Председатель президиума Национальной палаты предпринимателей Казахстана "Атамекен" Тимур Кулибаев предложил ввести досудебные механизмы урегулирования споров, возникающих при проведении налоговых проверок. По его подсчетам, функциями контроля сейчас обладает 61 госорган, из них 45 являются республиканскими и 16 - территориальными.
Тимур Кулибаев, обращаясь к премьер-министру страны Кариму Масимову, напомнил, что Нацпалата провела совместную работу с правительством по сокращению различных разрешительных и уведомительных процедур. В итоге был принят целый ряд законов по данному направлению. Так, количество разрешений и уведомлений сократилось со 1115 до 310.
"И если сегодня чиновник хочет ввести какое-то новое разрешение или уведомление, ему придется пройти через все слушания в правительстве и через сито парламента. Я считаю, это очень хорошая практика", - сказал глава президиума НПП, отметив, что по контрольным и надзорным функциям госорганов можно провести аналогичную работу.
Он уверен, что сокращение количества проверок является вполне реальной возможностью.
"Больше всего вопросов вызывают налоговые проверки, поэтому сегодня прозвучало соответствующее предложение. Представляете, что с налоговой, с госорганом необходимо судиться? Это отвлекает от работы, это отвлекает ресурсы, силы. Мы предлагаем ввести досудебные механизмы урегулирования споров. При министерстве финансов нам ничто не мешает это сделать. Там сидят люди, которые хорошо соображают в налоговой системе. Мы предложим своих экспертов и попросили бы еще Генпрокуратуру участвовать в деятельности такой апелляционной комиссии, чтобы быстро решать эти вопросы, не запуская их в суды", - предложил он главе правительства.
Господин Кулибаев уверен, что такая апелляционная комиссия при Минфине была бы очень полезна.
Аналогичные вопросы возникают и по строительной отрасли, экологическим вопросам, санэпидемстанции.
Председатель президиума считает, что такую апелляционную комиссию можно создать при каждом министерстве и центральном органе.
"Если на местах территориальные подразделения наших министерств ведут неправомерную работу, то мы могли бы в досудебном порядке на уровне министерства, рабочей комиссии эти вопросы расшить", - сказал он и привел статданные за 2013-2015 годы по количеству обращений бизнесменов.
Из 12 тысяч обращений предпринимателей 4800 было решено в пользу бизнесменов при помощи Генпрокуратуры и НПП.
"Это говорит о том, что 42% действий контрольных и надзорных госорганов неправомочны. Представляете себе уровень наших госслужащих?! И при этом все работает по закону: чиновник приходит, у него есть закон, по которому он может провести проверку. У нас просьба, Карим Кажимканович (Масимов – прим.авт.), совместно с госорганами провести ревизию и антикоррупционную экспертизу таких законопроектов, которые им разрешают проводить проверки. Я считаю, что их можно сократить. Думаю, члены правительства не сумеют перечислить 61 ведомство, которое у нас проверками занимается. Мы облегчим жизнь МСБ, если будем проверять их по понятным критериям, по конечному количеству вопросов, которые они могут охватить. Просим вас, Карим Кажимканович, поддержать нас в этом вопросе и внести изменения в законодательство", - обратился Тимур Кулибаев к главе кабмина.
На что тот ответил, что "идея сокращения контрольно-надзорных функций - правильная, но надо найти баланс". "Я даю поручение Минфину совместно с вами рассмотреть этот вопрос и вынести на рассмотрение правительства", - сказал Карим Масимов.
Саяжан Каукенова