/img/tv1.svg
RU KZ
Пять крестьянских хозяйств Актюбинской области накануне посевной лишились земельных участков

Пять крестьянских хозяйств Актюбинской области накануне посевной лишились земельных участков

Они обязаны их вернуть государству по решению суда.

11:19 27 Февраль 2020 9301

Пять крестьянских хозяйств Актюбинской области накануне посевной лишились земельных участков

Автор:

Семен Данилов

В Палату предпринимателей Актюбинской области поступило 21 обращение крестьянских и фермерских хозяйств на действия местных исполнительных органов акиматов Алгинского и Хромтауского районов по факту изъятия арендуемых земельных участков сельхозназначения, предоставленных местными исполнительными органами этих районов.

Прав тот, у кого больше прав?

В период с 2016 по 2018 год 41 субъекту предпринимательской деятельности (19 – Алгинский район, 22 – Хромтауский район) выданы земельные участки акиматами районов без проведения конкурсов по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства. А теперь выяснилось, что это незаконно.    

Чиновники сельского хозяйства парируют: районные акиматы при выдаче земель руководствовались статьей 43 Земельного кодекса, которая предусматривала комиссионную выдачу земельных участков.

В Региональной палате предпринимателей «Атамекен» в корне не согласны с этим.

«Должны были руководствоваться здесь 48-й статьей Земельного кодекса. Именно эта статья говорит о том, что земельные участки должны предоставляться через торги (конкурс или аукцион). Местный исполнительный орган сам определяет форму проведения, то есть это будет конкурс или аукцион», – говорит руководитель отдела Региональной палаты предпринимателей Нурлан Махамбетов

Нельзя судить помиловать

Теперь районные чиновники разослали письма, в которых потребовали в добровольном порядке вернуть земли. В противном случае пригрозили исками в суд. Что и сделали. По информации РПП, отделом земельных отношений Алгинского района поданы шесть исков в суд в отношении предпринимателей и сельхозформирований.

А вот Хромтауский районный акимат подал пять исков. И все они решением специализированного межрайонного экономического суда Актюбинской области удовлетворены.

В злосчастную пятерку попало и одно из самых успешных в Актюбинской области ТОО –  «Акжар-Агро».     

«В 2018 году мы подали заявку в МИО на выдачу нашему ТОО земельного участка для сельскохозяйственных нужд. Вышло соответствующее постановление о выдаче нам в аренду земельного участка площадью 2 тыс. гектар. Все законно оформили в органах юстиции, прошли госрегистрацию в земельном комитете. В прошлом году эти земли начали обрабатывать. Потратили 24 млн тенге. Подготовили землю на этот год под посевную. Заключили с поставщиками договоры на поставку семян – хотели сажать подсолнечник. Семена дорогие – гибрид Pioneer. Закупили гербициды. В общем, на этот год затраты составили 97 млн тенге. А теперь по решению суда у нас забрали эту землю. Даже не знаю, как решится этот вопрос. Нам сказали, опять подать заявку на получение земли. Но на носу уже посевная. К тому же кто возместит этот ущерб? Ситуация сложная», – делится проблемой заместитель руководителя и главный агроном ТОО «Акжар-Агро» Муратбек Алмуратов.

В компании решается вопрос о целесообразности подачи апелляции. Однако представители акимата советуют им подавать заявление для участия в конкурсе.

А вот вам и триггер… и подстава на большие деньги

«Когда мы начали разбираться, то увидели, что у каждого есть постановление и решение акимата, земельный акт. Все это указывает: земли получены на законных основаниях и используются по целевому назначению. Лично я в этом убедился, выехав на поля ТОО «Акжар-Агро» в Хромтауский район Актюбинской области. Там занимаются выращиванием масличных культур. По сведениям районного акимата, эти земли были действительно выданы в 2017-2018 годах предпринимателям в сфере сельского хозяйства. Но также там пояснили: по представлению районной прокуратуры пришлось теперь принимать меры по возврату этих земельных участков», – поясняет заместитель директора РПП Актюбинской области Руслан Куйшинов.

Так что же стало триггером для такой реакции районной прокуратуры? В РПП пояснили, что в 2016 году прокуроры на местах провели проверку по заданию Генеральной прокуратуры.

«У нас такая ситуация была в Мартукском и Хромтауском районах. Но НПП встала на защиту, провели переговоры, и тогда вопрос решился в пользу предпринимателей, кто действительно ее использовал по целевому назначению. За ними оставили земельные участки.

Сейчас прокурорами началась перепроверка опять-таки за 2016-2018 годы. Естественно, данные факты снова выявили. Убедились, что да, предприниматели работают, но при этом дали предписания в районные акиматы устранить эти нарушения. Каким образом? Решайте сами.

Что делают акиматы? Пишут письма каждому предпринимателю, получившему земли в аренду в указанные сроки, о добровольной их сдаче. В Хромтауском районе было несколько участков, которые в силу тех или иных обстоятельств возвращены на добровольной основе. Но остальные предприниматели отказались возвращать земли, задав вопрос: а кто будет компенсировать многомиллионные убытки? Кто-то готовил землю под пашню: культивировал, провел химическую обработку. Кто-то использует землю под пастбищные угодья. И под это дело закупил скот. Все это большие деньги. В отношении тех, кто не согласился добровольно отдать земли, в срочном порядке было приняты «соответствующие меры» – поданы иски в суд о признании недействительными договоров об аренде. Но для этого нужно основание. И вот оно – представление прокуратуры района. Пять решений уже есть, и все они аналогичного характера, – продолжает Руслан Куйшинов. – Почему на себя никто не берет ответственности? Да, там говорят, мол, мы не согласны с действиями прокуратуры. Но в то же время не признают свою вину. Не оспаривают доводы прокуратуры, а просто подставляют предпринимателей. И с них же хотят взыскать последнее, что осталось, – землю».

По словам представителя РПП, все решения вынесены по Хромтаускому району. По этому поводу несколько дней назад в Алге (райцентр Актюбинской области) совет по защите прав предпринимателей провел выездное заседание с участием аграриев, а также представителей чиновников Алгинского и Хромтауского района, территориальной земельной инспекции и прокуратуры.

Выход найден?

После данного заседания председатель совета по защите прав предпринимателей РПП Актюбинской области Есимхан Курмангазин провел переговоры непосредственно с главой региона Ондасыном Уразалиным, его заместителями и прокурорами области.

«После заседания я на приеме все рассказал акиму области, объяснил ситуацию. Аким, оказывается, был не в курсе системности данной проблемы. Он принял политически правильное решение, сказав: «Действительно, здесь вины предпринимателей нет. Зачем у них забирать землю, полученную на законных основаниях и используемую по целевому назначению? Все земли сельхозпроизволителям оставить, иски отозвать», – подчеркивает Есимхан Курмангазин.

«По поводу пяти уже принятых судебных решений мы будем проводить повторные переговоры с акиматом Хромтауского района, чтобы предприниматели на законных основаниях участвовали в конкурсе на отвод земли», – резюмирует Руслан Куйшинов.

Семён Данилов

Замкнутый круг: чтобы выкупить землю – нужны заемные средства, чтобы получить кредит – нужна земля

Актюбинские предприниматели просят снизить ставки платы за земельные участки индустриальной зоны.

19 Октябрь 2020 08:00 1297

С обращением об оказании содействия в разрешении вопроса, связанного со снижением стоимости земельного участка в индустриальной зоне (ИЗ), в Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции РПП Актюбинской области «Атамекен» обратились ТОО FIBC Kazakhstan и Baumaster International.

Системная проблема

У предпринимателей возникла дилемма. Им нужны заемные средства, чтобы развивать бизнес. Но банки не дают кредит, так как земля является собственностью СПК «Актобе». Чтобы ее выкупить, нужны деньги, причем немалые. Замкнутый круг. Причем это проблема не только двух компаний, обратившихся в РПП, она системная и касается всех резидентов индустриальной зоны «Актобе».

Все дело в оценке земли, а если точнее, в поправочном коэффициенте к базовой ставке платы за земельные участки. По решению облмаслихата «Об утверждении границ оценочных зон и поправочных коэффициентов к базовым ставкам платы за земельные участки города Актобе» № 350 от 11 декабря 2015 года и внесенным изменениям в августе 2018-го данный коэффициент составляет 1,5. Это оценочная зона № 3. А вот если бы это была оценочная зона № 7, то и коэффициент, соответственно, составлял бы 0,5.

«У FIBC Kazakhstan большой инвестиционный проект. В 2016 году заключен договор о его реализации и аренды земельного участка между компанией и СПК «Актобе». Реализация проекта предусматривает четыре этапа. Первый этап закончен, второй подходит к завершению. Инвестировано 200 млн тенге собственных средств. ТОО производит полипропиленовую упаковку биг-бэг, вагонные вкладыши и полога. Заключены договоры с компаниями ТШО и «СНПС-Актобемунайгаз», а также АЗФ. Но впереди еще два этапа реализации проекта. Нужны инвестиции. Обратившись в БВУ, компания получила отказ, потому что не имеет в собственности земельного участка», – пояснил заместитель директора РПП Руслан Куйшинов.

Та же история и с Baumaster International. Компания реализовала первый этап строительства цеха по производству вододисперсионной краски за счет собственных средств. Инвестиции составили 71 млн тенге. В настоящее время планируется второй этап строительства, и для дальнейшего расширения производства компании необходимы заемные средства (общая сумма проекта – 320 млн тенге). Имущество, предложенное в залог, банк не принимает без оформления земельного участка в частную собственность.

Не бейте по руке дающей!

Два гектара земли для FIBC Kazakhstan обойдутся в 38 млн тенге при поправочном коэффициенте 1,5. А вот при 0,5, считайте, в три раза дешевле. Почти 40 млн тенге ТОО не может просто так где-то найти. И это притом, что только за девять месяцев 2020 года компания заплатила в бюджет 77 млн тенге налогов. Трудоустроено 30 человек. По словам директора компании Ботагоз Тайбукеновой, при нынешнем положении дел ей просто придется закрыть предприятие, а людей уволить.

«Раньше мы арендовали помещение в Актобе, платили 600 тыс. тенге в месяц и забот не знали. А теперь даже производственные издержки стали больше. У нас такое ощущение, что нас в ИЗ просто заманили», – рассказала директор ТОО FIBC Kazakhstan.

А земля с каждым годом лишь дорожает. Если в 2016 году гектар в ИЗ стоил 12 млн тенге, то сегодня уже 19 млн. Пытались этот вопрос решить, чтобы изменить коэффициент, но это был замкнутый круг. СПК направила обращение в уполномоченный орган (управление сельского хозяйства). Оттуда – в городской акимат и «Правительство для граждан». В последнем поясняют, что согласно методике расчета, утвержденной министром по инвестициям и развитию РК в январе 2016 года (кстати, утратившем силу приказом министра информации и коммуникации РК еще в ноябре 2018 года), земли ИЗ относятся к № 3 с рекомендуемым поправочным коэффициентом 1,5.

Земля ИЗ – это собственность города. Заместитель акима Актобе Сергей Ли отметил, что МИО не против пересмотра коэффициента в сторону уменьшения. В ходе дискуссии выяснилось, что и госкорпорация «Правительство для граждан» еще раз пересмотрит свой расчет. Вот только методику они изменить не могут.

Казнить нельзя помиловать

Однако председатель Совета по защите прав предпринимателей Есимхан Курмангазин заметил, обращаясь к замакима города:

«Главное, что вы не возражаете. Сам механизм мы проработали, расчеты есть. Чтобы перевести эти земли с третьей зональности в седьмую, проблем нет. Надо успеть решить этот вопрос до декабрьской сессии облмаслихата».

«Вы, пожалуйста, еще раз изучите все факторы и подразделы, влияющие на определение зональности. Надо вернуться к этому вопросу и внимательно пересчитать», – обратилась к представителю госкорпорации секретарь облмаслихата Сания Калдыгулова, отметив, что все вопросы надо решить оперативно.

В завершение заседания Совет по защите прав предпринимателей принял резолюцию, в которой рекомендовал городскому маслихату провести необходимые процедуры по внесению изменений в решение облмаслихата № 350 от 11 декабря 2015 года с перенесением земель ИЗ в оценочную зону № 7 с оценочным коэффициентом 0,5.

Остается только ждать декабрьской сессии областного маслихата и положительного решения вопроса. В противном случае предприятия индустриальной зоны ждут не самые лучшие времена.

Семён Данилов


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Цены на земельные участки предлагают публиковать на геокартах

Какие изменения планируются в законодательстве для цифровизации земельных отношений.

02 Сентябрь 2020 11:37 8420

Комитет по управлению земельными ресурсами министерства сельского хозяйства Казахстана разработал пакет законодательных изменений для цифровизации сферы земельных отношений в стране. Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам цифровизации государственных услуг в рамках единого государственного кадастра недвижимости» обнародован https://www.gov.kz/memleket/entities/moa/documents/details/62202?lang=ru на сайте госоргана.

Одна из новелл поправок – указание стоимости земельных участков на публичной цифровой карте. Норму планируется дополнить в 10-ю статью Земельного кодекса РК.

«1) Статью 10 дополнить пунктом 5-1 следующего содержания: 5-1. Информация о базовых ставках платы за земельные участки и кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка подлежит обязательному размещению на публичной цифровой карте»; 2) статью 11 дополнить пунктом 5-1 следующего содержания: 5-1. Информация о поправочных коэффициентах к базовым ставкам платы за земельные участки подлежит обязательному размещению на публичной цифровой карте», – сообщается в проекте закона.

Публичная кадастровая карта, в свою очередь, определяется в документе, как интерактивная цифровая карта местности, которая является государственным электронным ресурсом, созданная (создаваемая) путем цифрования картографических источников, фотограмметрической обработки данных дистанционного зондирования, представляемая в графическом и текстовом режиме и содержащая сведения из земельного, правового, природного и иных кадастров.

Также в проекте информационная система единого государственного кадастра недвижимости предлагается как ресурс, содержащий сведения о границах земельных участков, собственниках этих наделов и землепользователях.

В законопроекте оговаривается и порядок предоставления земельного участка в электронном виде. Так, предоставление права на землю, находящуюся в государственной собственности, предлагается осуществлять следующим способом:

  • предоставление права на земельный участок из земель, находящихся в государственной собственности, в электронном виде;
  • предоставление права на земельный участок путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или предоставление права аренды земельного участка в электронном виде;
  • физические или юридические лица, заинтересованные в получении прав на земельный участок, подают заявление посредством портала электронного правительства с приложением схемы испрашиваемого земельного участка, формируемого на публичной цифровой карте, размещенной в информационной системе;
  • порядок предоставления осуществляется на региональных геоинформационных системах местных исполнительных органов посредством выбора земельного участка на «Публичной карте» информационной системы единого государственного кадастра недвижимости;
  • порядок предоставления права на земельный участок из земель, находящихся в государственной собственности, в электронном виде определяется правительством Республики Казахстан;
  • земельный участок, предназначенный для продажи, выставляется на торги после: определения границ земельного участка; определения целевого назначения земельного участка и его кадастровой (оценочной) стоимости; принятия решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов); публикации сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) на региональной геоинформационной системе и размещения информации на публичной кадастровой карте информационной системы.

Основанием для участия на торгах в электронной форме является подача заявления на участие в аукционе по продаже права частной собственности (право аренды) на земельный участок на электронной торговой площадке. При проведении торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства в электронном виде заключение земельной комиссии не требуется.

Порядок предоставления права на земельный участок путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или предоставления права аренды земельного участка в электронном виде определяется правительством Республики Казахстан».

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!