/img/tv1.svg
RU KZ
Аграрии выступили за отмену утильсбора на сельхозтехнику

Аграрии выступили за отмену утильсбора на сельхозтехнику

Темпы удорожания «отечественной» сельхозтехники обгоняют иностранные аналоги, что подтверждает низкую эффективность масштабных мер господдержки сельхозавтопроизводителей.

14:31 07 Сентябрь 2020 4011

Аграрии выступили за отмену утильсбора на сельхозтехнику

Автор:

Саян Абаев

Внедренный в 2019 году утилизационный сбор на сельхозтехнику негативно влияет на ценообразование и темпы обновления парка сельхозмашин в стране. Необходимо повысить ее доступность через отмену утилизационного сбора, прозрачность деятельности ТОО «Оператор РОП» и ряд фискальных льгот. С таким обращением к правительству Казахстана в понедельник, 7 сентября, коллективно обратился ряд отраслевых ассоциаций в сфере АПК.

«Отраслевые ассоциации АПК обсудили пути и механизмы реализации послания главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана, озвученного 1 сентября 2020 года, в части развития АПК. По поручению премьер-министра РК А.Мамина госорганы должны внести предложения в общенациональный план по реализации послания. (…) В этой связи профильные отраслевые ассоциации, включая Зерновой союз Казахстана, обращаются в адрес министерства сельского хозяйства РК с предложением включить в общенациональный план по реализации послания главы государства следующие пункты: 1) повышение доступности сельскохозяйственной техники для сельхозтоваропроизводителей через отмену утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику», – говорится в обращении.

Введенный в 2019 году утилизационный сбор на сельскохозяйственную технику крайне негативно влияет на ценообразование на рынке и темпы обновления сельхозтехники. Только в текущем году цены на сельхозтехнику выросли более чем на 15%. С учетом того, что начальные ставки утильсбора на тракторы составляют свыше 11 млн тенге на единицу, а на комбайны – 12,5 млн тенге, становится очевидно, что эти, по сути дела, налоги отражаются и на цене для конечного потребителя, то есть фермера. Это, по словам отраслевых ассоциаций, ставит крест на поставленной президентом задаче увеличения производительности труда в 2,5 раза.

Однако сдерживающим фактором по реализации данного поручения является ежегодное повышение цен на все виды сельхозтехники. Например, цена в тенге за последние пять лет на комбайн CLAAS Tucano 440 выросла на 175%, у комбайна «Есиль КЗС-760» – на 152%, у комбайна «Вектор KZ 410» – на 116%, у комбайна John Deere W660 – на 85%.

Это связано как с девальвацией национальной валюты, которая негативно отразилась на ценах, так и с решениями, принимаемыми государственными органами, например введением утилизационного сбора на сельхозтехнику, а также действующими нормами Налогового кодекса РК по уплате НДС на импорт на сельхозтехнику и запасные части.

«Об этом мы неоднократно предупреждали в своих письмах министерство сельского хозяйства, министерство индустрии и инновационного развития, приводили аналитику по средней цене на единицу техники, которая росла из года в год при снижающейся по экспоненте численности приобретаемой техники. (…) Повышение производительности невозможно без качественной, высокопроизводительной и, главное, доступной сельхозтехники, выбирать которую волен каждый фермер самостоятельно в зависимости от собственных производственных задач и предпочтений», – акцентируют авторы обращения.

Считаем, что для развития отечественного сельхозмашиностроения государством приняты существенные меры поддержки, и поэтому даже без введения утильсбора казахстанские сборочные производства в настоящее время имеют достаточные условия для повышения своей конкурентоспособности. Так, им предоставлены преференции в виде: освобождения от уплаты НДС (12%) и импортных пошлин (10%), инвестиционных субсидий из республиканского (25%) и местного (10%) бюджетов, льготного лизинга через АО «БРК-Лизинг», льготного кредитования по линии СПК и прочих фондов.

Вместе с тем отмечаем устойчивую тенденцию, которая демонстрирует низкую эффективность государственной поддержки. Например, несмотря на принятые меры, комбайн «Есиль-760» отечественной сборки за последние пять лет вырос в цене с 23 млн тенге до 60 млн тенге, или на 252%. Это могло произойти вследствие девальвации национальной валюты и соответствующего удорожания стоимости импортных комплектующих, указывающего на низкий уровень локализации производства, а также серьезного увеличения маржинальности сборочных производств в Казахстане.

Также отраслевые ассоциации в сфере АПК отметили необходимость обеспечения прозрачности и общественного контроля за распределением средств, поступающих во внебюджетные фонды. Согласно нормам Экологического кодекса, правительство Казахстана определяет и/или учреждает оператора расширенных обязательств производителей/импортеров. Однако в настоящее время нет никакой информации о распределении собранных ТОО «Оператор РОП» средств, количестве утилизированной техники, что ставит под сомнение эффективность деятельности компании.

Другим ключевым пунктом обращения стало оказание содействия увеличению темпов обновления парка сельхозтехники в стране. В рамках задачи президента по повышению производительности в 2,5 раза авторы обращения предлагают министерству сельского хозяйства инициировать отмену импортной пошлины и НДС на сельхозтехнику и комплектующие, а также увеличение объема инвестиционного субсидирования покупки сельхозтехники до 50%.

Данное обращение было поддержано группой ассоциаций и союзов в составе: Ассоциации фермеров Казахстана, Зернового союза, Молочного союза, Мясного союза, Союза садоводов, Союза полеводов, Союза картофелеводов и овощеводов, Ассоциации яичных производителей и Союза свиноводов Казахстана.

Саян Абаев


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Западные автоконцерны попросили беспрецедентных льгот для СПГ-автомобилей

Российский КамАЗ готов начать серийный выпуск такой техники и выступает против.

09 Сентябрь 2020 08:23 3059

Участники рынка предложили до 2025 г. отменить ввозные таможенные пошлины и утилизационный сбор для импортного коммерческого транспорта на сжиженном природном газе (СПГ), говорится в материалах Аналитического центра при правительстве к круглому столу, прошедшему 20 августа с участием представителей федеральных министерств. «Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердил участник круглого стола. СПГ в качестве топлива применяется для тяжелых грузовиков – седельных тягачей, пошлину и утильсбор предложено обнулить именно для них, пояснил сотрудник автопроизводителя. Цель меры – развитие рынка СПГ-транспорта до появления в России отечественных аналогов такой техники, говорится в документе.

Предложение исходит от иностранных производителей СПГ-тягачей, его поддерживает «Газпром», уверяет один из собеседников «Ведомостей».

«Обнуление или ослабление пошлин для техники на СПГ в первую очередь поспособствует наращиванию потребления СПГ внутри страны, нежели развитию соответствующих технологий в отечественном автомобилестроении», – считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Это была бы беспрецедентная мера: больше ни один вид импортируемого автотранспорта не освобожден от пошлин и утильсбора.

«Пошлина на импорт тягачей составляет 5% от их стоимости, утильсбор – от 850 000 до 1 млн руб. СПГ-тягач примерно на 3 млн руб. дороже дизельного, поэтому отмена утильсбора компенсировала бы треть этой разницы», – рассказал представитель Volvo Trucks. По расчетам компании, снижение поступлений в бюджет будет незначительным: выпадающие доходы составят около 1 млрд руб., или менее 0,3% от ежегодно собираемого утильсбора. В абсолютных цифрах один СПГ-тягач стоит от 9 млн до 12 млн руб., добавляет сотрудник одного из автоконцернов.

СПГ в качестве моторного топлива в России пока практически не используется. Одна из главных причин – отсутствие сети криоАЗС (СПГ-заправок). Согласно госпрограмме «Развитие энергетики» до 2030 г. в России должно появиться 200 таких заправок. По инициативе «Газпрома» в России много лет действует программа по развитию сети газовых заправок для транспорта, работающего на сжатом или компримированном природном газе (КПГ). В частности, автобусы в нескольких регионах переводятся на газомоторное топливо. Сейчас в России около 500 газозаправочных станций, их количество удвоилось с 2013 г. Сеть КПГ-заправок принадлежит «Газпрому», кроме того, для него это дополнительный рынок сбыта газа. Единичные газозаправки позволяют заправить грузовики и СПГ-топливом.

СПГ по сравнению со сжатым газом более продвинутая технология. 1 л СПГ соответствует 5 куб. м газа, что дает больший эффект на единицу объема бака или баллона, пробег с полным баком СПГ больше, чем с газовым баллоном в 2-2,5 раза, объясняет сотрудник автоконцерна. При этом газовое топливо дешевле дизеля, говорит представитель КамАЗ: например, пробег самосвала «КамАЗ-65115» при заправке на 1000 руб. природным газом составляет 130 км, а дизтопливом – 45 км. Стоимость газовых грузовиков «КамАЗ» выше дизельных на 10-20% в зависимости от модели и эта разница компенсируется более низкой ценой газа за год эксплуатации, добавляет он.

«Инфраструктура СПГ-заправок может развиваться только при наличии некоего критического количества автомобилей. Без большого автопарка внутри страны этот рынок будет стагнировать», – говорит Беспалов. «Обнуление ввозных таможенных пошлин на СПГ-транспорт обеспечит снижение их цены на внутреннем рынке и рост их доступности <...> Но мера может также ограничить возможности развития отечественного производства такого автотранспорта», – говорится в материалах Аналитического центра при правительстве.

Единственный в России тягач на сжиженном газе производит КамАЗ, пока выпущено лишь несколько штук. Обнуление пошлин и утильсбора сильнее всего ударило бы именно по «Камазу», говорят сотрудники нескольких автопроизводителей. «СПГ-тягач – абсолютно новый проект, но мы уже готовы начать серийное производство. КамАЗ выпускает транспорт на сжатом газе больше пяти лет, выпущено свыше 10 000 грузовиков и автобусов более чем 40 моделей. Технологически газомоторные и СПГ-тягачи не сильно отличаются», – рассказал представитель КамАЗ. Предложение по обнулению пошлин и утильсбора он не комментирует.

Иностранные производители не видят рисков для КамАЗ.

«Сегмент газомоторной техники (на КПГ и СПГ) пока составляет менее 1% от всего рынка тяжелых грузовиков в России. Для быстрого развития сегмента необходимо сделать газовую технику более привлекательной и доступной в сравнении с дизельной. С целью нарастить рынок газомоторной техники, увеличить потребление природного газа в транспорте и дать российским грузоперевозчикам возможность почувствовать преимущества этой техники достаточно принять подобные меры на временной основе», – говорит представитель Scania в России. По его мнению, такая мера не навредит российским производителям, ведь продажа их техники субсидируется, а рост конкуренции сыграет на руку всем.

«Отмена пошлины не приведет к созданию искусственного конкурентного преимущества для импортеров, так как российские грузовики на СПГ будут получать 2,5 млн руб. промсубсидии и не платят пошлину. Ценовое преимущество в любом случае будет у российской техники», – согласен представитель Volvo Trucks. Поддерживает идею обнуления пошлин и сборов и компания Iveco: инициатива позволит расширить парк работающей на газе техники и повысить потребление газа.

Представители минфина, минэкономразвития, минпромторга и компании «Газпром газомоторное топливо» не ответили на запросы «Ведомостей».


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Утильсбор введут только для отечественной сельхозтехники – МСХ

Ведомство обсуждает возможность запуска еще одной программы льготного кредитования закупа сельхозтехники.

24 Октябрь 2019 08:20 6899

Утилизационный сбор будет введен только для комбайнов и тракторов, которые собираются в Казахстане. Об этом в ходе круглого стола «Доступность современной техники и технологий для сельского хозяйства Казахстана» в рамках выставки KazFarm сообщил начальник управления технической политики МСХ Бахыт Ильясов.

«Последнее решение, которое было принято на межведомственной комиссии (МВК) по развитию предпринимательства в Правительстве под председательством первого вице-премьера Смаилова – его (утильсбор – Ред.) вводить сейчас для марок и моделей, которые производятся на территории Казахстана. На наших предприятиях есть производство сельхозтехники российской, белорусской. При этом идет параллельный ввоз этой же техники из этих стран, то есть иногда даже, можно сказать, по демпинговым ценам – они ниже, чем у нас производится, и в этой связи наши производства не развиваются. Принято решение по данным моделям вводить утильсбор. При этом я хочу подчеркнуть, что по моделям техники дальнего зарубежья утильсбор вводиться не будет», – сказал аграрный госслужащий, комментируя вопрос inbusiness.kz.

В Минсельхозе ожидают протокол с окончательным решением с заседания МВК, уточнил он. Кроме того, по данным чиновника, сейчас на стадии обсуждения находится программа льготного кредитования закупа сельхозтехники. Это будет своего рода бюджетный кредит с пониженной ставкой для субъектов АПК, пояснил Ильясов.

Пока же в стране в основном действуют несколько направлений господдержки в покупке сельхозтехники: предоставление инвестсубсидий для возмещения 25% затрат на аграрные машины и субсидирование процентной ставки на общую сумму 56 млрд тенге, а также программа льготного лизинга от АО «БРК-Лизинг» для отечественной продукции на 13 млрд тенге.

Согласно информации начальника управления технической политики Минсельхоза, весь ежегодный рынок сельхозтехники в стране составляет 120-150 млрд тенге. 60% на нем занимают сельхозмашины из дальнего зарубежья, 35-40% – из постсоветских стран и местного производства.

В августе МСХ выступало за ввод утильсбора только для отечественных производителей сельхозтехники. В Мининдустрии ожидали, что в августе-сентябре будет вводиться 8%-ный сбор для тракторов, для комбайнов – в размере 10%.

Данияр Сериков