/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 23 372,43 KASE 2 155,58
РТС 955,34 FTSE 100 5 510,33
DOW J 21 641,19 Алюминий 1 552,50
7,6 млрд тенге самостоятельно потратят сельские округа Павлодарской области в 2020 году

7,6 млрд тенге самостоятельно потратят сельские округа Павлодарской области в 2020 году

Однако села не стали больше зарабатывать – доля субвенций составит 97%.

21 Ноябрь 2019 10:36 6168

7,6 млрд тенге самостоятельно потратят сельские округа Павлодарской области в 2020 году

Автор:

Руслан Логинов

С 2020 года в Павлодарской области четвертый уровень бюджета начнет действовать во всех 126 сельских округах региона. В 2018-2019 годах бюджет местного самоуправления запустили в 32 округах в тестовом режиме.

В Управлении экономики и бюджетного планирования Павлодарской области сообщили, что совокупный бюджет всех округов региона составит порядка 7,6 млрд тенге. Зарабатывают сельские округа в основном за счет налогов и продажи имущества, закрепленного за местными учреждениями.

Однако нужно понимать, что самостоятельно села и близко не зарабатывают такие суммы. Это хорошо видно на примере 2018 года. Тогда в казну 32 сельских округов за год поступило 530,9 млн тенге. При этом их совокупный бюджет составил 4,9 млрд тенге. Почти 90% бюджета пришлось на субвенции. В 2019 году количество сельских округов осталось без изменений, однако бюджет увеличился до 5,9 млрд тенге. В теории четвертый уровень бюджета должен был мотивировать сельских акимов поднимать уровень дохода своего округа.

«Благодаря самостоятельному бюджету расширяются финансовые возможности сельских округов. Повышена заинтересованность акимов округов в администрировании налогов, благодаря чему доходы увеличились. Бюджет сельского округа формируется с учетом интересов жителей при их непосредственном участии. Теперь каждый житель села знает, что те средства, которые он заплатит в качестве налога за свою недвижимость, транспорт, землю, будут направлены на нужды и развитие его родного села или поселка», – заявил Максат Турлыбаев, руководитель областного Управления экономики и бюджетного планирования.

На практике же в следующем году заработок сельских округов будет еще меньше – и в абсолютной величине, и в доле от общего объема. Так, из суммы 7,6 млрд тенге планируется, что села самостоятельно заработают только порядка 230 миллионов тенге, что составляет только 3% от общего бюджета. В Управлении экономики Павлодарской области объяснили это тем, что сельские бюджеты в следующем году понесут потери в связи с изменениями в Налоговый кодекс РК.

«Перенесен срок уплаты налога на транспорт, и, соответственно, в 2020 году в сельские бюджеты данный вид налога от физических лиц поступать не будет. Согласно законодательству они получат эти средства только в 2021 году», – сообщили в Управлении экономики и бюджетного планирования Павлодарской области.

Дополнительно к этому в 2019 году в рамках послания народу Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев объявил о трехлетнем моратории на налоги для субъектов микро- и малого бизнеса. Данное изменение также повлечет за собой значительное снижение доходов сельских округов. Потому как ранее уже заявляли, что развитие бизнеса на селе – это один из основных резервов на местах. При этом доля индивидуального подоходного налога в общем объеме поступлений местами составляет более 40%.

В 2018 году облакимат пытался дополнительно мотивировать сельское руководство активно зарабатывать, добавив трансферт в размере 100% от плана. При условии его выполнения, конечно. Это была единовременная премия, и будет ли она повторена в дальнейшем, неизвестно. Тем не менее, около 53 млн тенге сельские акиматы получили дополнительно. На эти деньги благоустраивают и озеленяют села, ремонтируют и содержат дороги, вкладывают в водоснабжение, образование. К примеру, в поселке Солнечный на полученную «премию» обещали привести в порядок местный пляж, а в Иртышске – построить сквер.

Когда с первой попытки план перевыполнили сразу 26 из 32 сельских округов, выяснилось, что были проблемы с планированием. Намеренно или случайно некоторые сельские округа изначально занижали свои плановые показатели, тем самым легко их выполняя. В профильном ведомстве отметили, что в управлении над решением этого вопроса работали, и в рамках 2020 года вся налоговая база структурирована.

Таким образом, сельские акимы, которых собирались научить «зарабатывать на местах», в ближайшее время не смогут продемонстрировать свои умения. Кто-то так и не научился или не захотел этого делать, кто-то в силу объективных причин. В связи с этим значительно упадет размер среднего бюджета на один сельский округ. Если в 2019 году при 32 сельских округах было 5,9 млрд тенге, что в среднем составляет 184,3 млн тенге на округ, то в 2020 году ситуация будет иная. Общий бюджет, конечно, увеличится до 7,5 млрд тенге, однако округов будет в несколько раз больше, что приведет к 59 млн в среднем на округ.

Руслан Логинов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

На вывоз снега и посадку деревьев в Нур-Султане тратят больше денег, чем на строительство школ

Власти города не выстраивают приоритеты в финансировании, а идут по накатанной.

25 Февраль 2020 08:00 5694

На вывоз снега и посадку деревьев в Нур-Султане тратят больше денег, чем на строительство школ

Фото: astana.gov.kz

На откачку талых вод, очистку ливневых канализаций, озеленение столицы тратят больше денег, чем на строительство новых школ. К такому выводу можно прийти, проанализировав бюджет города за последние четыре года. Так, в 2020 году расходы на строительство и реконструкцию объектов начального, основного среднего и общего среднего образования заложены в двух управлениях акимата. Управление регенерации городской среды закладывает на эти цели 9,4 млрд тенге, управление строительства и жилищной политики еще 1,3 млрд тенге. Таким образом, суммарно 10,7 млрд тенге направят на ремонт и строительство школ.

Отметим, проблема с нехваткой мест в школах в столице стоит остро. Недостаток ученических мест в 2020 году составляет 24 тысячи. Как ранее признавался аким города, сейчас в Нур-Султане восемь школ работают с трехсменным обучением, 14 – с переуплотненным режимом.

«Для того чтобы снять вопрос с трехсменным обучением, необходимо в год строить не менее 10 учебных заведений. В текущем году построим 12 школ на 10 тысяч мест и столько же в 2021 году», – отчитывался Алтай Кульгинов.

Нет оснований не верить словам акима, но можно предположить, что школ с трехсменным обучением в городе гораздо больше заявленных восьми.

Посчитаем, могут ли 10 школ в год решить проблему с трехсменным обучением? Как известно, сейчас нехватка составляет 24 тысячи мест. Если в течение года построят 12 школ на 10 тысяч мест, то нехватка сократится до иллюзорных 14 тысяч мест. Однако в июне школу закончат 8-10 тысяч учеников, а в сентябре первоклашек придет 24-26 тысяч человек. То есть строительство 10 школ не в состоянии решить проблему с трехсменным обучением даже для сегодняшнего количества учеников. Эта проблема и дальше будет накапливаться как снежный ком – с каждым годом первоклассников будет приходить больше, в трехгодичной перспективе нехватка мест составит 50-60 тысяч единиц. Таким образом, строительство 10-12 школ в год не закрывает даже текущие потребности, уже не говоря о том, что происходит ежегодное увеличение количества школьников на 20 тысяч человек.

Посмотрим, какие затраты в большей степени «съедают» бюджет? Напомним, на строительство школ в этом году направят 10,7 млрд тенге. В то же время на обеспечение санитарии населенных пунктов (вывоз снега, откачку талых вод, очистку ливневых канализаций) потратят 19,9 млрд тенге (почти в два раза больше, чем на школы); благоустройство и озеленение – 13,3 млрд тенге; освещение улиц – 2,7 млрд тенге; проведение социально значимых и культурных мероприятий – 2,9 млрд тенге. Последний пункт также вызывает вопрос: это не круглая дата для столицы, на что предусмотрены финансы – непонятно.

Но если взглянуть на траты последних лет, то можно увидеть, что озеленение и снег всегда были в большем приоритете, чем строительство новых школ. Так, в 2017 году на строительство школ заложили 8,1 млрд тенге, обеспечение санитарии – 19,7 млрд тенге, озеленение – 14,1 млрд тенге, культурные мероприятия – 10,6 млрд тенге. В 2018 году на школы – 1,2 млрд тенге, санитарию – 17,6 млрд тенге, озеленение – 11,4 млрд тенге, культурные мероприятия – 8,5 млрд тенге. В 2019 году на строительство и реконструкцию школ направлялось 16,0 млрд тенге, обеспечение санитарии – 18,2 млрд тенге, озеленение – 11,0 млрд тенге, культурные мероприятия – 4,1 млрд тенге.

Таким образом, можно увидеть, что затраты на строительство школ в некоторые годы значительно меньше, чем на проведение культурных мероприятий и всегда ниже, чем на озеленение и вывоз снега/откачку талых вод. Аппарат маслихата города, который обходится налогоплательщикам в 136 млн тенге в год, вместо того чтобы выстраивать приоритеты в связи с изменениями – увеличением численности населения, которое ведет к переполненным школам, – продолжает из года в год переписывать прошлогодние цифры, увеличивая их на процент инфляции. О качестве образования речь априори идти не может, когда в классах сидит по 40-45 человек в три смены. Только жаль, городскую власть не беспокоит вопрос образования школьников. Как показывают бюджетные расходы, в столице три проблемы: зимой – снег, летом – деревья и праздники – круглый год…

Майра Медеубаева

Круговорот эмиссии в бюджете

Госорганы Костанайской области в 2019 году нанесли ущерб экологии на 88 млн тенге.   

18 Февраль 2020 10:30 3624

Круговорот эмиссии в бюджете

Фото: Максим Морозов

По данным, озвученным руководителем департамента экологии по Костанайской области Виктором Мухамеджановым, в минувшем году в ходе государственного экологического контроля только по государственным предприятиям был выставлен ущерб окружающей среде на сумму 88 млн тенге. Главная претензия со стороны экологов – отсутствие разрешений на эмиссии в окружающую среду.

«То ли не знают, то ли не совсем правильно относятся к этому вопросу. Яркими примерами могут служить отсутствие разрешения у коммунальных предприятий – Аркалыкской ТЭК и «Аман су», полигона ТБО отдела ЖКХ Жангельдинского района, аппарата акима села Тогузак Карабалыкского района, отдела ЖКХ Сарыкольского района, отдела образования Костанайского района и т. д. Некрасиво получается, когда госорган выставляет многомиллионные штрафы таким же госорганам, и получается, что финсредства из одного бюджета в другой в виде штрафных санкций переходят», – отметил Виктор Мухамеджанов.

По словам экологов, любое учреждение любой формы собственности должно брать разрешении на эмиссии в окружающую среду, если имеет собственные котельные, автономные пункты отопления.

Согласно данным управления финансов Костанайской области, опубликованным на сайте ведомства, за 11 месяцев 2019 года в бюджет поступило 6,2 млрд тенге по статье доходов «Плата за эмиссии в окружающую среду». Документ также свидетельствует, что эта сумма значительно превышает первоначальный план по поступлениям и даже скорректированный бюджет. Первоначально по статье доходов «Плата за эмиссии в окружающую среду» планировали получить 3,7 млрд тенге, в уточненном варианте – 4,8 млрд тенге.

По данным управления природных ресурсов и регулирования природопользования, в 2019 году было выдано 1635 разрешений на эмиссии в окружающую среду. Главными плательщиками традиционно являются горнодобывающие предприятия, включая АО «ССГПО», АО «Варваринское» и ряд других компаний.

В текущем году сумма платежей по статье «Плата за эмиссии в окружающую среду» может еще возрасти. В декабре 2019 года решением маслихата Костанайской области ставки за эмиссии, утвержденные Налоговым кодексом РК, были увеличены в два раза. Предприниматели противились принятию такого решения, и депутаты даже откладывали само решение. Аргументом в пользу повышения стало то, что выросшие ставки будут стимулировать предприятия снижать выбросы, модернизируя производства. Некоторые предприниматели говорят о том, что такой подход, напротив, затормозит процесс. Средства, которые могли бы пойти на модернизацию, предприниматели должны будут платить за выбросы.

Поступающие в областной бюджет средства в виде платы за выбросы действительно должны направлять на природоохранные мероприятия. Однако, как оказалось, не все осведомлены о том, на какие цели власти тратят эти деньги. На сайте управления охраны природных ресурсов и регулирования природопользования информации по освоению средств в 2019 году пока нет. Однако, согласно данным за 2018 год, на природоохранные мероприятии было направлено в общей сложности 4,2 млрд тенге. Четверть всех средств пошла на содержание лесхозов области, 2,7 млрд тенге – на озеленение и благоустройство. Также в рамках плана мероприятий по охране окружающей среды значились ремонты дамб и плотин области, очистка русла реки Тобол, пропаганда по раздельному сбору мусора и т. д.

Пока в Экологическом кодексе нет нормы, которая бы предусматривала, какой процент средств, полученных как плата за эмиссии в окружающую среду, власти должны направлять на природоохранные мероприятия. Нет и списка мероприятий, на которые должны направлять плату за выбросы. Возможно, что в новом законопроекте, который уже вынесен на рассмотрение в парламент, такие нормы будут утверждены.

Татьяна Шестакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: