RU KZ
Учиться будут на день меньше и на год дольше

Учиться будут на день меньше и на год дольше

11:03 31 Март 2016 3152

Учиться будут на день меньше и на год дольше

Автор:

С 1 сентября школы перейдут на 12-летнее обучение, а первоклассники на пятидневную неделю. Со следующего года так будут учиться ученики вторых, пятых, седьмых и девятых классов. А с 2018 года состоится полный переход на пятидневку.

«С целью перехода с 1 сентября 2016 года на 12-летнее обучение для 1 классов во всех школах страны разработаны 24 учебные программы начальной школы, 84 учебные программы основной и старшей школы, подготовлено 22 методических пособия и более 30 рекомендаций для учителей общеобразовательных школ. На сегодня 117 организаций образования страны реализуют трехъязычное образование», - сообщил министр  национальной экономики Ерболат Досаев, выступая на отчетной пресс-конференции Национальной комиссии по модернизации экономики в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК.

По его словам, для подготовки кадров ГПИИР 11 базовыми вузами заключены соглашения о сотрудничестве с 78 зарубежными университетами. А для обеспечения перехода с 2017 года к бесплатному профессионально-техническому образованию по проекту Всемирного банка «Модернизация ТиПО» 6 колледжей получили гранты на сумму 425 млн. тенге.

«Внедрение 12-летнего обучения позволит провести необходимые реформы в среднем образовании, планируется изменить оценочную систему, согласно которой оцениваться будет исключительно степень изученности материала, причем относительно умений и способностей самого ученика – таким образом, будет приниматься во внимание его личный прогресс. Эта система представляется более щадящей по отношению к ученику, а также приближает систему образования Казахстана к мировым стандартам» - считает Ерболат Досаев. Кроме того, по его словам, для подготовки кадров для реализации проектов ГПИИР-2 определены 10 базовых колледжей и 11 вузов. Так, для подготовки квалифицированных кадров в 10 ведущих колледжах холдингом «Кәсіпқор» совместно с зарубежными партнерами на основе модульного подхода разработаны 45 новых образовательных программ. Разработан Стратегический план развития базовых колледжей на 2016-2019 годы, предусматривающий ключевые направления развития технического и профессионального образования.

Что касается подготовки квалифицированных кадров, то в 11 ведущих вузах заключены Соглашения о сотрудничестве с 78 зарубежными университетами, утверждены 24 инновационные образовательные программы, разработанные с участием экспертов зарубежных вузов-партнеров и работодателей. Разработаны 45 образовательных программ, которые будут внедрены во всех базовых колледжах.

Кроме того, 117 организаций образования страны реализуют трехъязычное образование.

В настоящий момент в Казахстане, на основе CEFR (CEFR – Общеевропейские компетенции владения иностранным языком) разработан Стандарт непрерывного уровневого обучения государственному языку в системе «детский сад – школа – колледж», согласно которому учащиеся 5-9 классов осваивают уровни А1-В1, учащиеся 10-11 классов – уровни В1-В2.

И проводится апробация уровневых учебников по казахскому, начата разработка уровневой модели обучения русскому языку. В системе высшего образования внедрена уровневая модель изучения языков в соответствии с международными стандартами, утверждены новые типовые учебные программы по дисциплинам «Казахский язык», «Русский язык» и «Иностранный язык». Лингвистические изменения коснутся и высшей школы. Так, в проекте нового ГОСО на уровне высшего образования предусмотрены изменения в части введения с первого курса обучения в вузах преподавания не менее 20% учебных дисциплин на втором языке (для русского отделения - на казахском языке, для казахского отделения - на русском языке) и введения с третьего курса обучения преподавания не менее 30% учебных циклов базовых и профилирующих дисциплин на английском языке. «Для подрастающего поколения, а это 3,5 млн. казахстанцев, выстраивается принципиально новая полиязычная, научно-образовательная и культурно-воспитательная среда» - считает член Национальной комиссии по модернизации заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана, заведующий секретариатом Ассамблеи народа Казахстана Ералы Тугжанов. Для этой цели принята Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы. В которой предусмотрено достижение целевых индикаторов в 2019 году: 100% охват детей 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением по обновленному содержанию, доля школ, перешедших на обновленное содержание образования по опыту Назарбаев Интеллектуальных школ составит 100% (в 2017 году – 1 класс; в 2019 году – 1-3, 5-8, 10 классы), с 2017 года – предоставление бесплатного ТиПО по рабочим квалификациям, 95% выпускников учебных заведений ТиПО, обучившихся по госзаказу будут трудоустроены и заняты в первый год после окончания обучения, 90% выпускников вузов, обучившихся по госзаказу трудоустроены в первый год после окончания вуза по специальности (2015 г. – 83%).

По словам, Ералы Тугжанова, в рамках Дорожной карты развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы в 2016 году будет разработан Единый языковой стандарт обучения трем языкам. Кроме того, с 2017 года в республике начнут функционировать Летние языковые школы для учащихся 5-11 классов.

Что касается других изменений, то в 2017-2018, 2018-2019 учебные годы (5-6 классы) вводится изучение терминологии по предметам «Информатика» и «Естествознание» на английском языке. В 2019-2020, 2020-2021 учебные годы (7-8 классы) будут проводиться занятия на английском языке по четырем предметам естественно-математического цикла на внеклассных. В 2021-2022 учебном году (9-е классы) переходят на изучение отдельных предметов по выбору на английском языке. А с 2021-2022 учебного года (10-11-е классы) вводится изучение четырех предметов ЕМЦ на английском языке; с 5-го класса предмет «История Казахстана» ведется на казахском языке, предмет «Всемирная история» - на русском языке, в старших классах предметы «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» - на английском языке.

Александр Константинов