В скором времени казахстанцы, возможно, будут платить за каждый килограмм багажа в самолетах. Согласно предлагаемым инициативам, цену за 1 кг будет устанавливать сам авиаперевозчик. В частности, планируется изменить статью 13 в Законе "О транспорте в Республике Казахстан". Депутаты предлагают дополнить действующую редакцию "На городских и пригородных автобусных перевозках устанавливается бесплатный провоз ручной клади и багажа весом не более 20 кг" следующим содержанием: "На воздушном транспорте вес, габариты, нормы бесплатного провоза ручной клади и багажа устанавливаются перевозчиком".
В случае если поправки будут согласованы, то авиапассажиры будут платить за каждый килограмм перевозимого багажа, и правила тут будут диктовать перевозчики. Если в настоящее время в стоимость билета входит багаж на 20 кг, то сейчас от этого планируют отказаться.
Председатель общественного объединения защиты прав потребителей "Сапа" Алиакпар Матишев не согласен с данными поправками. По его словам, законопроект должен не ухудшать, а улучшать права потребителей.
"Вносимые поправки в законопроект ущемляют права потребителей. Я полагаю, что ни в коем случае нельзя принимать данную норму, потому что поправка должна касаться только лоукостеров, но нельзя ограничивать существующие правила перевозки багажа регулярными рейсами", – подчеркнул Матишев. По его мнению, право потребителей должно быть в выборе авиаперевозчика, а не провозе багажа.
В свою очередь автор поправки в законопроект, депутат мажилиса Павел Казанцев, указывает, что действующая статья негативно влияет на выбор потребителей и не дает возможности казахстанским авиакомпаниям реализовывать дешевые авиабилеты.
В то же время, по словам редактора портала "Авиа.ру" Романа Гусарова, обязательных норм о перевозе багажа как таковых в мире нет.
"Я считаю, обязательные нормы и требования законодательства о перевозе багажа или ручной клади, установка нормативов и габариты веса в большинстве стран мира отсутствуют. В общем-то, все отдается на откуп авиакомпаниям. Почему это делается? Потому что это понятие "бесплатная провозка багажа и ручной клади", в общем-то, вводит пассажира в заблуждение. В авиации ничего бесплатного не бывает", – поделился мнением Гусаров.
По словам Алиакпара Матишева, поправки в законопроект определенно требуют доработок, так как авиакомпаний в стране много, а лоукостер всего один, но он не выведен в отдельную категорию.
Алма Сейфулина