Афтершоки заставляют нервничать алматинцев с тех пор, как 23 января они почувствовали сильные подземные толчки. Как отмечает ученый-сейсмолог Мухтар Хайдаров, нервничают жители южной столицы не зря, ведь афтершоки впоследствии могут привести к сильному землетрясению. Чтобы предотвратить трагедию, сейсмолог рекомендует заняться изучением афтершоков. А пока неизвестно, как может развернуться это процесс. Об этом сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Афтершоковый процесс может свидетельствовать о том, как дальше будут развиваться сейсмические события в регионе. Они могут перейти в спокойный режим, когда все сойдет на нет, либо перейти в более худший сценарий. По словам Мухтара Хайдарова, после землетрясения идеальным сценарием было бы постепенное затухание афтершоков, но в реальности все может сложиться по-другому. Сейсмолог выделяет три возможных сценария развития сейсмических событий. Первый – благоприятный, когда афтершоки постепенно угасают. Второй – самоподдерживающийся, это процесс, который может привести к образованию долговременной опасной зоны в регионе. Третий – опасный, когда развитие афтершоков может привести к сильному землетрясению.
“Сейсмический процесс сам по себе сложный, а афтершоковый еще сложнее. Этот процесс надо изучать. Хороший случай, когда произошло землетрясение и потом по экспоненте число землетрясений спадает и через несколько месяцев выходит на ноль”, – сказал сейсмолог.
Если афтершок перешел в самоподдерживающийся процесс, для алматинцев это означает, что может возникнуть опасная зона (на границе Синьцзяна и Кыргызстана), которая может стать активной на длительное время. Что еще хуже, афтершок может привести к развитию сейсмического процесса в регионе, о чем также свидетельствует пара исторических землетрясений с магнитудой 8 и больше.
“Это уже совсем нехороший сценарий развития. Мы уже это с вами наблюдали. Я говорю о трех исторических землетрясениях. Произошедшее в 1887 году Верненское землетрясение, в 1889 году Чиликское и в 1911 году Кеминское землетрясение. Они все разрушали город Верный три раза. Там процесс начинался примерно так же, с афтершоков. Я всегда подчеркиваю, что Алматинский регион самый сейсмоопасный в Евразии. Ну, может, в районе Сахалина и на Алтае есть такая же сейсмоопасность в 7 баллов”, – говорит сейсмолог.
Мухтар Хайдаров говорит о необходимости и важности изучения афтершоковых процессов для прогнозирования будущих событий, чтобы лучше понимать и предотвращать потенциальную опасность. По его словам, Казахстан никогда не придавал должного внимания этому аспекту и теперь сталкивается с потенциальной угрозой.
“Мы никогда не занимались изучением афтершоковых процессов. И вообще, как дальше пойдет процесс – это фундаментальный вопрос к китайским сейсмологам. Последние афтершоки наводят на тревожную мысль, что не все так просто и процесс может пойти разными путями, в том числе опасными. Но я надеюсь, что это просто слабая вспышка и на этом больше не будет активизации. Я советую казахстанским сейсмологам начать изучать процесс афтершоков. Это жизненно важно. Если в эпицентре будет землетрясение в 8 баллов, а не в 7 баллов, как было до этого, то ничего хорошего для нас не светит. Это в 32 раза больше по энергии, в 10 раз больше по амплитуде. По балльности мы уйдем в опасную зону”, – объясняет специалист.
Какие меры нужно предпринять, чтобы даже при худших обстоятельствах жители Алматы выжили? Мухтар Хайдаров отмечает, что нужно развивать систему предупреждения и краткосрочного прогнозирования.
“Из всего этого есть выход. Нужно построить систему предупреждения совместно с обучением населения и тем самым не повторять турецкую трагедию. Ведь у нас ситуация хуже, чем в Турции, по магнитуде мы больше их. Система предупреждения включает в себя не только систему раннего оповещения, которую ДЧС пытался построить. В других странах мира эта система не пошла, потому что она слишком сложная и капризная. По городу нужно повесить системы предупреждения, такие как сигнализации на машине. Они достаточно известны. Можно даже поставить на отдельный дом. Не надо ждать милости от государства. Я бы очень не хотел повторения столетней давности”, – рекомендовал сейсмолог.
По данным Национального научного центра сейсмологических наблюдений и исследований, начиная с 23 января по 25 февраля сейсмическими станциями в Алматы было зарегистрировано более восьми тысяч афтершоков. Из них более сотни с магнитудой 5 и выше. И только 20 из них из общего количества были ощутимы жителями и гостями южной столицы.
В понедельник, 4 марта, в Алматы произошло землетрясение магнитудой 6.1, ощутимостью в 5 баллов.
Власти города сделали важное объявление.