Причем некоторые эксперты пока избегают слово "крах", объясняя тем, что США решат проблему очередным денежным дождем, включив печатный станок. На площадке ток-шоу "Грани" на Atameken Business поспорили экономисты.
Inbusiness.kz приводит текстовый фрагмент дискуссии.
Диас Еркинов:
– Каковы экономические прогнозы относительно вероятности наступления нового экономического кризиса, его возможные последствия для экономики Казахстана?
Ануар Нуртазин, экономист:
– Вы знаете, в экспертном сообществе стараются избегать этого термина "крах" или "кризис". На самом деле по тем моментам, которые мы видим сейчас, все-таки есть понимание, что мы находимся буквально перед 2008 годом. С учетом того, чтобы как бы формально ничего не предвещало трагедии, но де-факто все эти проблемы, они буквально не разрешались десятилетиями. Суммировались и накапливались. В случае развития события в негативной тенденции, то, безусловно, влияние на Казахстан будет самое прямое и жесткое.
Галымжан Айтказин, экономист:
– Нет, я здесь, наверное, в корне не согласен. Во-первых, это локальный кризис. Начнем с этого. То, что произошло в США, оно не имело такого каскадного эффекта, именно в плане банкротства других банков в других странах, как это было во время ипотечного кризиса. Там проблема была в том, что все эти банки были подвязаны между собой этими, так скажем, ипотечными бумагами, которые были смуссированы в один большой общий портфель и которые продавались от одного банка другим. Здесь же ситуация немножко другая. Получается, что проблема номер один – это регуляция. То, что какие банки обанкротились в США, это банки среднего размера. Что касается больших банков, то здесь мы не наблюдаем каких-либо потрясений.
Ануар Нуртазин, экономист:
– Мы увидим по факту, во-первых. Во-вторых, почему это не локальная проблема, потому что это системный кризис доверия. Как вы знаете, первый банк, который обанкротился, – это Silicon Valley Bank. Это 16-й банк в США. Это очень большой размер все-таки. Плюс он непосредственно работал с самым передовым IT-сектором, соответственно, здесь нужно говорить о том, что этот банк на протяжении десятилетий проходил аудиторские отчеты ...и после этого данный банк обанкротился.
Диас Еркинов:
– Silicon Valley Bank – это банк, который в первую очередь спонсирует и инвестирует в высокие технологии в Америке. Мне все-таки хотелось бы узнать, каким образом какие отрасли Казахстана все-таки могут пострадать при крахе этого банка?
Ануар Нуртазин, экономист:
– IT и был тот драйвер роста экономики на протяжении последних десяти лет. И мы прогнозировали замедление этого драйвера, куда уже было вложено около 7 трлн долларов США. И это замедление мы видели еще с прошлого года. В IT-секторе на самом деле есть скрытые проблемы. Буквально на днях тот же Apple заявил, что бонусы будут резать. И Silicon Valley Bank практически полностью был связан с IT-сегментом и стартапами. Единственное, то, на что он может повлиять из высокотехнологических отраслей Казахстана, – это, наверное, на тех стартаперов, на тех людей, которые завязаны на так называемое венчурное инвестирование.
Другие аргументы спикеров можно посмотреть по ссылке.
Читать по теме:
Инвесторы обеспокоены здоровьем финансового сектора США
Кто может купить обанкротившийся Silicon Valley Bank?
Администрация Байдена обсудила кризис с миллиардером Баффетом