30% импортеров обуви заказали коды маркировки: много это или мало?

5300

Сколько "паленой" обуви на ногах казахстанцев.

30% импортеров обуви заказали коды маркировки: много это или мало?

Со дня обязательной цифровой маркировки обуви в Казахстане – 1 ноября – эмитировано более 11 млн кодов Data Matrix, сообщает inbusiness.kz.

По данным Единого оператора маркировки и прослеживаемости товара в РК, официальный объем рынка обуви в стране составляет 34 млн пар в год, это значит, что 30% от ежегодного объема официального обувного импорта вошли в проект по маркировке.

Всего, по данным Единого оператора, в информационной системе маркировки markirovka.kz зарегистрировано порядка 800 участников обувной отрасли, в Национальном каталоге товаров заведено более 150 тыс. карточек по обуви. Согласно представленным цифрам, участники данного сектора экономики активно вникают в процесс.

Новый проект позволяет оцифровать сведения о товарах, которые сейчас указываются на них в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза.

"Таким образом, движение товара становится прозрачным, создается "цифровая" копия каждой единицы продукции. Для бизнеса плюс в том, что они смогут оптимизировать логистические процессы, наладить учет, планировать спрос и производство, для государства – снижение контрафакта на рынке, а потребитель сможет самостоятельно проверять качество товара", – отметил управляющий директор Центра развития цифровой экономики АО "Казахтелком" Нуржан Баекеев.

Контрафакту – нет

По оценке экспертов, почти половина всего объема на рынке казахстанской обуви – контрафакт. Что это означает в плане экономики, приведу только один пример. Территориальным департаментом агентства по финансовому мониторингу по Алматинской области выявлен факт экономической контрабанды детской и спортивной обуви. Гражданин Кыргызской Республики пытался провезти товары из КНР через таможенный пост "Алтынколь-Жол". Общая стоимость контрабандных товаров составила 73 млн тенге – это недополученные налоги и непонятное качество товара. Согласитесь, достаточно важно, во что обуты твои ноги. Нелегальная обувь в Казахстан импортируется из соседних стран СНГ, а также из Китая и Турции. Завозится в страну такая обувная продукция, минуя обязательные таможенные платежи и пошлины, что стимулирует рост серого рынка. По оценке комитета государственных доходов МФ РК, уровень теневой экономики в стране сегодня составляет 23,6% к ВВП.

Кроме денег, утекающих мимо бюджета, важно и здоровье. От того, какого качества кроссовки на ваших ногах и ваших детей, зависит не просто хорошая работа стопы, а позвоночника в целом. Ведь "серая" обувь зачастую изготавливается без учета ортопедических требований.

Серая или белая?

Всякое новшество принимается обществом неоднозначно. Когда это касается дополнительных расходов, даже мизерных, волна негатива поначалу всегда зашкаливает. Именно так происходит и с маркировкой. И не только обуви. Сегодня, как признают специалисты Центра развития цифровой экономики, идет целенаправленная негативно информационная кампания по подрыву маркировки обуви. Главный аргумент теневиков – удорожание продукции. Давайте посмотрим с калькулятором в руках, как это выглядит в реальности. Цена за 1 цифровой код – 2,68 тенге без НДС. В среднем расходы, связанные с маркировкой, составляют 2% от стоимости одной пары обуви. Для маркировки потребуется термотрансферный (от 60 тыс. тенге) либо обычный принтер. Есть еще один вариант – не устанавливать оборудование по нанесению кодов маркировки на производственную линию, а заказать нанесение кода на упаковку через типографию. Это снизит затраты на маркировку в несколько раз. Кстати, государство планирует возмещать производителям затраты на закупку оборудования и программного обеспечения по маркировке. Так насколько уж страшен этот маркированный черт, как его малюют? И заметит ли покупатель эти три тенге, если, конечно, предприниматель не увеличит стоимость обуви в разы, ссылаясь на обязательную маркировку? Все зависит от порядочности бизнеса.

С 1 ноября 2021 года в Казахстане стартовала обязательная цифровая маркировка обуви. Производителям и импортерам с этого дня необходимо наносить на товар уникальный код Data Matrix для реализации продукции в стране. Это нанесение специального средства идентификации на товар – двумерного квадратного изображения в виде черных и белых полей. Код содержит информацию о производителе, стране происхождения, серийный номер и защиту от взлома. Главная цель маркировки товаров – защита потребителей от контрафактной и фальсифицированной продукции. Немаркированную обувь можно реализовать до 1 апреля 2022 года.

Марина Попова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться