/img/tv1.svg
RU KZ
KASE 2 392,78 Hang Seng 27 316,53
DOW J 29 225,93 FTSE 100 7 398,09
РТС 1 519,27 Золото 1 637,30
45 миллионов заплатит чиновник за взятку

45 миллионов заплатит чиновник за взятку

В Шымкенте вступил в силу приговор в отношении заместителя начальника Управления образования.

13 Май 2019 17:08 10350

45 миллионов заплатит чиновник за взятку

Автор:

Мира Бахытова

Итоги резонансного судебного процесса о взятке в полтора миллиона стали известны журналистам. Габит Нысанов признан виновным в получении взятки через посредника в крупном размере и приговорен к штрафу в 30-кратном размере. Стоит отметить, что санкция статьи 366 УК РК (вторая часть) «Получение взятки» предусматривает либо штраф в 60-кратном размере, либо заключение под стражей сроком до семи лет. Однако подсудимый пошел на процессуальное соглашение, полностью признал вину и поэтому отделался лишь половиной суммы.

«Приговором Аль-Фарабийского районного суда города Шымкента был осужден бывший заместитель начальника Шымкентского городского отдела образования Нысанов Г. Т. Судом он был признан виновным в том, что, занимая ответственную должность, за вознаграждение в сумме 1,5 миллиона тенге обещал предпринимателю оказывать покровительство в школьной столовой. Судом дело было рассмотрено в сокращенном порядке. Приговором суда Нысанов Г. Т. был осужден к штрафу в сумме 45 миллионов тенге. Мера пресечения ему была изменена, он был выпущен из-под стражи в зале суда», – сообщил судья-координатор Сабит Туреханов.

Сотрудники антикоррупционного ведомства задержали с поличным замначальника Управления образования Шымкента Габита Нысанова в канун Нового года при получении им через посредника взятки в 1,5 млн тенге. Оказалось, чиновник обещал свое покровительство предпринимательнице – арендатору школьной столовой. Известно, что госслужащий по должности был ответственным за проведение тендеров, госзакупок на нужды учебных заведений мегаполиса. Бизнесвумен требуемую сумму нашла, но предварительно обратилась в региональное подразделение АДГСПК. 

Кроме того, как следует из материалов дела, преступление было совершено 29 декабря 2018 года, но с 12 февраля чиновника взяли под арест, он находился в СИЗО 67 дней. Эти дни в итоге решением суда вычли из суммы штрафа в 45 миллионов. Из расчета, что один день равен 4 МРП, за два месяца набежала сумма в 676 тыс. тенге. Приговор вступил в законную силу.

Мира Бахытова, Шымкент

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Европейский союз выделил 8 млн евро на борьбу с коррупцией в Центральной Азии

Посол ЕС Свен-Олов Карлссон перечислил главные барьеры для европейского бизнеса при вхождении на рынок Казахстана.   

17 Февраль 2020 14:50 471

Европейский союз выделил 8 млн евро на борьбу с коррупцией в Центральной Азии

Фото: Кульпаш Конырова

Судя по тому, как часто стали появляться в СМИ сообщения о возбуждении уголовных дел против чиновников разного ранга по фактам коррупции, мы видим, как власти Казахстана активно демонстрируют борьбу. Самой любимой «дойной коровой» для коррупционеров всех мастей и уровней является бизнес, причем, не важно какой – крупный или мелкий. 

Тема коррупционной составляющей  была затронута на встрече руководства НПП «Атамекен» с представителями дипломатических миссий. В рамках дискуссий посол ЕС Свен-Олов Карлссон подтвердил намерение европейского сообщества поделиться наработанным опытом со странами Центральной Азии.

Редакция информационного агентства inbusiness.kz побеседовала с послом ЕС об инициативах и опыте.

– Представители ЕС на разных уровнях не раз говорили о своей готовности предоставить свою помощь Казахстану в борьбе с коррупцией. Расскажите подробнее, о чем именно идет речь? 

– Ну, во-первых, начну с главного: Европейский союз выделил 8 млн евро для новой региональной программы по укреплению верховенства закона для Центральной Азии, которая будет осуществляться Советом Европы. 

Программа нацелена на облегчение доступа правительствам стран Центральной Азии, включая Казахстан, к региональным сетям и тренингам. 

Кроме этого, мы окажем поддержку центральноазиатским республикам в создании антикоррупционных практик. Поделимся методами оценки рисков и, что очень важно, механизмами защиты осведомителей. 

В то же время эта программа призвана содействовать прозрачности и подотчетности правительства и принятию мер против экономических преступлений.

– Какие-то шаги уже предприняты в рамках новой программы ЕС в Центральной Азии?

– Да, борьба с коррупцией находится в списке важнейших пунктов нашего двустороннего сотрудничества. Первый шаг сделан был самим Казахстаном.

Так, на последнем заседании Совета сотрудничества ЕС – Казахстан, которое состоялось в Брюсселе 20 января 2020 года, ЕС поздравил Казахстан с ратификацией 4 января 2020 года соглашения с Советом Европы  в отношении привилегий и иммунитетов представителей членов Группы государств против коррупции (ГРЕКО), Антикоррупционной мониторинговой организации Совета Европы. 

И уже в феврале текущего года в рамках платформы диалога высокого уровня ЕС – Казахстан по вопросам экономики и бизнеса под председательством премьер-министра Казахстана Аскара Мамина мы рассмотрели вопрос соблюдения нормативных правил. 

Согласитесь, что на уровне компании невыполнение нормативных правил может нанести ущерб как самой компании, так и ее клиентам. На национальном уровне несоблюдение законов, нормативных актов и стандартов может иметь более значительные последствия. Следовательно, соблюдение правил очень важно как для бизнеса, так и для государства. 

Поэтому именно соблюдение норм и правил является одним из важных условий для предотвращения коррупции. И чем меньше коррупции, тем меньше требуется усилий для устранения ее последствий. 

Таким образом, ЕС приветствует вступление Казахстана в ГРЕКО в качестве его 50-го члена в январе текущего года и расценивает это как важный шаг для установления доверия среди бизнеса и инвесторов. Это дает возможность ЕС и представителям частного бизнеса проводить сравнения и делиться опытом в области соблюдения нормативных требований.

– Что, на Ваш взгляд, мешает развитию бизнес-контактов ЕС и Казахстана?

– ЕС является крупнейшим инвестором и торговым партнером Казахстана. У нас установлены тесные деловые связи с Казахстаном, и мы хотим развивать их дальше.

Мы приветствуем открытость правительства Казахстана к экспертным оценкам и мнениям относительно продолжения структурных реформ и экономической политики, ориентированной на внешние рынки.

В связи с этим в июле прошлого года ЕС и Казахстан создали платформу высокого уровня по вопросам экономики и бизнеса под председательством премьер-министра Аскара Мамина. Мы обсудили тогда вопросы, представляющие общий интерес для бизнеса ЕС и Казахстана. 

Речь идет об установлении сотрудничества в области инвестиционного климата и деловой среды, а также о снижении барьеров в торговле, налогообложении, государственных закупках и верховенства закона. 

К дискуссиям в рамках этой платформы были привлечены деловые ассоциации и компании, работающие в Казахстане. Нам в первую очередь важно было услышать их мнения и их проблемы.

– Могли бы Вы все-таки перечислить главные барьеры в инвестклимате Казахстана?

– Нередко можно услышать, что инвестиции в Казахстане часто связаны с лоббированием в государственном и частном секторах. В результате существуют значительные барьеры по вхождению на местный рынок и проблема защищенности секторов. 

Существуют также проблемы в применении соглашений об избежании двойного налогообложения и проведении тендеров. Преференции государства и субсидии также являются мерами, которые напрямую влияют на деловой климат. Еще одним важным элементом ведения бизнеса в вашем регионе является признание международного арбитража.

Уверен, что многие европейские компании (особенно малый и средний бизнес) инвестировали бы, если бы у них действительно имелись текущие проекты или хорошо налаженная торговля. Присутствие малого и среднего бизнеса европейских стран в Казахстане значительно ниже своего потенциала. 

Причин такой ситуации несколько. Во-первых, здесь относительно небольшой рынок и экономика, которая все еще сильно зависит от углеводородов. Кроме этого, имеет место зависимость к колебанию цен на нефть, в том числе в заказах на госзакупки. 

Многие компании, прежде чем прийти на казахстанский рынок со своими инвестициями, обращают внимание на верховенство закона и соблюдение правил. А компании, работающие в сфере высоких технологий и высокой стоимости, учитывают уровень защиты интеллектуальной собственности и риски параллельного импорта. 

Еще одна немаловажная проблема – это кадровый вопрос. Европейские компании сегодня, особенно новые инвесторы, сталкиваются с такими вопросами, как разрешение на работу иностранцам, сложность административных процедур, гражданские и коммерческие судебные процедуры.

Евросоюз поддерживает рекомендации ОЭСР по снижению все еще очень большой роли государства в экономике. На наш взгляд, можно получить значительные выгоды от открытия для конкуренции сетей и инфраструктуры, от оптимизации регулирования цен и тарифов, снижения барьеров в торговле и инвестициях с целью создать дополнительные стимулы для инновационной, конкурентоспособной и гибкой экономики. 

Словом, мы видим большой потенциал по вовлечению ЕС в развитие Казахстана и региона. Мы считаем, что настало время претворить наши амбициозные экономические и политические обязательства в нечто более конкретное, в то, что жители региона могут действительно увидеть и почувствовать. 

Большие надежды связываем с еще одним конкретным шагом: с 1 марта текущего года вступает в полную силу Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Казахстаном (СРПС). 

Документ охватывает сотрудничество в 29 областях и направлен на создание улучшенной нормативно-правовой базы для бизнеса в таких областях, как торговля услугами, создание и функционирование компаний, движение капитала, сырье и энергетика, права интеллектуальной собственности. 

СПРАВКА inbusiness.kz: ЕС является первым торговым партнером Казахстана, на долю которого приходится более трети внешней торговли страны и больше половины всех прямых инвестиций в Казахстане. В 2018 году общий товарооборот между ЕС и Казахстаном составил более 26 миллиардов евро, в то время как в 1999 году он составлял всего 2,2 миллиарда долларов. За первые девять месяцев 2019 года товарооборот между двумя странами достиг почти 20 миллиардов евро.

Казахстан поставляет 75% своей нефти в страны ЕС (около 6% общего импорта ЕС) и является третьим крупнейшим поставщиком ЕС среди стран, не являющихся членами Организации стран – экспортеров нефти. Казахстан импортирует из ЕС машинное и транспортное оборудование, лекарственные препараты, а также химическую продукцию, пластмассовые изделия, медицинское оборудование и мебель.

Кульпаш Конырова

Как в структуре акимата Усть-Каменогорска законы между строк читали

Нарушали ли действующее законодательство автоперевозчики и ожидает ли город социальная напряженность из-за автобусов, продолжили выяснять в суде.

07 Февраль 2020 09:01 2755

Как в структуре акимата Усть-Каменогорска законы между строк читали

В областном суде завершилось очередное, второе по счету заседание коллегии по гражданским и административным делам, где рассматриваются апелляционные жалобы ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» и ТОО Voska на решение первой судебной инстанции. Теперь суд выслушал сторону истца – представителей ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска», которые на прошлое судебное заседание не явились. Но, как выяснилось, они и на это заседание пришли неподготовленными.

Чиновники с ходу заявили: у них есть переписка с ТОО «Марат и К», «и иными» компаниями, которые гарантируют: если судебные споры решатся не в пользу перевозчиков, то они якобы смогут обслуживать их маршруты.

«С апелляционной жалобой мы не согласны, обращаем внимание суда на то, что у нас договорные отношения, и статьей 13 Закона «О транспорте РК» и статьей 22 Закона «Об автомобильном транспорте РК» четко предусмотрена обязанность перевозчика осуществлять бесплатный провоз отдельных категорий граждан или представлять им льготы, а также эти обязанности предусмотрены самими договорами, которые были у нас заключены между ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» и автоперевозчиками», – сообщили представители истца.

Где написано?

Однако у председательствующего судьи Дамира Абдугалиева такое заявление вызвало много вопросов. Он поинтересовался, где конкретно написано, что автоперевозчики должны предоставлять льготу детям в возрасте от семи до 15 лет? Выяснилось, что в названных статьях законов речь идет только об отдельных категориях граждан. Кто они такие, эти категории, сотрудники структурного подразделения акимата пояснить не смогли. Более того, они от себя дополнили упомянутые статьи. И заявили: там речь идет о том, что перевозчик обязан осуществлять бесплатный проезд отдельных категорий пассажиров или предоставлять им льготы по оплате проезда вне зависимости от определения источника финансирования, заключения исполнительными органами договоров с перевозчиками.

Но ничего подобного в этих статьях никто, кроме структуры акимата, не увидел. Статья 22 Закона РК «Об автомобильном транспорте» регламентирует обязанность автоперевозчика «осуществлять бесплатный провоз отдельных категорий граждан или предоставлять им иные льготы по оплате проезда в соответствии с законодательством Республики Казахстан». Статья 13 Закона РК «О транспорте» говорит о том, какие льготы имеют отдельные категории пассажиров.

«Это есть в самом договоре – осуществлять бесплатный проезд отдельных категорий граждан, предоставлять им льготы по проезду в соответствии с законодательством РК, – возразили чиновники. – Перевозчики обязаны возить детей по льготам, это написано в правилах осуществления пассажирских перевозок. Мы в этом судебном заседании рассматриваем именно относительно договоров. У нас основанием явилось то, что перевозчики не исполнили условия договора и сам закон, который регулирует эти отношения, об автотранспорте».

«А где в договоре прописана обязанность перевозчика бесплатно возить детей и пенсионеров? Где написано, что они по детям должны? Просто назовите, и все, – попросил Дамир Абдугалиев. – В договоре написано, что автоперевозчики обязаны осуществлять иные льготы по оплате проезда в соответствии с законодательством РК».

Он несколько раз попросил истца назвать, в каких законах прописано это обязательство, но представительница ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» призналась: сейчас этого сделать она не может. Заявила только, что якобы обязанности перевозчиков вытекают из прав пассажиров, но судьи поправили – эта связь действует далеко не всегда.

«Могу подготовиться и привести (ссылки на закон. – Прим. авт.), мы считаем законным решение, вынесенное судом первой инстанции. У нас отношения урегулированы договором, который должен был исполняться перевозчиками. Кроме того, раз льгота установлена законодательством, она не требует конкретизации в договоре, как пишут ответчики, и не требует определения источников финансирования», – заявили еще раз истцы.

Они настаивали, что автоперевозчик ТОО Voska к тому же якобы нарушал регулярность маршрутов, но доказательства тому также представить не смогли. В этой связи для всестороннего исследования дела судья дал ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» время подготовиться до 27 февраля, написать ссылки на действующее законодательство с обоснованием своей правоты, более того, пригласить на судебное заседание Центр управления пассажирскими перевозками Усть-Каменогорска. Также Дамир Абдугалиев призвал стороны рассмотреть возможность урегулирования спора по мировому соглашению.

Как быть?

Председатель Ассоциации автоперевозчиков ВКО Николай Масич рассказал inbusiness.kz, что акимат города на самом деле осознает: льготы имеют право на существование только в случае компенсации перевозчиками разницы в стоимости льготного проезда. Кроме того, по его словам, нет законов, которые бы обязывали перевозчиков предоставлять на безвозмездной основе льготный проезд детям в возрасте от семи до 15 лет.

«А вот Закон РК «Об образовании» обязывает местные исполнительные и представительные органы обеспечить льготный проезд вышеназванной категории лиц», – добавил он.

По его словам, из-за отсутствия субсидий общегородская регулярность движения на автобусных маршрутах Усть-Каменогорска снизилась с 92% в 2017 году до 79,47% в 2019 году, а с начала текущего года она упала до 75%.

Согласно официальной статистике, ежегодно автобусы Усть-Каменогорска перевозят до 40 млн пассажиров.

Ольга Ушакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: