Аграрии выступили за отмену утильсбора на сельхозтехнику

10579

Темпы удорожания "отечественной" сельхозтехники обгоняют иностранные аналоги, что подтверждает низкую эффективность масштабных мер господдержки сельхозавтопроизводителей.

Аграрии выступили за отмену утильсбора на сельхозтехнику

Внедренный в 2019 году утилизационный сбор на сельхозтехнику негативно влияет на ценообразование и темпы обновления парка сельхозмашин в стране. Необходимо повысить ее доступность через отмену утилизационного сбора, прозрачность деятельности ТОО "Оператор РОП" и ряд фискальных льгот. С таким обращением к правительству Казахстана в понедельник, 7 сентября, коллективно обратился ряд отраслевых ассоциаций в сфере АПК.

"Отраслевые ассоциации АПК обсудили пути и механизмы реализации послания главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана, озвученного 1 сентября 2020 года, в части развития АПК. По поручению премьер-министра РК А.Мамина госорганы должны внести предложения в общенациональный план по реализации послания. (…) В этой связи профильные отраслевые ассоциации, включая Зерновой союз Казахстана, обращаются в адрес министерства сельского хозяйства РК с предложением включить в общенациональный план по реализации послания главы государства следующие пункты: 1) повышение доступности сельскохозяйственной техники для сельхозтоваропроизводителей через отмену утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику", – говорится в обращении.

Введенный в 2019 году утилизационный сбор на сельскохозяйственную технику крайне негативно влияет на ценообразование на рынке и темпы обновления сельхозтехники. Только в текущем году цены на сельхозтехнику выросли более чем на 15%. С учетом того, что начальные ставки утильсбора на тракторы составляют свыше 11 млн тенге на единицу, а на комбайны – 12,5 млн тенге, становится очевидно, что эти, по сути дела, налоги отражаются и на цене для конечного потребителя, то есть фермера. Это, по словам отраслевых ассоциаций, ставит крест на поставленной президентом задаче увеличения производительности труда в 2,5 раза.

Однако сдерживающим фактором по реализации данного поручения является ежегодное повышение цен на все виды сельхозтехники. Например, цена в тенге за последние пять лет на комбайн CLAAS Tucano 440 выросла на 175%, у комбайна "Есиль КЗС-760" – на 152%, у комбайна "Вектор KZ 410" – на 116%, у комбайна John Deere W660 – на 85%.

Это связано как с девальвацией национальной валюты, которая негативно отразилась на ценах, так и с решениями, принимаемыми государственными органами, например введением утилизационного сбора на сельхозтехнику, а также действующими нормами Налогового кодекса РК по уплате НДС на импорт на сельхозтехнику и запасные части.

"Об этом мы неоднократно предупреждали в своих письмах министерство сельского хозяйства, министерство индустрии и инновационного развития, приводили аналитику по средней цене на единицу техники, которая росла из года в год при снижающейся по экспоненте численности приобретаемой техники. (…) Повышение производительности невозможно без качественной, высокопроизводительной и, главное, доступной сельхозтехники, выбирать которую волен каждый фермер самостоятельно в зависимости от собственных производственных задач и предпочтений", – акцентируют авторы обращения.

Считаем, что для развития отечественного сельхозмашиностроения государством приняты существенные меры поддержки, и поэтому даже без введения утильсбора казахстанские сборочные производства в настоящее время имеют достаточные условия для повышения своей конкурентоспособности. Так, им предоставлены преференции в виде: освобождения от уплаты НДС (12%) и импортных пошлин (10%), инвестиционных субсидий из республиканского (25%) и местного (10%) бюджетов, льготного лизинга через АО "БРК-Лизинг", льготного кредитования по линии СПК и прочих фондов.

Вместе с тем отмечаем устойчивую тенденцию, которая демонстрирует низкую эффективность государственной поддержки. Например, несмотря на принятые меры, комбайн "Есиль-760" отечественной сборки за последние пять лет вырос в цене с 23 млн тенге до 60 млн тенге, или на 252%. Это могло произойти вследствие девальвации национальной валюты и соответствующего удорожания стоимости импортных комплектующих, указывающего на низкий уровень локализации производства, а также серьезного увеличения маржинальности сборочных производств в Казахстане.

Также отраслевые ассоциации в сфере АПК отметили необходимость обеспечения прозрачности и общественного контроля за распределением средств, поступающих во внебюджетные фонды. Согласно нормам Экологического кодекса, правительство Казахстана определяет и/или учреждает оператора расширенных обязательств производителей/импортеров. Однако в настоящее время нет никакой информации о распределении собранных ТОО "Оператор РОП" средств, количестве утилизированной техники, что ставит под сомнение эффективность деятельности компании.

Другим ключевым пунктом обращения стало оказание содействия увеличению темпов обновления парка сельхозтехники в стране. В рамках задачи президента по повышению производительности в 2,5 раза авторы обращения предлагают министерству сельского хозяйства инициировать отмену импортной пошлины и НДС на сельхозтехнику и комплектующие, а также увеличение объема инвестиционного субсидирования покупки сельхозтехники до 50%.

Данное обращение было поддержано группой ассоциаций и союзов в составе: Ассоциации фермеров Казахстана, Зернового союза, Молочного союза, Мясного союза, Союза садоводов, Союза полеводов, Союза картофелеводов и овощеводов, Ассоциации яичных производителей и Союза свиноводов Казахстана.

Саян Абаев


Подпишитесь на наш канал Telegram!