21 января 2017 года экс-банкир был экстрадирован из Турции в Казахстан и помещен в следственных изолятор КНБ. Сейчас он освобожден под подписку о невыезде, и первым делом посчитал нужным встретиться с прессой и объяснить ситуацию.
"Как ни странно, гора с плеч. Я, в принципе, рад, что так случилось, что я приехал. Видимо, надо было давно это сделать, но в силу разных обстоятельств не получалось", - рассказал бывший банкир на пресс-конференции, говоря о своем возвращении.
Он объяснил, что 17 января "был задержан в Турции пограничниками по поддельному паспорту", и, уже находясь в полицейском участке, сам попросил связаться с консульством Казахстана. Под подписку о невыезде Жаксылыка Жаримбетова отпустили, так как он активно сотрудничает со следствием и вновь скрываться не намерен: "Устал уже бегать, устал быть изгоем в собственной стране".
"Я сотрудничаю со следствием и хочу, чтобы в конечном итоге все какие-то вопросы, которые на сегодняшний день остаются невыясненными, чтобы на них был пролит свет. Я думаю, что если моя текущая работа будет достаточно эффективной, завтра она поможет не только мне, но и другим ребятам, которые пострадали в этом деле и которые до сих пор находятся за рубежом. Надеюсь, все будет хорошо", - сказал он.
На вопрос, почему же не вернулся раньше, экс-банкир ответил, что попросту боялся.
"Элементарная человеческая боязнь. Нам говорят, что здесь чуть ли не режут людей, пытают, прочие вещи делают. Естественно, мы боялись. Определенно влияние на это оказывал сам Аблязов. Ему было невыгодно, чтобы я сюда приехал, я так понимаю. Это только мои предположения".
Кстати, пытки в СИЗО КНБ Жаримбетов категорически отрицает, говорит, что никто его не пытал, не давил. Наоборот, он почти ежедневно общался с супругой.
Не отрицает он и своей вины, более того, даже подтверждает, что в определенных махинациях участвовал.
"Я являюсь подозреваемым, и, как один из высокопоставленных сотрудников этого банка, к сожалению, был причастен к экономическим махинациям, преступлениям, которые совершались по команде Аблязова", - почти простодушно объяснил он журналистам.
Впрочем, уточнил, что являлся наемным менеджером в банке. \
"Мне руководством банка, акционером ставится задача, так же? И естественно, какие-то действия, которые мы предпринимали, были в нарушение каких-то процессуальных норм Нацбанка и так далее. Конечно, мы делали это осознано, но мы считали это нормальной практикой ведения бизнеса в Казахстане. Мы считали, что все это делают", - сказал Жаксылык Жаримбетов.
Определить, пострадавший он или все-таки виновный, экс-банкир пока затрудняется, ни говоря ни да и нет: "В части того, что я оказался в этой ситуации, естественно, я считаю, что меня подставили и использовали. В этой части пострадавший. Никто меня, конечно, не заставлял, пистолет к виску не приставлял. Какие-то действия делал осознанно, потому что я считал, что работаю на банк, искренне верил, что делаю это правильно. К сожалению, что имеем, то имеем. Оказалось, что были произведены разные действия, в том числе мошеннического и иного свойства. В этом отношении, конечно, я виновен как участник этого процесса".
Адвокат же экс-банкира Нурлан Устемиров опасается за физическое благополучие своего клиента. Правда, не со стороны следственных органов, а со стороны бывших соратников.
"Есть у меня основания полагать, что со стороны Мухтара Аблязова могут быть приняты какие-то меры. Поэтому я попросил, если можно, дайте какую-нибудь охрану, чтобы обезопасить подзащитного. Я сам старый милиционер, я прекрасно понимаю, что в этом мире все возможно", - заявил он на пресс-конференции.
Напомним, по версии правоохранительных органов, организованная преступная группа, которую возглавляли бывший глава "БТА Банка" Мухтар Аблязов и бывший первый заместитель председателя правления "БТА Банка" Жаксылык Жаримбетов, совершила хищения на сумму порядка 500 млн долларов.
На протяжении нескольких лет Аблязов и Жаримбетов находились за рубежом. В июле 2013 года Аблязов был задержан во Франции, в сентябре 2015 года правительство Франции приняло решение о его экстрадиции в Россию, где банкир также обвиняется в хищениях на сумму порядка 5 млрд долларов. Однако через год, в декабре 2016 года Госсовет Франции отменил решение об экстрадиции, усмотрев "политические цели" в требовании о выдаче.
Ирина Севостьянова