RU KZ
«У Казахстана до сих пор нет туристского бренда»

«У Казахстана до сих пор нет туристского бренда»

10:36 31 Декабрь 2016 6003

«У Казахстана до сих пор нет туристского бренда»

Автор:

Алина Альбекова

Почему и в чём Казахстан считается аутсайдером, и как стать по-туристски привлекательным для иностранных туристов? 

Об этом в эксклюзивном интервью abctv.kz рассказала заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Юлия Якупбаева.

- Юлия Константиновна, 2015 год стал для Казахстана не самым благополучным. Страна пережила экономические потрясения, несколько девальваций, плавающий курс. Отразилось ли это на туристской отрасли?

- Да. Общий объем услуг, оказанный туристскими компаниями по Казахстану и до этого находился в нестабильном положении. Но в сравнении с 2013 годом, когда туристскими фирмами был оказан наибольший объем услуг в 34 триллиона тенге, 2014 год оказался не столь успешным - объём услуг снизился до 23,7 триллионов тенге. Но вместе с тем, я думаю, что нынешняя экономическая ситуация станет драйвером для развития внутреннего и въездного туризма. На сегодня около 20% туристских компаний Казахстана работают в этом направлении. Спад продаж на внешних рынках заставит многие туркомпании диверсифицировать свои услуги, изучить внутренние туристские продукты.

- Скажите, а насколько вообще важна туристическая отрасль для экономики Казахстана? И о каком экономическом эффекте можно говорить уже сегодня?

- Всемирный совет по туризму и путешествиям в 2015 году как раз провёл исследование по вкладу туризма в экономику Казахстана. Цифры в их отчёте внушительные. Так, прямой вклад в экономику в 2014 году составил 629 миллиардов тенге, точнее 1,7% ВВП. Общий же вклад туризма в ВВП в 2014 году составил 2,041 миллиарда тенге или 5,6% ВВП. Согласитесь, цифры немалые. Кроме этого, по данным Всемирного Совета, индустрия туризма страны в только 2014 году создала 152 тысячи рабочих мест, 1,8% общей занятости страны. Обслуживание одного туриста генерирует в совокупности около 9 рабочих мест.

- Есть ли статистика, сколько и из каких стран к нам прибывает туристов, и в какие страны предпочитают ездить казахстанцы?

- Ну, если брать данные пограничной службы Комитета национальной безопасности, количество посетителей, въехавших в Казахстан, увеличилось с четырех миллионов человек в 2010 году до 6,4 миллионов в 2015 году. Большинство иностранных резидентов прибыло из трех соседних стран: Узбекистана – 35,7%, России – 25,6% и Кыргызстана – 21,1%. При этом, 70% поездок совершены в частных целях, 10,4% - транзитные пассажиры, и только один процент посетителей указали целью приезда туризм. Следует понимать, что под целью «частный», которую в основном указывают посетители из Узбекистана и Кыргызстана, подразумевается трудовая миграция.

Между тем, количество граждан, выехавших из Казахстана, также увеличилось с шести миллионов человек в 2010 году до 11,3 миллионов в 2015 году. Среди стран дальнего зарубежья основные въездные потоки приходятся на Турцию - 2,8%, Китай - 2%, ОАЭ - 1%.

- Звучит грустно. Но казахстанцы, действительно, отечественному отдыху предпочитают «берег турецкий». Что же, на ваш взгляд, тормозит развитие внутреннего и въездного туризма? Какие проблемы сегодня имеются в этой отрасли?

- В первую очередь, хотелось бы отметить недостаточный уровень продвижения привлекательных туристских мест, курортов, а также событий, проводимых в городах. Да, субъекты туристской отрасли продвигают собственные услуги. Но, для продвижения туристского имиджа региона, области или страны необходимо делать это на государственном уровне. Развитию туризма в стране также препятствует отсутствие требований, предъявляемых к субъектам туристской деятельности. Не раскрыт правовой статус, непонятны права и обязанности отдельных субъектов туристской деятельности – гидов, инструкторов туризма, экскурсоводов, которым разрешается оказывать туристские услуги. Отсутствует государственный контроль к качеству оказываемых туристских услуг в области питания, транспорта, мест размещения. На сегодняшний день не ведется мониторинг гостиниц, отелей, прошедших классификацию на предмет соответствия оказываемых услуг присвоенному статусу классификации. Вследствие чего наблюдается низкое качество туристского сервиса, в частности гостиничных услуг, а также введение в заблуждение потенциальных потребителей несоответствием «звездности» мест размещения, то есть отелей и гостиниц, действительному уровню качества оказываемых ими услуг. Среди основных проблем можно также отметить определённые барьеры в транспортном и логистическом секторе. Субъекты индустрии туризма не в полной мере пользуются возможностями выигрышного географического положения страны. Принимая во внимание, что наиболее популярные туристские места, как курортные зоны, туристские базы, санатории, национальные парки, туристские маршруты, расположены за пределами областных центров, одним из основных факторов при выборе места отдыха является условия комфортабельного и безопасного путешествия до места назначения. Но, согласно данным Комитета автомобильных дорог МИР РК, в стране только 19% дорог областного и районного значения имеют хорошее состояние. Другими словами, на сегодняшний день многие достопримечательности Казахстана являются труднодоступными. Есть проблема подготовки кадров. В настоящее время имеется тенденция к снижению количества ВУЗов, ведущих подготовку специалистов для сферы туризма. Если в 2012 году таких учебных заведений было 54, в 2013 - 51, то в 2014 году их значительно поубавилось – до 40.  Частично это связано с закрытием специальности, частично с тем, что сами ВУЗы не подтвердили соответствие требованиям МОН и не продлили лицензии. Можно отметить также оторванность существующей образовательной программы от требований современного туристского рынка. Мы испытываем острый недостаток в кадрах, владеющих навыками гостеприимства, управления, продвижения, продаж, организации мероприятий именно в сфере туризма.

- Странно слышать о наличии всех этих проблем, когда у нас имеются управления туризма, и даже министерство, которое должно бы заниматься решением всех этих вопросов.

- Да, они есть. Но ни для кого не секрет, что за период с 1990 по 2016 годы туристская отрасль передавалась из ведомства в ведомство шесть раз. А с регулярной сменой ведомственной подчиненности менялась как внутренняя структура и преемственность, так и ход реализации планов и программ с учетом корректировки бюджета. На региональном уровне, к примеру, туристская отрасль и вовсе относится в качестве отдела туризма со штатной численностью два-три человека к различным управлениям при акиматах: спорта, предпринимательства, торговли и внешних связей. Так, туризм находится в ведении самостоятельного управления при акиматах Алматы, Алматинской, Акмолинской и Мангистауской областей. При этом, единый подход в организации управлением туристской деятельностью в регионах отсутствует. Мы считаем, что на сегодняшний день требуется выработка единой структуры управления туризма в регионах. В Казахстане есть и инфраструктура, и продукты для развития туризма.  Но институциональные рамки недостаточно интегрированы, отчего Казахстан, как дестинация, то есть как центр со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами, страдает от плохо развитых «пакетных» турпродуктов и отсутствия продвижения. До настоящего времени и туроператоры не были заинтересованы в работе на внутреннем рынке, так как не имелось достаточно привлекательных условий.

- Юлия Константиновна, насколько, по-вашему, Казахстан сегодня узнаваем в мире?

- На мировой карте туризма появляется все больше направлений, и каждое из них стремится привлечь туристов именно к себе. Но как и любые другие товары в повседневной жизни, эти направления сталкиваются с жесткой конкуренцией. Такая ситуация заставляет дестинации четко позиционировать себя на рынке. Чтобы выделиться из толпы, очень важно создать определенный имидж, бренд, который будет легко узнаваем и будет занимать уникальное положение на рынке. Анализ показывает, что многие страны СНГ находятся уже на стадии использования официальных дестинационных брендов, которые разработаны и утверждены правительствами. К примеру, дестинационный бренд Новой Зеландии «100% Pure New Zealand» стоит 13,6 миллиардов долларов, и по версии международной маркетинговой компании Future Brand занимает 21 место в рейтинге брендов стран мира. Где находится дестинационный бренд Казахстана?  В аутсайдерах, за 75 странами. Можно ли при этом говорить об узнаваемости и привлекательности страны, судите сами. В Казахстане до сих пор не определена официальная политика по брендингу дестинации, и используются непонятные слоганы и сообщения потребителю. То есть, у нас нет официального туристского бренда и логотипа страны. Между тем, Агентство по интеллектуальной собственности Узбекистана в июле 2013 года уже утвердило товарный знак страны, разработанный Национальной компанией «Узбектуризм». Логотип уже активно используется на туристских мероприятиях и получил официальный статус с мая 2014 года. Он состоит из надписи «Uzbekistan», абриса гор, молодого месяца и купола. Цветовая гамма: синий, красный, зеленый и оранжевый. При этом, надпись логотипа относится к неохраняемому элементу. Узбекистаном используется также официальный слоган «Crossroad of civilizations», что означает «Перекресток цивилизаций». Грузия и Азербайджан тоже успешно продвигают туристский бренд страны через рекламные ролики на ведущих телеканалах. Мировой опыт успешных стран показывает, что рекламные ролики имеют большое значение в продвижении дестинации и привлечении туристов, но только при правильной политике позиционирования и построения имиджа, бренда туристской дестинации.

- Какие, по-вашему, виды туризма мы сегодня можем развивать у себя, и насколько интересно иностранным инвесторам вкладываться в наши туристские объекты?

- Скажу так: туристские ресурсы, разнообразие природных ландшафтов, богатое культурное наследие, развивающаяся инфраструктура позволяют Казахстану привлекать различных туристов с различными целями и желаниями. К одному из наиболее привлекательных турпродуктов, которые есть в каждом регионе, можно отнести экологический туризм. Это одно из приоритетных направлений, включающее путешествия в места с относительно нетронутой природой. По результатам опроса, проведенного Национальной палатой предпринимателей в 2015 году в рамках исследования механизмов развития предпринимательства в сфере туризма, было выявлено увеличение посетителей во всех государственных национальных природоохраняемых парках (ГНПП). Так, например, Национальный парк «Баянаульский» в 2013 году посетили 97175 человек, а в 2014 году число посетителей увеличилось до 134600 человек. Иле-Алаутский национальный парк в 2013 году посетило 91310 человек, а в 2014 году уже 119547 человек. Развитие экологического туризма в отдаленных населенных пунктах, положительно сказывается на улучшении благосостояния местного населения. Так как экотуризм подразумевает поддержание традиционного уклада жизни, сохранение культурного и природного наследия, соответственно, туристы потребляют местные продукты, товары и услуги. С учетом наличия в различных регионах Казахстана природных целебных источников, как лечебные грязевые ванны, горячие родоновые источники, лечебные минеральные воды, пантолечение, солевые шахты и медицинского холдинга в Астане, Казахстан имеет потенциал развития медицинского и оздоровительного туризма, привлекая не только казахстанцев, но и иностранных граждан. Согласно данным Комитета по статистике министерства национальной экономики, за последние годы количество обслуженных посетителей гостиницами и отелями, целью пребывания которых являлось лечебные и оздоровительные процедуры, выросло более чем в два раза. Деловой туризм также занимает один из важнейших сегментов рынка. В 2014 году количество обслуженных посетителей в местах размещения, посетивших Казахстан с деловыми и профессиональными целями, составило более 54%. Из общего количества - 3,8 миллионов посетителей в деловых целях приезжали – 2,1 миллиона человек. В этой связи Казахстан является привлекательным для инвестирования в строительство бизнес-гостиниц высокого класса. Так, за последние годы на рынок пришли такие крупные гостиничные сети, как Hilton, Marriott и Ritz-Carlton.

- Многие высказывают мнение, что казино и игровой бизнес могли бы стать мощным драйвером для развития внутреннего и въездного туризма, а также привлечь инвестиции в Казахстан. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Они правы. Мировой опыт показывает, доход от деятельности казино вырос с 99,8 миллиардов долларов в 2006 году до 182 миллиардов в 2015 году. Лас Вегас занимает второе место по популярности достопримечательностей в США, после Тайм Сквер в Нью-Йорке. В 2015 году город, где проживает 628 тысяч человек, посетило 42 миллиона посетителей. Хотелось бы отметить, что согласно статистике организации по управлению дистинации Лас Вегаса за 2015 год, около 50% посетителей Лас- Вегаса были там в целях отдыха, а около 10% в целях посещения казино. Сегодня индустрия казино в Макао, которая обеспечивает более 50% всей экономики региона, является самой крупной и успешной в мире.

Увеличение казино, действительно, способствует оживлению экономики тех мест, где они ведут свою деятельность за счет привлечения инвестиций, создания дополнительных рабочих мест, роста налоговых поступлений и привлечения туристов. У нас в Казахстане казино и залы игровых автоматов расположены в Алматинской области на побережье Капшагайского водохранилища и в Щучинском районе Акмолинской области, и мы видим, что это положительно влияет на туристскую привлекательность данных районов, и позволяет привлекать дополнительный контингент туристов.

- Говоря о привлечении туристов, скажите проводится ли какая-то работа по привлечению туристов из России?

- Россия вообще является целевым рынком для Казахстана. Только за 2015 год Казахстан посетило шести миллионов граждан России. В связи с изменениями, затронувшими выездной туризм в России, можем отметить рост интереса к казахстанскому туризму. И мы работаем в этом направлении. В феврале текущего года в Алматы при поддержке НПП был организован первый крупнейший Казахстанско-Российский туристический форум, организатором которого выступила компания Profi.Travel, и целью которого являлось продвижение казахстанского туристского продукта на широкую аудиторию российских туристских компаний. В данном мероприятии приняло участие около 1200 представителей туристского рынка России и Казахстана. По итогам этого форума, организаторами были проведены вебинары для российских компаний, на котором казахстанские туристские операторы презентовали туристские возможности Алматы и Алматинской области. Также в текущем году стенды, представляющие туристские возможности Казахстана, были представлены в Москве и Казани. В этом году 26-27 мая в Екатеринбурге состоится Международный туристский форум «Большой Урал-2016», где планируется организация семинара по туристским возможностям Казахстана.

- А ещё приближается ЭКСПО, который тоже мог бы стать отличным способом прорекламировать казахстанский туризм.  Как вы считаете, сможет ли это мероприятие привлечь туристов в страну?

- ЭКСПО-2017, являясь международным событием, однозначно, привлекает внимание потенциальных туристов со всего мира и продвигает туристский имидж страны, которого не хватает Казахстану на международном туристском рынке. Давайте начнём с того, что только саму выставку должны посетить более двух миллионов туристов. Но туристы однозначно будут у нас и до выставки, и после неё. Безусловно, прибывшие гости будут останавливается в различных местах размещения, питаться, пользоваться транспортом и другими сопутствующими услугами, что положительно повлияет на внутренний туристский рынок. Обслуживание наплыва посетителей повысит конкуренцию между субъектами туристской индустрии, а также регионами Казахстана, что улучшит качество предоставляемых услуг.

- Юлия Константиновна, какую роль в развитии туризма играет Национальная палата предпринимателей?  

- Мы многократно обсуждаем вопросы развития туризма с туристскими ассоциациями. Недавно министерством по инвестициям и развитию было предложено рассмотреть вопрос наделения национальной палаты предпринимателей, так как мы некоммерческая и саморегулируемая организация, функциями ДМО. Это организация, которая занимается управлением дестинациями и согласовывает интересы частных и государственных заинтересованных сторон, с целью развития и продвижения Казахстана на внутреннем и международном уровнях. Основными нашими функциональными задачами в этом случае будет маркетинговая деятельность, то есть реклама, продвижение туристского продукта на внутреннем и мировом рынках, разработка и внедрение турпродукта, система информирования посетителей. Я думаю, что наличие региональных палат, а также филиалов региональных палат в районах позволит нам организовать эффективную работу в этом направлении. Мы проводим системную работу по продвижению туристского потенциала регионов. Каждым регионом Казахстана уже созданы рекламные «визитные карточки» с освещением уникальных и привлекательных для туристов мест посещения. Совместно с акиматами созданы рабочие группы, проведена инвентаризация достопримечательностей. Где-то не хватает дорог, где-то указателей, а где-то гидов. Для устранения выявленных недостатков и дальнейшего развития турпотенциала разработаны региональные дорожные карты. Где-то даже на них уже сформирован бюджет. Надеемся, что с этим багажом мы уже сможем создать постоянно работающий сайт по продвижению Казахстана, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Опираясь на материалы сайта, туроператоры смогут формировать туристские маршруты. Планируем также запустить event-календарь, где туристы могли бы видеть, какие мероприятия проводятся в том или ином регионе. Для более эффективного и централизованного продвижения региональных турпродуктов, мы готовы взять на себя создание и администрирование специального туристского сайта по продвижению Казахстана. Могу отметить слабое продвижение услуг проживания гостиницами и отелями на платформах онлайн-бронирования. На сегодняшний день на самом крупном сайте онлайн-бронирования Booking.com представлено только 831 мест размещения, в то время как в Казахстане услуги проживания предоставляют 2338 объектов. НПП ведет разъяснительные работы по онлайн продвижению субъектов, предоставляющих услуги проживания посредством предоставления памятки по регистрации в системах онлайн-бронирования. Также, мы планируем выпустить ряд программ и публикаций по туризму с целью продвижения туристского потенциала регионов страны на деловом бизнес портале Atameken Business.

Записала Алина Альбекова

×