Аэропорт Петропавловска закрывается на реконструкцию

Диана Слинькова Диана Слинькова
5544

С 1 июня добраться в самый северный города страны  и уехать отсюда можно будет только по железной дороге.  

Аэропорт Петропавловска закрывается на реконструкцию

По данным пресс-службы акима области, воздушная гавань будет закрыта, как минимум, месяц. С открытием обновленной гавани планируется запуск новых международных рейсов.

В 2015 году на выделенные из резерва правительства РК четыре млрд тенге подрядной организацией АО "К-Дорстрой" была начата реализация проекта по реконструкции взлетно-посадочной полосы. Завершение первого этапа реконструкции позволило возобновить в межсезонный период субсидируемые авиарейсы в Астану и Алматы.

Как заявил на недавнем брифинге в областном филиале Службы центральных коммуникаций глава региона Ерик Султанов, реконструкция аэропорта Петропавловска полностью завершится в этом году: будут закончены работы по взлетно-посадочной полосе – расширение и удлинение полосы, установка свето-сигнальной техники, реконструкция пассажирского терминала.

"Многие на перспективы нашего аэропорта смотрят с пессимизмом, но я уверен, что аэропорт будет перспективным. Мы уже имеем предварительные договоренности с турецкими, китайскими и российскими авиакомпаниями. Но для того, чтобы все это состоялось, мы должны создать все необходимые условия, поэтому все эти работы в текущем году будут завершены", - подчеркнул Султанов.

В советские времена Петропавловский аэропорт был полноценной воздушной гаванью, откуда самолеты летали во многие города СССР.  А несколько лет назад, напомнил Ерик Султанов, в аэропорту Петропавловска была организованы посадка грузовых самолетов из Китая.

"Тогда из-за экономических проблем было всего 56 рейсов, но эту практику можно возобновить, чтобы китайские грузы из Петропавловска как логистического центра автотранспортом доставлялись в российские города", - отметил аким.

Сегодня из Петропавловского аэропорта два раза в неделю можно улететь в Астану и один раз в неделю - в Алматы. Но и это не так уж плохо, если учесть, что в течение 10 лет этот стратегический объект никак не мог обрести настоящего хозяина. За это время передаваемая из рук в руки воздушная гавань изрядно обветшала и стала прямым источником опасности.

Когда-то держателем 100% акций предприятия было ГУ "Аппарат акима СКО", но в июле 2003 года 60% было продано ТОО "Астана Бизнес Транс Консалт", которое взяло на себя много серьезных обязательств. Например, погасить задолженность по зарплате и обеспечить социальные гарантии работникам, вкладывать инвестиции в техническое перевооружение предприятия (в частности, в течение пяти лет приобрести современное досмотровое оборудование и установить систему видеонаблюдения). Но до пяти лет частный акционер не дотянул и через год продал свою долю ТОО "Техносервис-3000". Еще через год контрольный пакет акций перешел к ООО "VIP AVIA", и, наконец, в апреле 2007 года 60% акций за (и все переходящие от владельца к владельцу обязательства) получило ТОО "Altyn Estate". При этом цена объекта с каждой сделкой купли-продажи существенно возрастала. Так, ООО "VIP AVIA" приобрело аэропорт за 371,6 тыс. долларов, а продало новому владельцу за 548 тыс. долларов.

Обещания нового акционера о социальных гарантиях, техническом перевооружении порта и многом другом снова остались на бумаге. Воздушная гавань ветшала, бюджет трещал по швам. Миллионные долги по зарплате в АО "Международный аэропорт г.Петропавловск" на протяжении нескольких лет выплачивались только после вмешательства транспортной прокуратуры. На одной из пресс-конференций в 2013 году бывший в то время транспортным прокурором СКО Нурболат Катуов рассказывал журналистам, что долг по зарплате сотрудникам в аэропорту составляет 23 млн тенге, и основная причина сложившейся ситуации - отсутствие финансирования со стороны основного акционера, владельца 60% акций – ТОО "Altyn Estate". В 2011 г. по актам прокурорского реагирования взыскана задолженность по заработной плате в размере 19 млн 211 тыс. тенге в отношении 114 работников предприятия.

Не выдерживало никакой критики и состояние объекта с точки зрения авиационной безопасности.  По результатам проверки состояния безопасности полетов Комитетом гражданской авиации в октябре 2012 г. рассматривался вопрос о дальнейшей деятельности международного аэропорта г.Петропавловска, вплоть до приостановления его работы, т.к. в ходе проверки были установлены нарушения различного характера. По словам Нурболата Катуова, на объекте были "нарушены абсолютно все нормы законодательства – санитарные, архитектурно-строительные, пожарные, нормы безопасности полетов".

По данным областной транспортной прокуратуры, последний капремонт взлетной полосы здесь проводился в 1974 году.

"По требованиям безопасности ремонты должны проводиться в определенные строгие строки, но здесь периодичность ремонтов, конечно, серьезно нарушена. Грубо говоря, там проводится просто латание дыр", - рассказывал журналистам Нурболат Катуов.

Тем не менее, Комитет Гражданской авиации РК считал, что в таком состоянии аэропорт все-таки может работать, хоть и с ограничениями по приему крупных самолетов типа Боингов, ТУ-154, ТУ-157. К тому же воздушные суда аэропорт принимал только на определенные участки взлетно-посадочной полосы.

Видя такую бесхозяйственность со стороны всех собственников, еще в 2008 году областная транспортная прокуратура в интересах акимата СКО и департамент финансов СКО обратились в специализированный экономический суд г. Петропавловска  с иском о признании незаконным договора купли-продажи 60% акций АО "Международный аэропорт г. Петропавловска", заключенного между ООО "VIP AVIA" и ТОО "Altyn Estate". И только в 2012 году результатом долгих судебных тяжб стала передача контрольного пакета акций предприятия сначала в коммунальную, а потом в государственную собственность. После этого еще несколько лет пришлось ждать средств на ремонт воздушной гавани. И, похоже, вот она – финишная прямая.

Ожидается, что после завершения реконструкции аэропорт сможет принимать пассажирские и грузовые самолеты всех типов, что позволит увеличить количество регулярных пассажирских авиаперевозок, возможность обслуживать транзитные авиарейсы, организовать постоянные направления для грузовых авиаперевозок. Планируется, что из международного аэропорта Петропавловска можно будет вылететь в Москву, Турцию, Германию и Китай.

Кстати, о Турции. Менее двух месяцев назад на брифинге в филиале СЦК руководитель управления предпринимательства и туризма Евгений Глотов пообещал журналистам, что в этом летнем сезоне из аэропорта Петропавловска самолеты будут летать прямиком в Анталью.

"Достигнута договоренность об организации рейса с турецкой авиакомпанией "Atlas Global", - сказал он.

Однако курортный сезон, как говорится, на носу, а пока не то что в Турцию – даже в Астану не улетишь.

Диана Слинькова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться