/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 28 833,19 Hang Seng 27 163,86
KASE 2 299,22 РТС 1 571,49
FTSE 100 7 481,24 Пшеница 562,60
70% казахстанских сел будут обеспечены доступом в Интернет к 2022 году

70% казахстанских сел будут обеспечены доступом в Интернет к 2022 году

Оператор «Транстелеком» устраняет цифровое неравенство в стране.

18 Декабрь 2019 10:08 5134

70% казахстанских сел будут обеспечены доступом в Интернет к 2022 году

Новости

Все новости

В Казахстане растет количество пользователей широкополосного Интернета. Так, по данным на октябрь 2019 года, по данным комитета по статистики МНЭ, число абонентов с фиксированным Интернетом составило 2,4 млн единиц. Можно предположить, что после завершения масштабной программы по обеспечению доступа к сети Интернет сельских населенных пунктов различных регионов Казахстана, которую с 2018 года реализует АО «Транстелеком», их количество существенно увеличится.

Возможность выхода во Всемирную сеть для сельских населенных пунктов решает множество вопросов, как с получением услуг электронного правительства, так и социальные моменты, включая образование школьников, которые получают равные права при получении знаний благодаря Интернету.

Более 700 точек доступа в сельской местности установлено за два года

Как известно, проект по обеспечению широкополосным доступом к Интернету по технологии волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) реализуется в стране с 2018 года в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан 2022». Оператором проекта выступает АО «Транстелеком». По данным компании, проект реализуется по механизму государственно-частного партнерства. Стоимость реализации составляет 68 млрд тенге, частным инвестором выступает компания SilkNetCom. Основной целью проекта является устранение цифрового неравенства среди населения страны и обеспечение жителей сел технической возможностью для доступа во Всемирную сеть.

Проект реализуется со 100%-ным выполнением плана и четким соблюдением графика работ. С 2018 года Интернет был проведен в 262 населенных пунктах по всей республике, благодаря чему доступ во Всемирную сеть получили многочисленные социально значимые объекты – больницы, школы, органы государственного управления.

Всего в 2019 году проект охватил девять областей Казахстана: Алматинскую, Актюбинскую, Карагандинскую. Атыраускую, Восточно-Казахстанскую, Жамбылскую, Кызылординскую, Павлодарскую и Туркестанскую. В следующем году работа продолжится в упомянутых областях, а также охватит другие регионы страны. Лидером проекта по доступу к сети Интернет станет Туркестанская область. За время реализации проекта в этой области АО «Транстелеком» планирует обеспечить доступ к сети Интернет в 139 населенных пунктах, при этом общее количество установленных точек подключения по области составит 304.

Села с населением свыше 250 человек обеспечены доступом в Интернет

По словам исполнительного директора по развитию сетевой инфраструктуры АО «Транстелеком» Айдара Магзумова, более 220 казахстанских сельских населенных пунктов с населением свыше 250 человек были обеспечены широкополосным доступом (ШПД) в Интернет посредством строительства волоконно-оптической линии связи в 2019 году. Так, в 2018 году было реализовано 49 населенных пунктов, где были подключены 150 пользователей. Это школы, больницы, аварийные службы, местные администрации, правоохранительные органы. В 2019 году подключено 213 сел и 567 точек пользователей. Всего за два года реализации проекта в 262 населенных пунктах по всему Казахстану установлено 717 точек доступа к глобальной сети. Общая протяженность волоконно-оптических линий связи к окончанию проекта составит более 5,6 тыс. км. До конца 2020 года компания планирует обеспечить Интернетом свыше 500 государственных и бюджетных организаций еще 207 сельских населенных пунктов Казахстана.

«В городах Нур-Султане, Алматы Интернет повсеместно доступен, более чем на 90%, чего нельзя сказать о селах, где он в целом доступен. Задача проекта – строительство волоконно-оптической линии связи на протяжении 5600 км», – сказал Айдар Магзумов.

Так, самое большое количество подключений придется на школы – 451 пользователь, медицинские учреждения – 349 пользователей, местные администрации – 281 пользователь и правоохранительные органы – 112 пользователей. В рамках проекта государство через данные учреждения обеспечит соответствующие объемы трафика.

Город к Интернету подключен

В целом в Казахстане доступ к сети Интернет наиболее распространен в крупных городах – Нур-Султане (86,9%) и Алматы (80,9%). Высокие показатели отмечаются в основных сельских регионах Северного и Восточного Казахстана – 70,2% и 70,4% соответственно. Доступ к Интернету в сельских районах осуществляется в первую очередь посредством мобильной связи.

На пресс-конференции, состоявшейся 11 декабря, директор департамента государственной политики и инфраструктуры в области связи министерства цифрового развития Гульнара Букеева сообщила, что в настоящее время городские жители обеспечены качеством доступа в Интернет на достаточно высоком уровне. Теперь речь идет о том, чтобы сельские жители также получили доступ к благам цивилизации.

«На сегодняшний день трудно представить полноценную жизнь человека без Интернета, и потребность в использовании инфокоммуникационных технологий неуклонно растет. Данные технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни современного человека, которые делают наш быт комфортным, а работу производительной», – сказала она.

Благодаря Интернету села становятся более эффективными

Итак, в 2019 году 213 казахстанских сел с населением свыше 250 человек были обеспечены широкополосным доступом от «Транстелекома». В их числе село Агадырь в Карагандинской области. По словам владельца автокомплекса из данного села Азамата Махабаева, в село провели Интернет по программе СНП.

«Мы провели Интернет со скоростью 50 мегабитт. Высокая скорость позволяет мне участвовать в госзакупках, обращаться за услугами на egov», – отметил предприниматель. В дальнейшем благодаря Интернету планирует установить IP-камеры по периметру.

В свою очередь аким Московского сельского округа Костанайского района Нурлан Кузаев рассказал, что до появления Интернета работа шла тяжело, поручения, которые ставились, было сложно выполнять, люди, которые приходили в акимат за получением справок с сервиса egov, тратили много времени на получение услуг. С проведением широкополосного Интернета улучшилось качество предоставления услуг, жители села получают их в кратчайшие сроки.

Патронажная медсестра Костанайской центральной районной больницы Нургуль Баймаканова рассказала, что благодаря Интернету пациенты стали быстрее получать услуги, «раньше, чтобы выбить одно направление, уходило около 20 минут, что приводило к возмущению пациентов. Сейчас Интернет стал работать гораздо лучше, мы быстро выписываем направления, анализы, и проблем с этим больше нет».

20-летие «Транстелекома»

В этом году АО «Транстелеком» отмечает свой 20-летний юбилей. За это время компания стала лидером в области транзита данных и ИТ-интеграции в Казахстане, а также стала самым крупным оператором связи в Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, России, Китае, Афганистане, на Кавказе.

«В течение всего 2020 года мы запланировали интересные мероприятия, такие как конкурс «IT-блогер», конкурс фотографий Цифровые технологии «ТТС Photo Award», кибертурнир Dota, в том числе республиканский конкурс среди журналистов на лучший материал по IT-развитию в Казахстане за последние 20 лет», – резюмировал зампред по организационному развитию АО «Транстелеком» Елнар Адайбеков.

Майра Медеубаева

Материал подготовлен совместно с партнерами​

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Цены на услуги зарубежных интернет-компаний могут повыситься из-за введения цифрового НДС

Это произойдет, в случае если иностранные провайдеры электронных сервисов зарегистрируются в качестве налогоплательщиков в стране.

20 Декабрь 2019 12:25 4139

Цены на услуги зарубежных интернет-компаний могут повыситься из-за введения цифрового НДС

Цены на услуги зарубежных интернет-компаний могут повыситься из-за введения цифрового НДС. Об этом в комментарии программе телеканала ATAMEKEN BUSINESS «Итоги Brief» рассказала партнер консалтинговой компании Angels Niko Advisory Вера Капацина. Напомним, по данным минэкономики, в Налоговый кодекс сейчас вносится норма, согласно которой интернет-компании, предоставляющие электронные услуги казахстанцам из-за рубежа, должны будут зарегистрироваться в стране и уплачивать по ним НДС. Ожидается, что цифровой налог на добавочную стоимость на интернет-услуги начнет действовать с 2021 года. 

«На мой взгляд, ситуация на рынке будет прямо зависеть от того, как поведут себя иностранные компании. Если же они примут решение приехать в Казахстан и заплатить НДС, то, очевидно, мы будем иметь повышение цен на те услуги, которые включены в данную норму, в связи с тем что поставщик услуги налог в 12% включит в стоимость услуги», – отметила консультант в беседе.

Таким образом, если к примеру, популярные в стране зарубежные интернет-такси, социальные сети, поисковики, игровые платформы и торговые площадки станут плательщиками казахстанского НДС, то затраты физических лиц на их интернет-услуги из-за рубежа, такие, например, как реклама, продвижение в Интернете, игры, могут вырасти, ведь иностранные интернет-компании навряд ли будут платить 12% от стоимости услуги за свой счет с учетом других административных расходов, связанных с уплатой налога, полагает эксперт.

Вместе с тем, по ее словам, возможно, отдельные иностранные интернет-компании просто предпочтут покинуть небольшой казахстанский рынок, нежели регистрироваться здесь в качестве плательщика НДС, отчитываться по нему и выплачивать его.

«И третья группа иностранных компаний, которая, несмотря на требования законодательства, будет продолжать оказывать услуги и не регистрироваться для целей НДС. Тем самым внедрением этих поправок мы формируем серое поле, ту зону, в которую попадают недобросовестные провайдеры, продолжающие оказывать услуги и не желающие выплачивать казахстанский НДС», – пояснила Капацина.

По данным СМИ, Казахстан станет третьей страной в ЕАЭС, которая введет такой налог на трансграничную цифровую деятельность после Беларуси и России. Так, в Беларуси иностранные интернет-компании выплачивают НДС на свои услуги физлицам с 2018 года самостоятельно или через посредников, а в России с 2019-го при электронном обслуживании юрлиц и ИП они должны вставать на учет и сами выплачивать НДС. В Казахстане зарубежные интернет-компании должны будут регистрироваться на портале налоговой службы и ежеквартально сдавать отчетность при уплате НДС.

Сумма будущих поступлений от цифрового НДС еще неизвестна, так как данных по объему оказываемых услуг и количеству зарубежных интернет-компаний, их предоставляющих, еще нет. Но если смотреть на опыт России, то в 2018 году там было уплачено 12 млрд рублей цифрового НДС. Спроецировав по аналогии такие цифры на Казахстан, можно предположить, что сборы этого налога с интернет-услуг не дадут более 5 млрд тенге в год. Это ничтожная цифра с учетом того, что в этом году за счет НДС в казну планируется собрать 2,8 трлн тенге. К слову, в минэкономики считают, что цифровой налог на услуги зарубежных интернет-компаний не повысит их цены, ведь на этом рынке существует жесткая конкуренция.

Очевидно необходимость в таком цифровом налоге возникла из-за того, что объемы его собираемости будут увеличиваться с бурным ростом цифровых покупок в Казахстане. Кроме того, есть принцип справедливости, согласно которому под налогообложение должны подпадать все бизнесы, зарабатывающие в стране. Также нужно увеличивать налоговую базу, ведь в ближайшем будущем трансферты из Нацфонда в республиканский бюджет могут снизиться, а социальные обязательства государства остаются.

Сейчас многие зарубежные интернет-компании, к примеру поисковики, соцсети, интернет-такси, электронные торговые площадки, игровые платформы, работают в Казахстане из других стран и практически не платят налогов в стране, хотя много зарабатывают здесь на местных потребителях. Таким образом, они платят налоги в других юрисдикциях или налоговых гаванях по низким ставкам, получая прибыль здесь, что несправедливо. Поэтому Казахстан поступает правильно, вводя такой цифровой налог, ведь в мире даже разгораются споры о том, как нужно правильно облагать налогообложением интернет-компании и в каких странах они должны оплачивать налоги, так как многие государства хотят заработать себе доходы в казну. Такая дискуссия проводится до конца 2020 года в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которой участвуют около 130 стран. Введение НДС на услуги зарубежных интернет-компаний казахстанским физлицам как раз было навеяно этой организацией. Такая мера также уравнивает условия для конкуренции для отечественных цифровых компаний, которые в любом случае платят НДС на свои интернет-услуги внутри страны.

Однако некоторые государства пошли дальше в налогообложении интернет-компаний, большая часть которых являются американскими. К примеру, недавно Франция приняла закон о взимании 3% с дохода интернет-компаний, зарабатываемого в стране.  Это вызвало острую реакцию США, которые в случае реализации этого закона пригрозили ввести против французских товаров пошлины до 100% стоимостью 2,4 млрд долларов в качестве ответной меры. Но французскому примеру готовы последовать Великобритания, Канада, Австрия и Индонезия, сообщают «Ведомости». В целом более 20 стран готовятся ввести цифровые налоги на доходы, по данным Financial Times. К примеру, Турция планирует собирать 7,5% выручки интернет-гигантов в стране, а Индонезия даже хочет забрать до 25% их доходности на своей территории. При этом во многих развивающихся странах сейчас внедрен налог на прибыль зарубежных электронных торговых площадок. Некоторые из государств аргументируют такие сборы необходимостью иметь равные условия для конкуренции отечественных и иностранных игроков. Очевидно, что западные страны будут пытаться прийти к консенсусу по этому вопросу в рамках ОЭСР, который, скорей всего, состоится не скоро.

«Страны видят, как цифровые компании уменьшают их налоговую базу и перемещают прибыли, так что теперь они решают взять процент от выручки. Это радикальный шаг, который является прямым результатом неспособности нынешней международной налоговой системы обходиться с многонациональным налогообложением. Государства подают признаки, что они будут собирать индивидуальные платы с интернет-гигантов. Дональд Трамп пытается остановить волну через повышение тарифов на французские товары, так как Франция одна из первых стран, которая идет по этому пути. Однако получается, что многие другие страны следуют французскому примеру. Государства могут это делать и это не слишком сильно угрожает соглашениям о двойном налогообложении на этом этапе. Это сводится к тому, что Америка остается против всего остального мира», – написал учредитель журналисткой группы Finance Uncovered Ник Мэтисон в е-мэйл inbusiness.kz.

За годы независимости Казахстан подписал множество соглашений об избежании двойного налогообложения с различными странами, где, в том числе, зарегистрированы иностранные интернет-компании, предоставляющие свои услуги казахстанцам. Однако, пока планов облагать их выручку или доходы у казахстанских налоговиков, как в некоторых других странах, судя по всему, нет. Тем более, что методика определения цифрового присутствия зарубежных интернет-компаний в Казахстане еще не разработана. Таким образом, установить их размер прибыли и механизмы налогового администрирования, при этом избегая двойного налогообложения, будет непросто. Хотя видимо, это могло бы принести еще большую выгоду казне, нежели простое применение НДС на услуги зарубежных интернет-компаний. Ведь правила международного налогообложения еще до конца не определены, и страны продолжают бороться за кусок налогового пирога от транснациональных интернет-компаний.

Данияр Сериков

Что смотрели казахстанцы в YouTube

Представлен рейтинг самых популярных видео года.

05 Декабрь 2019 18:00 13704

Что смотрели казахстанцы в YouTube

Рейтинг самого популярного видео YouTube Rewind 2019 составлен в Казахстане. В чарте музыкальных видео первые две строчки принадлежат уральскому дуэту «Раим и Артур», который, к слову, лидировал и в прошлом году. На этот раз к лидерству их привели песни «Сәукеле» и «Симпа». Замыкает тройку Артур Пирожков с песней «Зацепила».

Особенно востребованный среди казахстанских пользователей – комедийный контент. В десятке самых популярных видеороликов преобладают комедийные фильмы, сериалы и скетчи казахстанского производства. В топ вошли полнометражные комедии, в том числе «Ұлы дала комедиясы», «Бизнес по-казахски в Африке», «Кудалар» и вторая часть комедии «Брат или Брак».

Что касается интересов мировой аудитории, то в музыке в 2019 году наблюдалось межкультурное влияние латиноамериканской музыки. Пять из десяти самых популярных музыкальных видео исполняются на испанском языке. Первые два видео собрали более миллиарда просмотров каждое.

«Кроме того, популярные певицы (Ариана Гранде, Билли Айлиш) продолжали трансформировать звучание современной поп-музыки, а K-pop – завоевывать глобальную аудиторию», – сообщили в компании Google.

Наибольшее количество лайков собрала зажигательная Señorita, исполненная дуэтом Шон Мендес и Камилла Кабельо, набравшая более 13 миллионов лайков. Три видео корейских поп-айдолов, песня на хинди были оценены.

Среди авторских видео, которые были отмечены лайками, безусловная победа за видео MrBeast – Make This Video The Most Liked Video On Youtube («Сделаем это видео видеороликом с самым большим числом лайков на YouTube»). Ролик набрал около 11 миллионов лайков. 

Карина Алимова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: