Аблай Мырзахметов: Экспертизу проектов ГЧП надо передать финансовым институтам

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
24514

Процедуру согласования малых форм государственно-частного партнерства предлагается максимально упростить.

Аблай Мырзахметов: Экспертизу проектов ГЧП надо передать финансовым институтам Фото: Мария Матвиенко

Председатель правления национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Аблай Мырзахметов отмечает, что ряд проблемных вопросов остается в развитии ГЧП. В частности, отсутствует система долгосрочных заказов, непрозрачный процесс компенсации со стороны государства, нет простых механизмов для малых форм ГЧП.

"Мы поддерживаем предложение Дариги Нурсултановны (депутата сената Назарбаевой – прим. автора). В раздаточных материалах мы указали, что в экспертизу проектов ГЧП желательно включить финансовые институты, чем иметь дочерние структуры акиматов, и на самом деле не создавать там очередей, и не регулировать. Но считаем, что экспертиза проектов – все-таки специализированная работа. Не каждая компания (может этим заниматься – прим. автора), в банках, наверное, этим лучше владеют кредитные комитеты и, может, специализированные частные (компании – прим. автора)", – сказал г-н Мырзахметов, отвечая на вопрос Дариги Назарбаевой на парламентских слушаниях о законодательном обеспечении защиты прав и интересов бизнеса и взаимодействии НПП "Атамекен" и государства в этой сфере в пятницу.

В сфере ГЧП НПП предлагает целый ряд мер: максимально упростить процедуры согласования проектов ГЧП, в первую очередь для малых форм ГЧП, а также совместно с министерством национальной экономики и местными исполнительными органами наладить централизованный учет проектов ГЧП. Кроме того, нужно продолжить работу по оптимизации и гармонизации законодательства в сфере ГЧП и передать экспертизу проектов ГЧП финансовым институтам, исключив эффект "узкого горлышка" в виде дочерних организаций акиматов.

"До шести месяцев занимает согласование концепции. В декабре мы обсудили и согласовали по малым формам, чтобы исключить эту концепцию и тем самым сократить этот срок. В основном малый бизнес больше обращается по малым проектам, и по ним такое упрощение позволит почти в 2 раза (сократить срок – прим. автора)", – сказал Аблай Мырзахметов.

Вместе с тем правительство не готово передать на аутсорсинг экспертизу проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнерства, но обещает находить баланс интересов. Вопрос о возможной демонополизации экспертизы проектов ГЧП подняла депутат сената Дарига Назарбаева.

"На сегодня мы все знаем, как трудно добиться контракта с государством и создать ГЧП – совместное предприятие. Процедуры все громоздкие, экспертиза проектов занимает очень много времени. И центр ГЧП, который контролирует МНЭ, сегодня завален проектами и не успевает их в короткие сроки обрабатывать, – сказала депутат и спросила: – Как вы рассматриваете вопрос о демонополизации этой услуги, отдать на аутсорсинг экспертизу проектов и сопровождение проектов?"

Как оказалось, правительство, понимая всю важность развития института ГЧП в стране, отказаться от своей монополии в этом секторе не готово. Министр национальной экономики Тимур Сулейменов, отвечая на вопрос депутата, отметил, что в настоящее время на различной стадии готовности находятся 319 проектов в рамках ГЧП общей стоимостью 1,7 трлн тенге. При этом львиная доля – 300 проектов – региональные, а их общая стоимость превышает 800 млрд тенге. При этом, подчеркнул он, поскольку большинство проектов являются "уникальными, нестандартизированными", соответственно, велика и ответственность соответствующего госоргана – местного или центрального.

"Соответственно, процедуры прохождения документов, экспертиз достаточно сложны. Наибольший успех по ГЧП получили типовые стандартизированные проекты, такие как детсады, семейные врачебные амбулатории. Там, где уровень стандартизации высок, и, соответственно, углубленная экспертиза не так сильно необходима. Мы даже планируем предложить такой инструмент, как программное ГЧП, где будет одна программа, одни условия. То есть будет исключен сам процесс переговоров. ГЧП, несмотря на привлекательность, достаточно дорогой инструмент, это своего рода дорогой кредит, и для того, чтобы его удешевить, требуются длительные переговорные процедуры между бизнесом и государством", – отметил господин Сулейменов.

Что же касается передачи экспертизы проектов на аутсорсинг, вопрос, по его мнению, "сложный".

"Сможем ли мы полагаться на финансовые расчеты, которые будут готовиться сторонней организацией при принятии решения о выделении денег на многие годы вперед. Основным является то, что выделяются бюджетные деньги, то есть вопрос, каким образом нам благо сделать. То есть реализовать проект ГЧП, но при этом не иметь потом фискальных негативных последствий – это тонкий баланс, который нам необходимо найти", – подытожил он.

В планах министерства вовлечение частного сектора в оценочные процедуры ГЧП пока явно не значится. Поскольку предполагается активно применять эту схему на региональном уровне, уже разработана типовая документация по таким проектам, как детские сады, общежития в колледжах, уличное освещение, строительство жилья, физкультурно-оздоровительные комплексы, поликлиники и семейно-врачебные амбулатории. По прогнозам Миннацэкономики, применение упрощенных процедур с использованием типовых документаций позволит сократить сроки от экспертизы концепции до заключения контракта до 4-6 месяцев, что в 2,5 раза меньше стандартных процедур. Но в настоящее время соответствующий приказ находится на регистрации в министерстве юстиции (разработана типовая документация была в декабре 2016 года).

С января 2017 года изменены правила планирования и реализации проектов ГЧП по сокращению сроков экспертиз и согласований. В частности, сроки по согласованию концепции проекта сокращены с 75 дней до 30, включая экспертизу и согласования НПП, комитета регулирования естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМЗК), отраслевого органа и МНЭ; по конкурсной документации с 75 дней до 45, включая экспертизу и согласования КРЕМЗК, министерства финансов и МНЭ; по квалификационному отбору сроки снизились с 15 дней до 5.

Кроме того, для активного запуска регионами механизма упрощенных процедур для малых типовых проектов планируется, что в 2017 году будет разработана типовая документация еще для трех проектов, таких как автовокзал, завод по твердым бытовым отходам и сервисно-заготовительный центр. А для привлечения более широкого круга инвесторов Миннацэкономики планирует обеспечить полный доступ к консолидированной информации по проектам ГЧП, запустив единую информационную базу.

В Миннацэкономики отмечают, что интерес к проектам ГЧП постепенно увеличивается. Так, кроме уже реализуемых 319 проектов, в настоящее время заключены договоры по 31 проекту на сумму 21,2 млрд тенге; на стадии конкурса и объявления конкурса находятся 16 проектов на сумму 11,4 млрд тенге. И на стадии разработки концепции/концессионного предложения находятся еще 250 проектов на сумму 776,3 млрд тенге. Основной пул проектов приходится на дошкольные учреждения, поликлиники и врачебные амбулатории, объекты культуры и спорта.

Ирина Севостьянова​

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться