с владельцами баз отдыха. Например, усть-каменогорские операторы заключают договоры с базами отдыха на Бухтарме и работают на комиссиях. Сейчас туроператоры, которые не работали на внутреннем рынке, повернутся к отечественным компаниям лицом. Мне кажется, что решить вопросы внутри стран порой проще. Как с возвратом туристов по домам, так и с возвратом денег. Во время внезапной ситуации с пандемией возникли трудности с возвратом денег за выкупленные за полгода вперед туры. Туроператоры уже перевели суммы за границу в курортные зоны, которые не захотели их возвращать. Многие отечественные туроператоры пострадали из-за этого. Поэтому в этом смысле работать в своей стране легче и безопаснее.

Какова роль досуга и культурных мероприятий в повышении привлекательности местных туробъектов?

Роль организованного досуга высока. Обычный пляжный отдых на Алаколе, Балхаше или Бухтарме может наскучить уже на четвертый день. Потом понадобятся развлечения, более разнообразный активный отдых. К сожалению, у нас это не очень развито. Но если появится спрос – появится больше предложений. Найти грамотного экскурсовода на Балхаше или Бухтарме и удерживать его там из года в год не просто. А местные, за редким исключением, не могут так интересно и эрудированно рассказывать. Проведение любых культурно-развлекательных мероприятий способствует росту привлекательности туробъектов. Например, в Восточном Казахстане проводятся такие фестивали, как «Убинские Распевы» и «Медовый спас». Они проходят экологично и красиво, на природе, в лесах и на полянах. Культурные мероприятия привлекают людей, которые приезжают и видят красоту природы и потом уже хотят вернуться сюда просто так. Немало и тех, кто едет за тишиной и покоем в нашу тайгу, например, такое местечко в алтайском лесу, на берегу реки Черная Уба. Они не хотят никого видеть, гуляют по лесу, наслаждаясь одиночеством, тишиной и пением птиц.

Ольга Власенко
Фото из архива Натальи Боровой

Брифинг – о туризме в это лето

Трансляцию можно увидеть в эфире телеканала ATAMEKEN BUSINESS в 12:20.

28 Май 2020 10:30 756

Брифинг – о туризме в это лето

В качестве спикеров выступят председатель комитета индустрии туризма МКС РК Дастан Рыспеков, председатель АО «НК Kazakh Tourism» Ержан Еркинбаев, директор департамента событийного маркетинга и специальных проектов АО «НК Kazakh Tourism» Даниел Сержанулы.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: