DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 286,33 Brent 36,55
«В Казахстане вообще часто нет доступа к информации о товарах»

«В Казахстане вообще часто нет доступа к информации о товарах»

Чаще всего казахстанцы жалуются на качество услуг связи.

13 Март 2017 19:55 2710

«В Казахстане вообще часто нет доступа к информации о товарах»

Автор:

Аскар Муминов

Фото: kazfin.kz

В преддверии ежегодного Дня потребителя, отмечаемого во всем мире 15 марта, начиная с 1983 года, Национальная лига потребителей Казахстана (НЛП) провела в Алматы пресс-конференцию, на которой председатель правления НЛП Светлана Романовская рассказала о том, как обстоят дела с защитой прав потребителей в РК.

Г-жа Романовская отметила, что, начиная с 2016 года, в НЛП принято решение о свободном членстве в лиге без вступительных и членских взносов. В 2000 году НЛП присоединилась к международному клубу потребительских лиг Consumers International, который объединяет порядка 220 членов-организаций из 115 странах мира.

В 2016 году в РК лигой было зафиксировано более 200 тыс. жалоб на все сферы услуг, наибольшее недовольство казахстанцев вызывают услуги связи, где было зафиксировано более 8 тыс. жалоб. Чаще всего жителей РК не устраивает скорость и качество интернет-связи. Лидерами по числу жалоб стали случаи обрыва сети. Г-жа Романовская заметила, что провайдеры в свою очередь перекладывают вину на потребителей, отмечая, что они часто проявляют компьютерную безграмотность. По ее словам, операторы должны брать деньги с потребителей обоснованно и расписывать объем, качество, безопасность своих услуг.

«Проблема в том, что у нас нет доказательной базы, инструмента, который мог бы доказать, качественно или некачественно предоставляют услуги. Сейчас мы обратились и в парламент, и правительство с просьбой создать нам эти инструменты. Создали госорган по защите прав в этой сфере, которые ходят только, проверяют антенны на безопасность. По поводу качества – нет. В Казахстане вообще часто нет доступа к информации о товарах», - сказала г-жа Романовская.

Она рассказала, что сейчас лига направила претензию одному из ключевых провайдеров страны, ответ так и не получен. В этом случае речь может идти не только о нарушении прав потребителя, но и в целом прав человека, считает эксперт. По ее словам, у конкретного провайдера 50 или более дочек, которые имеют право использовать личные данные абонентов, при этом законом личные данные защищены. По ее словам, операторы используют персональные данные на свое усмотрение, тысячи абонентов заключили подобный договор, не обратив внимание, что он напрямую нарушает закон, заметила она. 

«Важным вопросом является конфиденциальность и безопасность предоставляемой пользователями сети Интернет личной информации. Личные данные потребителя являются незащищенными, что приводит к утере либо краже таких данных. Доступ к получению безопасных, стабильных услуг имеет важное потребительское значение во всем мире. Нами была составлена анкета, вопросы которой выявляют абсолютного лидера среди интернет-провайдеров, потребителями оценивается качество оказываемых провайдерами услуг, по результатам которой формируется общая картина доступности интернет-услуг. Мы привлекли студентов различных учебных заведений РК для повышения их правовой грамотности и мониторинга сложившейся ситуации на рынке услуг, предоставляемых интернет-провайдерами», - рассказала г-жа Романовская. 

Также эксперт остановилась на основных изменениях в закон «О защите прав потребителей», которые вступили в силу в 2016 году. Она заметила, что закон в целом стоит на страже интересов  потребителей, но его исполнение хромает. Г-жа Романовская заметила, что закон закрепил запрет продавцу ограничивать права потребителей в отношении применения фото-, видеосъемки в торговых залах. Таким образом, службы безопасности торговых центров не вправе чинить препятствия гражданам при попытке зафиксировать на видео- и фотокамеру некачественный товар. Однако на практике добиться этого крайне сложно, так как во всех торговых центрах ведется видеонаблюдение, то любая попытка запечатлеть товар приводит к появлению охраны, которая настойчиво требует удалить «компромат».

Вступили в силу изменения в закон «О банках и банковской деятельности Республики Казахстан», которые также затрагивают права потребителей. В частности, изменена очередность погашения задолженности по займу, согласно которой сумма произведенного платежа по договору банковского займа, в случае если она недостаточна для исполнения обязательств заемщика по договору банковского займа, погашает задолженность заемщика сначала по основному долгу, потом по вознаграждению и лишь затем за неустойку.

«Кстати, размер за нарушение обязательства по возврату суммы займа не может превышать в течение девяноста дней просрочки 0,5% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, по истечении девяноста дней просрочки не может превышать 0,03% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, но не более десяти процентов от суммы выданного займа за каждый год неисполнения договора банковского займа. Поэтому потребителям банковских услуг было бы неплохо это знать, так как часто банки скрывают эту информацию, а люди не знают своего правового положения и обращаются в лигу с просьбой защитить их от фактически банковского террора», - заметила эксперт.     

Г-жа Романовская отметила, что лига также занимается оказанием юридической помощи потребителям через программу «Юридическая защита и предоставление интересов в суде». За время работы проекта возвращенный потребителям в порядке медиации, претензионном и судебном порядке материальный ущерб составил 57 млн 938 тыс. 870 тенге, моральный ущерб – 25 млн 676 тыс. 340 тенге, в претензионном порядке – 20 млн 167 тыс. 200 тенге сумма материального и 12 млн 95 тысяч 330 тенге морального вреда.

Начиная с 28 января 2011 года, когда был подписан Закон РК «О медиации», вступивший в силу в августе того же года, лига начала применять этот инструмент для разрешения споров между потребителем услуг и их поставщиком. Стартовала Национальная палата медиаторов, где работает около 700 человек, отметила г-жа Романовская.

Аскар Муминов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Магазины от Цукерберга. Что, если они появятся в Казахстане?

Основатель Facebook, американский миллиардер Марк Цукерберг анонсировал открытие бесплатных онлайн-магазинов для малого и среднего бизнеса.

21 Май 2020 09:36 3191

Магазины от Цукерберга. Что, если они появятся в Казахстане?

Фото: rbc.ru

«Основная идея заключается в том, что любой малый бизнес легко может открыть магазин, чтобы продавать вещи прямо через наши приложения (Facebook и Instagram)», – написал он на своей странице.

По его словам, это стало своего рода ответом на экономические последствия от Covid-19, когда наибольший финансовый удар от пандемии получил МСБ.

Продажи можно будет делать в режиме реального времени, используя для общения с клиентами такие мессенджеры, как Messenger и WhatsApp.

Известно, что в США Facebook Shops уже заработали. Instagram Shop запустят этим летом.

Что, если такие магазины откроются и в нашей стране, как это отразится на рынке, корреспондент inbusiness.kz поинтересовался у экспертов.

По мнению главы Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции Константина Горожанкина, как быстро это дойдет до Казахстана – это вопрос, потому что многие новшества задерживаются в Америке и к нам не приходят.

«Я думаю, мы узнаем об этом в ближайшие дни. То, что делает Цукерберг, однозначно повлияет на рынок, потому что большое число людей, которые не в состоянии сделать себе интернет-магазины, торгуют в Instagram. И выглядит это так: они выставляют товары, покупатели им звонят и договариваются о покупке. Цукерберг теперь решил это все монетизировать и сделать удобный интернет-магазин внутри Facebook и Instagram. Как это может отразиться на торговле? Число мелких интернет-торговцев резко увеличится, потому что на карантине люди понимают, что надо как-то зарабатывать деньги, раз государство не дает выходить на улицу, то, значит, они будут зарабатывать через Интернет», – говорит он.

По его словам, это было бы хорошим подспорьем для малого бизнеса.

«Наши большие маркетплейсы типа Flip.kz, Lamoda, Kaspi не принимают их товары, потому что они очень маленькие (по объему продаж) для них и не могут обеспечить должного качества. Эти люди торгуют на Olx.kz, Satu.kz, market.kz, и думаю, что магазины от Цукерберга могут стать их главными конкурентами. Это на каком-то этапе может привести к уходу этих маркетплейсов с рынка, потому что появится сильный игрок. Конечно, тут все зависит от того, как он выстроит этот магазин, насколько он будет удобен пользователям. Но подозреваю, что он все сделает правильно и будет уделять ему должное внимание», – говорит он.

Позитивный тренд в создании магазинов в приложениях крупных соцсетей видит директор департамента E-commerce АО «Центр развития торговой политики QazTrade» Мира Жанабергенова

«Новшество компании станет толчком к развитию онлайн-торговли, что особенно актуально в период пандемии коронавируса, когда многим предприятиям пришлось переориентировать свой бизнес и перейти на онлайн-площадки», – считает она.

По ее данным, сегодня в Казахстане действуют более 2 тыс. интернет-магазинов. Объем рынка электронной торговли Казахстана только за 2019 год увеличился в 1,8 раза и превысил 700 млрд тенге. В 2019 году количество активных покупателей выросло на 72% и составило 3,2 млн человек. В 2018 году – 2,3 млн человек.

«Это говорит о существенном потенциале роста. Тем самым инструмент, вводимый Facebook, позволил бы нашим МСБ быстрее адаптироваться к новым реалиям и придать дополнительный импульс развитию электронной торговли в Казахстане», – говорит Мира Жанабергенова.

Президент Интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров считает Facebook политизированным в Казахстане, а потому непривлекательным для покупок. А вот в Instagram торговля давно уже идет, и неплохо.

«С другой стороны, такая площадка позволит легализовать торговые точки для владельцев магазинов, кто еще торгует «в черную», без налогов», – говорит он.

Он отмечает, что Instagram является зарубежной площадкой и там очень много регистрируется случаев мошенничества. Поэтому доверия больше местным игрокам.

«На рынке онлайн-торговли появление еще одного направления отразится только в незначительной части увеличения объемов продаж. Владельцы онлайн-магазинов больше расходуют средств в социальных сетях на рекламу, чем получают доход. Не следует забывать, что Казахстан слишком маленькая страна по численности населения, чтобы вызывать большой интерес для мировых игроков онлайн-торговли. Но в то же время наша страна привлекает большой платежеспособностью населения как местных участников, так и зарубежных. Т. е. наша страна – это «палка о двух концах», когда, с одной стороны, нас очень мало, а с другой, мы хорошо оплачиваем свои покупки», – говорит он.

Сколько Facebook получает за продвижение товаров/услуг от казахстанцев? Ведь магазины, скорее всего, будут платить ей ту же рекламу. Такими данными эксперты не располагают.

«К сожалению, в публичной сфере таких данных нет. Только если сама компания не сообщит об этом. Все остальные данные относятся к категории предположений и оценочных мнений», – говорит Шавкат Сабиров.

По словам Константина Горожанкина, правительству следует быть в курсе такой отчетности от Google и Facebook.

«Разные правительства по-разному решают этот вопрос. Некоторые требуют, чтобы они открывали представительства в этих странах и платили налог, некоторые – просто регистрацию и уплату налогов, как это сделано в Узбекистане. Пока Казахстан не примется за это дело основательно, мы будем в неведении этой статистики», – говорит он.

Айгуль Тулекбаева

«Режим ЧП: бизнес & государство»: Интернет на селе

Телемарафон в прямом эфире ATAMEKEN BUSINESS.

06 Май 2020 08:09 1760

«Режим ЧП: бизнес & государство»: Интернет на селе

Очередной выпуск телемарафона посвящен теме доступа к Всемирной сети. Почему в отдаленных аулах (как и в небольших населенных пунктах и частном секторе городов) нет Интернета, когда он будет доступен всем казахстанцам и что для этого нужно сделать?

«Весь прошлый год мы проводили исследование, опрашивали большое количество предпринимателей, домохозяйств, выявляли их потребности. У нас половина сел, а их около 6,5 тысяч в стране, либо имеет критически слабый Интернет, либо не имеет его вообще. 25% сел не удовлетворены качеством сотовой связи, либо она отсутствует как таковая. Наше исследование показало, что есть два фактора, почему то или иное село может умереть, это отсутствие школы и отсутствие Интернета», – поделился данными заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев.

«Если учитывать, что в режиме ЧП госуслуги в ускоренном темпе переводят в онлайн, люди практически лишены возможности воспользоваться ими. Не говоря уже об экономических последствиях для бизнеса», – прокомментировал ведущий телемарафона Данил Москаленко.

«Скелет» для операторов связи

Технический директор оператора связи «Балхаш электронный город» Николай Сафиюлин (Карагандинская область) поделился опытом, как компания подключила более 10 населенных пунктов в радиусе от 2 до 150 км от Балхаша, самостоятельно, без помощи государства.

«Крупные компании туда не идут, потому что им невыгодно. У нас, например, есть населенный пункт, в котором всего пять домиков, мы туда подали оптоволокно, и люди там обладают теперь телевидением и Интернетом. Мы предлагаем следующее. Во все населенные пункты заходят электрические сети, они существуют давно, обслуживаются и постоянно обновляются. И это готовый «скелет», на который можно повесить оптоволоконный кабель», – говорит спикер.

Оптоволокно – это кабель, который внутри сделан из стекла, и по нему сигнал передается с помощью света. «На сегодняшний день это единственный способ предать информацию на огромной скорости, других вариантов человечество еще не придумало. Радиоканал, тарелки, 4G, 5G – это дополнительные составляющие, но самое главное – оптоволокно», – объясняет эксперт.

Компания протянула оптоволокно по ЛЭП, но столкнулась с такой проблемой: в Казахстане нет нормативной базы, нет СНиПов, на основании которых должны строиться оптоволоконные линии. «Мы используем нормы Российской Федерации. Там их разработали еще в 1990-х годах, благодаря этому сеть смогли построить очень быстро и довели ее вплоть до Магадана, до Якутии, зашли практически во все населенные пункты», – рассказывает Николай Сафиюлин.

Он предлагает государству взять на себя обязательство разработать нормативную базу, за основу можно взять российский пример (там все расписано, как строить и вешать кабель).

Государство должно пойти по магистралям

Помощь нужна и в строительстве самой сети, магистральной ее части. По словам представителя компании, бизнес может взять на себя проведение сетей внутри населенного пункта, там, где нужно «зайти в каждый домик». Но сети между населенными пунктами, которые идут в глубинку от больших городов, – магистральные, бизнес самостоятельно построить не может. Это дело государства.

«Закапывать сети в землю – надежно, но долго и дорого. Сегодня у нас в стране становится все меньше и меньше сел. Идет урбанизация, люди уезжают в города из-за того, что работы нет, Интернета нет. Для чтобы остановить это, государство обязательно должно построить волокно по энергетическим сетям. Они у нас в большинстве своем находятся на балансе государства. Предлагаю создать отдельную государственную организацию, которая не зарабатывала бы на этом волокне, а предоставляла его до населенного пункта. Как сейчас предоставляют водопровод, канализацию, тепло, электроэнергию», – говорит спикер.

Он уверен: как только это будет сделано, как только государство создаст магистральные сети, тут же появятся сотни мелких операторов, которые быстро вложат деньги и построят сеть уже внутри населенного пункта.

«Очень много желающих, я вас уверяю. Например, в нашем маленьком городе Балхаш пять операторов связи, это очень много. Я уже не говорю про соседние населенные пункты, куда мы оптоволокно завели, и сразу же там появились и кабельные телевизионщики, и наши конкуренты», – рассказывает Николай Сафиюлин. Он подчеркивает: это вопрос государственного значения.

Закон, который решил проблему

Участником эфира стал представитель российской компании – замдиректора по строительству АО «УфаНет» Вадим Тепляков.

«Нельзя сказать, что в Башкортостане на 100% все хорошо, но Интернет у нас более доступный для населения. Почему? Конечно, немалую роль играет инфраструктура. Нормы и нормативы расписаны, но основное – это следующее решение, закрепленное на законодательном уровне. Так как практически вся инфраструктура принадлежит крупным организациям, они являются монополистами, у нас принят закон, который регулирует и обязывает монополистов предоставлять доступ к своей инфраструктуре», – говорит спикер.

Стоимость (доступа операторов к инфраструктуре. – Ред.) определяется по итогам экспертизы. «По России цены разные, где-то приемлемые, где-то – завышенные. Конечно, там, где завышенные, население страдает. Размещаем оптически линий связи по опорам, это значительно ускоряет процесс и решает многие задачи», – отмечает спикер.

По его данным, в Башкирии проживает 5 млн человек, 1300 сел не подключены к Интернету. Но это небольшие села, с населением в основном меньше 100 человек. Поэтому по количеству не так много людей не имеют доступ к Сети.

Интернет – фермеры – продбезопасность

«В Казахстане более 100 действующих малых операторов связи, они смогут достаточно быстро развернуть сеть. Вопрос в том, сможем ли мы быстро протянуть магистральные линии. Сейчас все упирается только в них», – прокомментировал Олжас Ордабаев.

«У нас тоже скоро будет 20 тысяч километров ВОЛС, два гиганта, если я не ошибаюсь, их делают – «Транстелеком» и «Казахтелеком». Мы тоже к этому идем», – прокомментировал Данил Москаленко. Он процитировал министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскара Жумагалиева: «97% населения до конца 2022 года получат широкополосный доступ к Интернету. Для оставшихся 3% будет обеспечена техническая возможность применения спутниковой технологии». Об этом глава ведомства говорил в конце октября.

«Спутниковая технология очень дорогая, очень нестабильная, и скорости там низкие. Мы с ней тоже работали по некоторым аулам, для школ, например, это нереально, для частников, если работать из дома, – дорого», – прокомментировал Николай Сафиюлин.

По его словам, Интернет сегодня – тоже самое, что вода, газ, электричество. «Без него ни один фермер, ни одно малое предприятие не смогут работать. У нас много курортных зон, фермерских хозяйств, которые до сих пор не имеют доступа в Сеть, а им также надо и в госзакупках участвовать, и налоговую отчетность сдавать. Они остаются без инструмента. Работа фермеров – это вопрос продовольственной безопасности. Для того чтобы мы не завозными помидорами питались, а нашими собственными, надо стимулировать малый бизнес», – уверен эксперт.

Вадим Тепляков предполагает, что 3% – это будет не совсем обеспеченное население. Спутниковый Интернет стоит дорого. «У нас в России, например, цена очень высокая, а скорости же маленькие», – говорит он. И замечает, что при этом такой доступ не закрывает существующие нынче потребности, в частности дистанционное обучение («такие задачи может решить только оптоволокно»).

Российский эксперт также отмечает, что Интернет сегодня просто необходим фермерам. «В России многие хозяйств переходят на телеметрию, смотрят показатели надоев, сбора урожая. И готовы подключаться к этим программам. Это тоже оптимизация и развитие бизнеса», – говорит он.

Почему карточки бесполезны

По телефону к эфиру подключилась главный бухгалтер ТОО «Пржевальское» Ольга Гарифзянова. «Интернета у нас практически нет, скорость очень маленькая», – ответила она на вопрос ведущего, почему не получилось выйти по Skype.

Ольга живет в Нуринском районе Карагандинской области. Село находится в 50 километрах от райцентра. «Сейчас все работают на удаленке. У нас нет банкинга, мы не можем проводить операции через банк. Даже элементарно не можем перевести зарплату на карточки: людям придется 50 км ехать, чтобы снять деньги. В магазинах у нас везде наличный расчет. Бухгалтерия налоговые отчеты по двое-трое суток сдает. Платежное поручение ежедневно за 50 км возим в банк, чтобы провести какую-то операцию», – рассказала спикер, какие неудобства создает отсутствие доступа к Сети.

И Николай Сафиюлин, и Вадим Тепляков высказывали мнение, что жители на местах должны просить органы власти, чтобы те добивались обеспечения их населенного пункта Интернетом (казахстанский эксперт, в частности, говорил именно о проведении оптоволокна по ЛЭП).

Участница телемарафона говорит: обращения в акимат были («на депутатов, конечно, не выходим, но на акимат выходим»), но, по всей видимости, эффекта это не дало.

«Ситуация типичная. Но, наверное, искать виноватого в акимате все-таки большого смысла нет. Это больше вопрос к купным операторам, к министерству, общая координация за ними должна идти. Понятно, что акимат ближе, но все, что там могут сделать, – подавать бесконечное количество заявок. Я уверен, сам акимат мучается с теми же проблемами. Поэтому я и говорю, что вопрос больше к операторам», – комментирует Олжас Ордабаев.

Самое время для совместного обсуждения

Во время прямого эфира поступил вопрос. Зритель жаловался: он живет в 20 км от Талдыкоргана, и в его населенном пункте слабый Интернет. В этом году проводят оптоволокно, но только для школы. А для населения?

«Крупные операторы будут в первую очередь оснащать доступом социальные объекты – школы, больницы. Это хорошо, но и населению нужно дать доступ, и с этим, на наш взгляд, лучше справятся мелкие операторы», – прокомментировал Олжас Ордабаев.

По его мнению, для проведения оптоволокна по ЛЭП нужен единый подход по всей стране, и представить его должны центральные госорганы.

Вадим Тепляков считает, что сейчас самое время профильному министерству инициировать обсуждение вопроса, собрать за «круглым столом» операторов, энергетиков, мобильных операторов и достичь договоренности.

«Частным операторам действительно не под силу строить магистральные сети самостоятельно, но если вместе подойти к этой задаче, то ее можно решить», – уверен российский эксперт.

На все воля государства

Президент Ассоциации операторов телерадиовещания Республики Казахстан Саят Нурахметов отметил, что проблема отсутствия широкополосного Интернета актуальна не только для сел, но и для пригорода и частного сектора городов. «Государство финансирует строительство магистральных сетей, они строятся силами крупных компаний, и затем передает эту инфраструктуру этим компаниям на баланс. Мелкие операторы проблему поднимали, но их игнорируют», – говорит спикер.

«Мы сейчас говорим о том, что надо готовить обращение за обращением. Вы, как ассоциация, почему не возьмете на себя эту роль?» – обратился к спикеру ведущий.

«Мы неоднократно поднимали вопрос по городским территориям по поводу неконкурентного доступа к кабельной канализации, поднимали этот вопрос до уровня антимонопольных органов и государства, но по существу он не рассматривается», – пояснил собеседник.

Он озвучил предложения ассоциации. «Есть магистральные, субмагистральные и домовые сети. Магистральные сети строить невыгодно никому, кроме государства, даже крупным операторам. По плану, обозначенному в программе «Цифровой Казахстан», вся территория страны должна быть покрыта магистральными сетями. В них достаточно мощностей, чтобы и крупные компании, и мелкие, и средние могли их использовать и оказывать услуги. Наше предложение: государство должно разработать правовой механизм использования этих сетей малым и средним бизнесом. Далее пакет регулирующих норм должен быть разработан для использования субмагистральных сетей, включая кабельную канализацию и столбы электропередач, в селах и городах. На это нужна воля государства», – говорит Саят Нурахметов.

Он уверен: если решать проблему поэтапно, то вопрос обеспечения казахстанцев доступом в Интернет сдвинется с мертвой точки.

Телеканал ATAMEKEN BUSINESS и НПП «Атамекен» запустили проект «Режим ЧП: бизнес & государства» в начале апреля. К обсуждению актуальных проблем приглашаются представители различных отраслей бизнеса, Нацпалаты, госорганов.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: