"АгромашХолдинг KZ" продолжает вести переговоры по приобретению белорусского "Гомсельмаша". Такую информацию в разговоре с inbusiness.kz на сельскохозяйственной выставке AgriTek в Астане подтвердила первый заместитель директора костанайского производителя сельхозтехники Динара Шукижанова.
В прошлом году "АгромашХолдинг KZ" произвел и реализовал около пятисот зерноуборочных комбайнов, в том числе благодаря запуску госпрограммы по субсидированию стоимости закупа сельхозтехники на 25% и возмещению процентной ставки ее лизинга на 10%. Напомним, она была запущена в сентябре приказом бывшего министра сельского хозяйства. В этом году сборщик сельхозмашин планирует выпустить 475 комбайнов с учетом того, что на казахстанском рынке ежегодно продается порядка 900-1000 единиц этого вида техники.
Уровень локализации зерноуборочных машин заявлен в "АгромашХолдинг KZ" на уровне 60,4%, уточнила Шукижанова. Около 17% местного содержания привносит жатка "Донмар", выпускаемая в Лисаковске.
На днях сборочное предприятие планирует подписать соглашение о промышленной сборке с Министерством индустрии и инфраструктурного развития, в котором регламентированы этапы начала внедрения различных технологических операций в выпуске зерноуборочных комбайнов и тракторов на несколько лет вперед.
"Почему не все производители в Казахстане готовы его подписать (соглашение о промсборке. – Ред.)? Первый, второй, третий год там операции, которые не требуют каких-то серьезных капитальных вложений, пятый, шестой, седьмой год – да, это изготовление кабины, карданные валы по некоторым позициям и так далее. Здесь уже серьезная модернизация производства. Если ты подписываешь это соглашение о промышленной сборке, то его нельзя расторгнуть. Если ты сделал первые три года и на четвертый говоришь, что не можешь, и расторгаешь соглашение, то ты должен будешь вернуть весь объем преференций, выданных тебе за эти три года. Поэтому, прежде чем подписывать это соглашение, каждый производитель задумывается, а сможет ли он на пятом-шестом году делать те операции, которые прописаны там. Мы подписываем его", – отметила первый заместитель директора "АгромашХолдинга KZ".
Кроме комбайнов, в этом году предприятие развивает направление выпуска тракторов, мощностью 80-130 лошадиных сил, китайской марки Lovol. Решение о сборке машин именно этой компании было принято из-за ее готовности быстро локализовать производство и поставить трактора на испытания.
Согласно соглашению о промсборке, сейчас в выпуске тракторов осваиваются операции первого года. На седьмой год будет локализовано почти 50% трактора, уточнила Шукижанова. В ходе испытаний в течение нескольких месяцев трактора прошли обкатку в реальных хозяйствах, после чего в результате обратной связи китайскими специалистами были адаптированы небольшие технологические изменения. Кроме того, представители Lovol проводят обучение сервисных инженеров "АгромашХолдинга KZ". На сегодняшний день в Казахстане было продан 21 трактор этой марки.
"250 объем производства и продаж мы ставили себе в начале года. Думаю, что планы будут несколько скорректированы с учетом того, что, к сожалению, мы не учли некоторые моменты в логистике. Немножко дольше идут трактора, чем мы планировали. Мы планировали, что доставка будет осуществляться порядка 30-35 дней, по факту это 45-50 дней, срок поставки машинокомплекта. Поэтому, наверное, план будем корректировать, пока сейчас в процессе… Контейнеры на китайской таможне простояли вместо положенных пяти дней 14 дней, потому что китайская таможня просто забита", – пояснила топ-менеджер предприятия.
Более того, сейчас "АгромашХолдинг KZ" ведет переговоры о начале сборки тракторов "Кировец" на своей площадке, сообщила Шукижанова
Между тем представители "Урал ЛТД", официального дистрибьютера Петербургского тракторного завода, откуда поставляется "Кировец", предпочитают не комментировать вопросы о сроках начала его сборки в Казахстане. Хотя в прошлом году тракторов этой марки, мощностью от 300 до 420 лошадиных сил, в стране было продано более двухсот. Причем спросом больше всего пользовались именно наиболее мощные машины. На этот год самые оптимальные ожидания по продажам складываются на уровне 200-210 единиц, рассказала заместитель директора по коммерческим вопросам дистрибьютера Ольга Зосим.
"Инвестсубсидии, конечно, всколыхнули рынок. Поэтому люди начали обновлять технику, увеличился спрос. По субсидированию именно 10% (процентной ставки. – Ред.) увеличился поток в "КАФ" ("КазАгроФинанс". – Ред.). То, что в "КАФ" до 10 лет сейчас стали давать они технику в лизинг, тоже это, конечно, привело к росту спроса на технику", – поделилась она.
Сейчас, по ее сведениям, "КазАгроФинанс" предоставляет финансирование на лизинг сельхозтехники под 17%, из которых 10% могут быть просубсидированы. В целом инвестсубсидирование в 25% и возмещение 10% лизинговой ставки активизировало сельхозпроизводителей, которые имеют небольшие наделы, от 1,5 тыс. га, ранее не планировавших модернизацию парка. Однако предстоящий к введению летом утильсбор на сельхозмашины может частью забрать вклад инвестсубсидий, считает сотрудница "Урал ЛТД".
"На нашу технику мы бы не хотели утильсбора. Потому что у нас в Казахстане трактора не производятся. Трактора Кировского завода – это со стран СНГ. Утильсбор – это опять удорожание техники. Получается, одной рукой даете инвестсубсидии, с другой стороны, утилизационным сбором вы забираете", – сетует Зосим.
"АгромашХолдинг KZ" также будет уплачивать утилизационный сбор на свою технику, который потом будет возвращаться государством отечественному производителю при подтверждении расходов только на содержание рабочих мест, НИОКР, оплату гарантийного обслуживания, пояснила в комментарии Динара Шукижанова. Также компания вносит свои предложения с точки зрения распределения субсидий, субсидирования процентной ставки, уточнила она.
Опасаются введения утилизационного сбора и в Eurasia Group Kazakhstan, являющейся дистрибьютером сельхозтехники John Deere в Казахстане,
"Теперь что мы ждем, с учетом заводов, которые здесь, так называемые заводы, где нет на самом деле локализации, нет реально местного содержания никакого. То, что мы знаем, сейчас в законе по стандартизации, туда засунули именно главу под утилизационный сбор. С 1 июля она заработает. Там говорят, что 5%, но мы так поняли, что там можно ее еще дальше увеличивать. Конечно, будет негативно сказываться на удорожании техники – это первое. Второе, если здесь эти тракторы типа "Кировец" или Huber будут принимать как местную сборку, соответственно, они могут и НДС ввести сюда. Скажут, у нас в Казахстане производство, давайте тоже НДС будем вводить (для импортной техники. – Ред.). Это тоже удорожание будет. Считайте, они искусственно могут там на 12% (в случае введения НДС для импортной сельхозтехники. – Ред.), плюс 5% (возможный размер утильсбора. – Ред.), плюс 10%, на 20-25% могут цену нашу увеличить, западной техники", – обеспокоен генеральный директор Eurasia Group Сергей Глокке.
По его словам, на рынке есть ряд фермеров, заинтересованных в западной технике. Среди них появляются компании, имеющие по 5-7 тыс. гектаров, которые могут себе позволить John Deere. В этом году были случаи, когда хозяйства на 25 тыс. га накупили себе техники на 1,5-2 млн долларов.
В прошлом году дилер John Deere продал в Казахстане около 80 комбайнов, хотя ранее годовые продажи в среднем превышали 120 единиц. Реализация дистрибьютером больших тракторов в 2018 году сложилась на уровне 25-30 единиц, а небольших, мощностью 95-140 лошадиных сил, в количестве 80 штук. В этом году малых тракторов было заказано больше в два раза, так как их продажи идут неплохо, потому что разница по цене с МТЗ невелика, а качество другое, отмечает представитель компании. В этом году в Eurasia Group планируют реализовать 80-100 комбайнов.
"То, что была сделана программа (субсидирования закупа сельхозтехники. – Ред.), она действительно помогает. Она помогает не только нам, но и местному производителю, и российскому, и белорусскому, и другим поставщикам технику больше завозить. Это самое главное – фермеру помогает, они себе могут позволить купить, а то, что он покупает, он уже сам выбирает. Хочет он Veles, хочет Degelman, хочет John Deere и так далее – это уже его решение", – констатирует Глокке.
Он подверг сомнению состоятельность ранее прозвучавшего заявления депутата мажилиса Кенеса Абсатирова о том, что на дотирование закупа техники иностранных изготовителей уходит до 70% субсидий. Напомним, на эти цели в прошлом году государством выделялось более 50 млрд тенге с возможным увеличением ассигнований.
"Пусть он цифры покажет конкретные, факты. Пусть покажет, на основании чего 70%, почему не 69%, почему 70%, почему не 65% или не 73%? С нашим количеством продаж, которое у нас есть, не может быть так, даже чисто математически… Мы по конкурентам анализируем, мы тоже видим, что цифры не такие существенные, как ожидают. Если говорить, то мы знаем, что "Агромаш" хвастается: они все продали свои комбайны, которые произвели, "Вектора" (собранные в Казахстане "Ростсельмаш". – Ред.) продали… Если это так в реалии есть, как мы тогда можем с нашими, извините, 80 комбайнами, плюс 80 "Клаасами", плюс будет еще там 30 CASE, New Holland – 150 комбайнов (импортных. – Ред.) и 800 комбайнов (отечественной сборки. – Ред.), как мы можем там забрать 70% субсидий?" – задается вопросом топ-менеджер.
Пока в компании нет понимания, будет ли продолжено в этом году массовое субсидирование закупа сельхозтехники при новом министре сельского хозяйства, отметил Глокке в беседе.
Inbusiness.kz также обратился в компанию "Ростсельмаш", чьи комбайны и тракторы собираются на заводах "Вектор" и "КАИК" в Кокшетау, с просьбой предоставить данные по продажам этих видов сельхозтехники в прошлом году и прогнозы их сбыта в этом году.
Данияр Сериков