Аэропорт Нурсултан Назарбаев временно закроется

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
9060

По причине ремонта ВПП с 15 по 24 сентября вносятся изменения в летное расписание.

Аэропорт Нурсултан Назарбаев временно закроется Фото: reuters.com

В частности, речь идет и об изменениях в расписании определенных рейсов авиакомпании Air Astana.

"Air Astana сообщает о том, что в связи с закрытием столичного аэропорта Нурсултан Назарбаев для ремонта взлетно-посадочной полосы (ВПП) с 15 по 24 сентября (с 10:00 до 16:00) вносятся изменения в расписание определенных рейсов авиакомпании, выполняемых из/в Астану. Просим пассажиров заранее скорректировать даты своих поездок и проверять расписание рейсов на нашем сайте", – сообщила пресс-служба национального авиаперевозчика.

О том, что взлетно-посадочная полоса столичного аэропорта нуждается в реконструкции, говорилось уже давно. В последний раз публично об этом сообщалось на выездном заседании рабочей группы по проекту Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам использования воздушного пространства и деятельности авиации", прошедшем 30 января 2017 года. Речь там шла не только о реконструкции действующей ВПП, но и о необходимости строительства дополнительной.

В частности, по мнению членов рабочей группы, среди причин ухода из Астаны Lufthansa Cargo называлось в том числе отсутствие дополнительной взлетно-посадочной полосы. Однако председатель правления АО "Международный аэропорт Астана" Паоло Ричиотти полагает, что столичный аэропорт поборется и за грузовой трафик: грузооборот через Астану в 2016 году вырос на 28%, до 10 тысяч тонн, что наглядно говорит об огромном потенциале.

"Исторически аэропортом, через который перевозились грузы, был Алматы. Причина роста грузового потока здесь, в Астане, потому что создали новый таможенный пункт возле грузового терминала. Также мы сейчас создаем дополнительно 11 тысяч квадратных метров в грузовом терминале, и возле него планируем построить грузовую деревню для отправителей груза. Мы ведем переговоры с такими компаниями, как DHL, чтобы они могли открыть базу в Астане. Я думаю, мы уже близки к соглашению с ними, – отметил г-н Ричиотти. – Вопрос с Lufthansa больше был связан с топливом, потому что Lufthansa до пор выполняет рейсы. Мы сейчас пытаемся решить вопрос по расходам на топливо. Я уверен, что вы слышали и читали в прессе, что топливо в аэропорту Астаны довольно дорогое. Нам удалось получить квоту в НПЗ Казахстана. Мы сейчас ведем переговоры с ИАТА, чтобы создать условия для корректной цены на топливо. Это также повлияет на привлекательность для перевозчиков".

Главный риск же для столичного аэропорта при выполнении этих "наполеоновских" планов несет взлетно-посадочная полоса. В первоначальном ТЭО реконструкции терминала была заложена также реконструкция взлетно-посадочной полосы, магистральных рулежных дорожек и перрона.

"Общая стоимость строительства международного терминала была 60,3 миллиарда тенге. К сожалению, из-за девальвации нам пришлось исключить из проекта взлетно-посадочную полосу. На данный момент ТЭО корректируется, и мы сказали, что можем отложить реконструкцию ВПП при условии, что какой-то ремонт будет проведен на полосе. Существующая полоса была построена в 2003 году. В этой части мира из-за температурных условий полосы обычно служат от восьми до десяти лет, а сейчас прошло уже 13 лет, – сказал глава аэропорта. – Этот ремонт, который мы планируем провести, включает в себя покрытие полосы пропиточным материалом – компонентом, который заполнит микротрещины на полосе и не повлияет на коэффициент сцепления с полосой".

В случае выполнения такого ремонта ВПП сможет прослужить еще как минимум два года.

"Мы уже с компанией "КТЖ" (АО "Казахстан Темир Жолы". – Прим. автора) обсуждали, чтобы инициировать совещание по полосе, конечно, с участием комитета гражданской авиации, "Казаэронавигации", "КТЖ" и министерства по инвестициям и развитию. Нам нужно очень быстро осуществить эту работу, потому что окно для работ по полосе будет открыто, начиная с теплого сезона 2018 года. От настоящего момента до начала работ нужно провести встречу по реконструкции. По моему мнению, нам нужно собрать группу экспертов, которые проведут оценку, какое решение будет наилучшим с экономической и производственной точки зрения для аэропорта, – рассказал Паоло Ричиотти. – Потом на основании этого сделать ТЭО и организовать финансирование. То есть с конца января у нас всего 13 месяцев осталось. Очень сжатые сроки. Если мы не начнем реконструкцию с теплых месяцев 2018 года, то не сможем закончить работу в 2018 году, и надо будет продолжить работу в 2019 году. Также потребуется время на сертификацию. И это не только аэропорт, а столичный аэропорт, аэропорт президента, военный аэропорт, и мы должны быть абсолютно эффективными".

Новый международный терминал столичного аэропорта официально был открыт 1 июня. Для популяризации международной специализированной выставки ЕХРО-2017 (проходит с 10 июня по 10 сентября) власти пошли на "открытие" неба над Астаной, то есть либерализовали доступ иностранным авиакомпаниям к полетам в столицу Казахстана. Вкупе с безвизовым режимом для краткосрочных поездок для граждан 34 стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития, а также 10 стран – крупнейших инвесторов в РК это должно было привлечь до полумиллиона иностранных туристов в столицу. Этим воспользовались ряд авиаперевозчиков, что затем отразилось на росте международного трафика, в том числе транзитного, через аэропорт Астаны.

"AirAstana обслужила в 2016 году 300 тысяч транзитных пассажиров, но только 30 тысяч из них через Астану. То есть как мы собираемся увеличивать трафик? Как вы знаете, в "Нурлы жер" отмечено, что Астана должна стать хабом и главным финансовым центром в Центральной Азии. Есть коммерческие права в Астане, которые на данный момент не используются в полной мере. Например, 25 рейсов в Китай не используются, 10 – в Индию, 14 – в Японию, 7 – в Гонконг, то есть у нас с коммерческими правами проблем нет. У нас проблема с авиакомпаниями и пассажирами", – сказал тогда Паоло Ричиотти.  

По его данным, Air Astana обслужила в 2016 году 300 тысяч транзитных пассажиров (+18% к 2015 году), но только 30 тысяч из них совершили пролет через Астану. В целом по республике было обслужено 12,5 миллиона пассажиров, включая иностранцев, а столичный аэропорт обслужил 3,546 миллиона человек. Однако это очень скромные цифры для развития аэропортов. Фактически в среднем на одного казахстанца приходится всего порядка 0,6 перелета в год. В России эта цифра составляет 0,7, в Индии – 0,1, но на фоне многомиллионного населения абсолютные цифры позволяют аэропортам и авиакомпаниям этих стран обслуживать большие массы местных и транзитных пассажиров.

В Казахстане численность населения не позволяет аэропортам и авиакомпаниям надеяться на большие заработки с обслуживания местного населения, конечно, если не повышать тарифы на небольшом рынке. Но, находясь между Европой и Азией, республика может заработать на транзитном пассажире.

"10 лет назад Казахстан был известен тем людям, которые добывают нефть. Сегодня Казахстан присутствует в мировой повестке дня. Если продолжать этот тренд, то здесь будет финансовый центр. Но большие цифры будут приходить из транзитного потока. Не забывайте, что в двух часах полета на Восток у нас 250 миллионов китайских пассажиров, которые хотят лететь в Европу, США и так далее. Им нужно откуда-то лететь. Сегодня они летят назад в Пекин или Шанхай. Астана имеет идеальное расположение, поскольку находится на полпути", – объяснял Паоло Ричиотти.

По его словам, Air Astana собирается увеличить траффик пассажиров с 300 тысяч в 2016 году до 1,2 миллиона к 2020 году.

"Я могу вам сказать, что с июня этого года Air Astana добавит 20 дополнительных рейсов через аэропорт Астаны. Мы также консультируемся со SCAT: они планируют базироваться здесь, в аэропорту Астаны. Они видят потенциал аэропорта как стыковочного, – рассказал глава столичного аэропорта. – Что касается международных авиакомпаний, то у нас есть планы польской LOT по открытию четырех рейсов в неделю с мая, Finnair – два рейса в неделю из Финляндии, но только на июль-август на период проведения ЕХРО, и мы также встречаемся с Air China – три рейса из Пекина. Более того, в марте мы будем встречаться с японскими представителями об увеличении их рейсов в Астану".

Потенциально даже небольшая часть от обслуживания потока в 250 миллионов китайских авиапассажиров могла бы всерьез пополнить бюджеты казахстанских игроков воздушного рынка. Пока же столичный аэропорт с трудом справляется даже с текущим потоком. В пиковые часы, с 3:30 до 7:00, аэропорт Астаны, имея шесть международных "гейтов", уже обслуживает восемь международных рейсов. Вкупе с проведением ЕХРО 2017 и введением безвизового режима посещения Казахстана гражданами десятков стран столичному аэропорту потребуется серьезная модернизация. Пропускная способность международного терминала столичного аэропорта, сданного к ЕХРО, составляет 8,2 миллиона человек в год.

Жанболат Мамышев