В Казахстане уже более полугода обсуждается необходимость реформирования системы государственной поддержки сферы АПК (агропромышленного комплекса). Предложений высказывается много, но костанайские аграрии, занимающиеся молочным и мясным животноводством, считают, что ломать в одночасье уже отлаженную систему субсидирования не нужно. Это может обернуться дефицитом молока и мяса, передает inbusiness.kz.
Будем пить молоко, произведенное у соседей
Руководители животноводческих хозяйств говорят о том, что система субсидирования животноводства выстраивалось годами, были проблемы, вопросы. Но сейчас, по их мнению, программа по господдержке животноводства сбалансирована по всем показателям. И ничего не стоит менять, но если власти уверены, что это нужно делать, то все меры необходимо взвешивать и приводить аргументы.
"Мы должны понимать, что если перестанут выплачивать дотации, то в течение какого-то времени производители перестанут выпускать молоко. И население будет вынуждено покупать российское, белорусское, украинское или кыргызстанское молоко. Но, как только по тем или иным причинам ситуация у них ухудшится еще, цена на продукт станет 500-600 тенге или 1000 и мы будем вынуждены его покупать за эти деньги", – отметил управляющий ТОО "Бек+" и эксперт ФАО ООН Степан Тен.
Спикер считает, что отмена инвестиционных субсидий на возведение современных товарных ферм и дотаций на литр произведенного молока чревата последствиями, и обосновал свое мнение результатами исследования, проведенного в этом году ФАО ООН. Для анализа были взяты три реально существующих хозяйства в Алматинской области. Первое имело 721 корову, второе – 517 и третье – 237. Все фермы были посчитаны по одной и той же технологии. Но себестоимость молока на них оказалась разной: в первой – 211 тенге за литр, во второй – 236 тенге. А в третьей – 149 тенге, потому что здесь 5 месяцев скот пасется и каждый день корове дают 5 кг концентрата. И больше затрат на корма в летнее время у них нет.
"Если посчитать прибыль, то она есть у всех хозяйств, как с субсидиями, так и без них. Если взять все инвестиции, вложенные в фермы, и разделить на прибыль, то срок окупаемости на них составит до 66 лет. Получается, что без инвестиционных субсидий проект не окупится вообще, а с молочными дотациями срок окупаемости предприятий становится более разумным", – пояснил эксперт.
Отменять нельзя, оставить
Поддерживает коллегу и директор ТОО "Агрофирма "Диевская" Олег Даниленко, который, кроме растениеводства, занимается не просто разведением мясного скота аулиекольской породы, а ведет селекционно-племенную работу. Аграрий с большим стажем уверен, что действующая сегодня программа по субсидированию фермеров, купивших быков отечественных пород, уже показала свою эффективность и ее отмена сведет к нулю все достигнутые результаты по улучшению животных и их продуктивности.
Несколько лет назад, когда крупные хозяйства завозили из-за рубежа племенной скот и финансировали иностранных производителей, именно Олег Даниленко предложил минсельхозу сделать доступной для мелких фермеров покупку племенных быков, произведенных в казахстанских племенных хозяйствах. Для того чтобы они могли их использовать для улучшения племенных качеств имевшегося скота. Такой бык был в сотни раз дешевле, чем завезенный, и при этом первое поколение, которое рождалось от него, уже приобретало 50% долей кровности породного животного.
"В этом и была прогрессивная составляющая нового подхода. Таким образом, отпала необходимость закупать дорогостоящий скот из-за рубежа, порой неизвестного происхождения. В то время высокоценные племенные быки – элита, элита-рекорд – просто уходили на мясокомбинаты. А мелкие и средние фермеры не могли заниматься породным преобразованием, и животные с каждым годом мельчали", – отметил аграрий.
Предложение приняли и фермеры, купившие быка аулиекольской или казахской белоголовой породы, получали субсидии в 150 тыс. тенге. В итоге племенное животное обходилось им в 350 тыс. тенге, они использовали его два года, а потом сдавали на мясокомбинат и возвращали практически все затраченные на него деньги и покупали нового. Работа по улучшению поголовья пошла по всему Казахстану.
"Но сегодня звучат предложения о том, что данный вид субсидий нужно отменить и отправить фермера в банк за льготным кредитом на покупку быка. Не совсем ясно, на кого работает наш минсельхоз: на фермера или на банк? Скорее всего, на банк. Если данный вид субсидий отменят, тогда возникает вопрос, а для чего было столько лет работать по этой программе, которая реально приносила результат. Если минсельхоз примет решение эту программу изменить, отправить фермера в банк на льготное кредитование, то эта показавшая результаты программа перестанет существовать. Улучшение поголовья прекратится, большинство фермеров не пойдут за кредитами, чтобы продолжать эту работу, и вся работа будет сведена к нулю", – подчеркнул Олег Даниленко.
Если пессимистичные ожидания сбудутся, то в Казахстане снова начнется дорогостоящий завоз скота из-за рубежа и субсидирование иностранных фермеров. Но отечественные животноводы уже давно разобрались в ситуации и предпочитают в мясном скотоводстве казахстанские породы животных, потому что они более резистентны, продуктивны и адаптированы к местным условиям.
Механизм простой, но действенный
По мнению костанайских сельхозпроизводителей, если минсельхоз все же хочет провести реформирование системы господдержки отрасли, то стоит обратить внимание на их предложение – выплачивать дотации на объем реализованной продукции, чтобы только аграрий знал, сколько денег от государства он получил, и сам решал, на что их направить. И тогда все продавцы химии, удобрений, сельхозтехники и другие задумаются, как сделать так, чтобы фермер их "полюбил".
"Сегодня всем понятно, что повышение цены на технику, запасные части, удобрения и другие составляющие выливается в увеличение себестоимости продукции. Но государственные субсидии должны действовать на рынке так, чтобы цены на продукцию снижались. Сегодня молоко субсидируется по объему реализованной продукции. Считаю, что по этой схеме нужно сделать и все остальные виды госдотаций. И тогда все субсидии будет получать именно сельхозпроизводитель, и уже тогда можно будет говорить о сдерживании цен", – считает президент АО "Заря" Александр Климко.