RU KZ
Air Astana ставит на транзит

Air Astana ставит на транзит

08:30 07 Февраль 2018 7136

Air Astana ставит на транзит

Автор:

Жанболат Мамышев

Фото: travelbank.kz

Авиакомпания планирует нарастить транзитный поток на 62% в 2018 году.

Авиакомпания Air Astana продолжает раскрывать транзитный потенциал Казахстана. В 2017 году национальный авиаперевозчик обслужил 4,2 миллиона пассажиров, что на 12% больше, чем в 2016 году. При этом транзитный поток вырос на 58% – до 12% от общего пассажиропотока.

«Что касается пассажиропотока, то в 2017 году по сравнению с 2016 годом рост составил 12%. При этом следует учитывать сложную экономическую ситуацию, рост цен на нефть и сложную ситуацию с валютным курсом. Но, тем не менее, в этом году планируем увеличение на 22%, то есть добиться еще более высокого показателя», – говорит президент АО Air Astana Питер Фостер.

Общий пассажиропоток в 2017 году составил 4,2 миллиона человек по сравнению с 3,7 миллиона в 2016 году (рост на 12%). В 2018 году компания планирует нарастить пассажиропоток на 22% – до 5,1 миллиона человек, в том числе 2,6 миллиона пассажиров на внутренних маршрутах и 2,5 миллиона человек на международных маршрутах (в 2017 году 2,2 миллиона и 2 миллиона соответственно).

В настоящее время авиакомпания выполняет полеты по 21 внутреннему и 47 международным маршрутам по направлению Астана – Дели.

В июне 2017 года авиакомпания восстановила полеты пять раз в неделю по маршруту Астана – Киев (полеты по маршрутам Астана – Киев и Алматы – Киев прекратились после того, как 17 июля 2014 года над Донецкой областью Украины был сбит Boeing 777 авиакомпании Malaysian Airlines, летевший из Нидерландов в Малайзию. Позднее авиасообщение по маршруту Алматы – Киев было восстановлено, но по маршруту Астана – Киев сообщение не восстанавливалось гораздо дольше). Но в самой Air Astana восстановление полетов по маршруту Астана – Киев называют новым рейсом. Казахстанский авиаперевозчик начал с июля – три раза в неделю, полеты по маршруту Астана – Дели (ранее, чтобы попасть, к примеру, из Астаны в Мумбай, пассажиру надо было лететь маршрутом Астана – Алматы – Дели – Мумбай или Астана – Дубай – Мумбай). Также Air Astana начала летать с июня 2017 года раз в неделю по маршруту Уральск – Франкфурт. При этом авиакомпания в прошлом году увеличила частоту полетов по большинству существующих рейсов.

Компания подтвердила заказ на пять региональных самолетов Embraer E2 нового поколения, которые будут поставлены начиная с октября 2018 года. Общее количество заказанных самолетов составило 23 (15 самолетов семейства Аirbus 320 neo, пять E2, три Boeing 787).

«На конец 2017 года флот авиакомпании состоял из 32 самолетов. Был получен первый Airbus 320 neo. В этом году мы получаем следующие три новых самолета Airbus 320 neo, а также первый Embraer E2 Jets. Поэтому к концу этого года у нас будет 35 самолетов», – сообщил Питер Фостер.

Парк воздушных судов национального авиаперевозчика на конец 2017 года был представлен следующими судами: три Boeing-767, пять Boeing-757, 15 Airbus 320, девять Embraer 190, а также полученным на условиях операционного лизинга в декабре 2017 года Airbus 321 neo. В 2018 году компания планирует получить три Airbus 321 neo (в феврале, марте, апреле соответственно), один Embraer E2 190 – в ноябре.

Что касается новых рейсов, то их в этом году будет немного.

«В этом году мы открываем только один новый маршрут. Это Астана – Тюмень. То есть много открывать новых маршрутов не планируем, но будем очень сильно наращивать частоты на уже существующих маршрутах. При этом у нас в 2018 году планируется очень значительное увеличение провозных емкостей – на 18%. Это самый высокий показатель по данному индикатору за историю авиакомпании.

Как уточнили abctv.kz в авиакомпании, по маршруту Астана – Тюмень полеты будут осуществляться с 11 июня три раза в неделю – понедельник, среда, суббота. Стоимость билета в оба конца начинается с 72305 тенге.

Кроме того, 6 февраля в комитете гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию РК сообщили, что национальный авиаперевозчик начнет полеты и по маршруту Атырау – Франкфурт.

«26 марта текущего года запускается новый регулярный авиарейс по маршруту Атырау – Франкфурт. Рейсы будут выполняться на воздушном судне Airbus 321 с частотой полетов два раза в неделю по понедельникам и пятницам. Жителям и гостям запада нашей страны будет гораздо удобнее добраться до Европы, чем прежде», – сообщили в КГА.

Минимальная стоимость билета в оба конца по маршруту Атырау – Франкфурт составляет 180152 тенге.

Ключевой задачей для авиакомпании станет продолжение реализации транзитного потенциала.

«Одна из самых больших возможностей – это транзитные перевозки. В прошлом году рост составил 58%. В этом году планируем уже 62%. Если вспомнить тот факт, что четыре года назад транзитные перевозки у нас в авиакомпании равнялись практически нулю, то это очень существенный рост и возможности», – говорит Питер Фостер.

Одним из важных транспортных хабов в этом отношении Air Astana рассматривает столичный аэропорт.

В 2016 году компания перевезла 309462 транзитных пассажира, в 2017 году – 488714 пассажиров (+58%), и в 2018 году планируется перевезти 791924 пассажира (+62%).

Серьезной поддержкой транзиту стало предоставление 72-часового безвизового режима для граждан Китая, путешествующих транзитом через Казахстан.

«Мы очень рады, что этот режим продлили и на этот год. Также рассчитываем, что в ближайшее время будет получено подобное разрешение и для граждан Индии. Очень большую роль здесь играет открытие нового терминала в аэропорту Астаны, который мы рассматриваем как основной хаб для развития авиакомпании. Основные направления: с востока на запад, с севера на юг. При этом также появились новые рынки – Украина, Грузия и еще одно направление, которое мы, как авиакомпания, рассматриваем как стратегическое, это Узбекистан», – сказал г-н Фостер.

Среди ключевых вопросов глава национального авиаперевозчика отмечает планируемое в IV квартале 2018 года IPO Air Astana, расширение парка воздушных судов и развитие маршрутной сети, вопрос обеспечения и стоимости авиакеросина, повышение тарифов «Казаэронавигации» на 100%, дерегулирование и увеличение аэропортовых тарифов. Кроме того, в Air Astana отметили необходимость доработки 72-часового безвизового режима для транзитных пассажиров из Индии (необходимо исключить требования касательно наличия письма-приглашения и медицинского сертификата для транзитных пассажиров).

Ключевыми транзитными направлениями для авиакомпании стали: Стамбул – Ташкент, Ташкент – Киев, Дели – Киев, Сеул – Франкфурт, Киев – Пекин, Санкт-Петербург – Бангкок, Урумчи – Санкт-Петербург, Москва – Урумчи, Бишкек – Дели, Стамбул – Урумчи.

«Что касается пунктуальности выполнения рейсов, то за прошлый год этот показатель составил 85,4%. Это превышает средний показатель авиаперевозчиков в США и Евросоюзе. Несмотря на то, что мы все можем видеть очень сложные климатические условия в этом году, мы планируем этот показатель сохранить на хорошем уровне и в этом году с внедрением во флот авиакомпании новых самолетов», – сказал Питер Фостер.

Пунктуальность выполнения рейсов составила в 2017 году в Air Astana 85,4%, при аналогичном показателе в Европе в 79,1% и в США – 81,3%.  

Уже шестой год подряд авиакомпания была признана Skytrax лучшей авиакомпанией Центральной Азии и Индии. Питер Фостер отмечает «очень большой» интерес пассажиров к внедрению Wi-Fi на самолетах Boeing-767. Авиакомпания планирует внедрить эту услугу на всех своих бортах. Также компания ввела мобильные посадочные талоны на международных рейсах из Астаны и Алматы и на внутренних рейсах из Атырау.

В 2017 году Air Astana открыла новый ангар – центр технического обслуживания в аэропорту Астаны. Первое техобслуживание прошло 22 ноября прошлого года. Также авиаперевозчик открыл собственную программу подготовки авиатехников. Соответствующее оборудование в учебном цеху и кабинеты уже в процессе подготовки. EASA (Европейское агентство по безопасности полетов) одобрило подготовку в учебном центре по воздушным судам Boeing-767. После успешного обучения пилотов Embraer Е190 на выполнение простых технических работ на станциях без постоянного присутствия операционного персонала процесс расширен до флота Airbus.

«В нем могут одновременно обслуживаться два Airbus или в будущем, когда будут получены, Boeing-787, 767 и один Embraer, это очень важный шаг для развития компании. Так как мы будем предоставлять базовое техническое обслуживание не только для собственных самолетов, но и для третьих авиакомпаний», – сказал Питер Фостер.

Что касается IPO авиакомпании, то новые акционеры позволят докапитализировать Air Astana, которая имеет планы по практически двукратному росту воздушного флота в ближайшие годы.

«По планам на 2018 год. В IV квартале планируется проведение IPO, что очень важно для нас, так как очень амбициозные планы роста у авиакомпании – увеличить флот до 62 самолетов к 2025 году. Соответственно, нужна докапитализация», – сказал г-н Фостер.

51% казахстанского авиаперевозчика принадлежит АО «Самрук-Казына», 49% – британской компании BAE Systems.

Комментируя обсуждавшийся в последнее время вопрос по тарифам на услуги аэропортов,  Питер Фостер отметил, что в авиакомпании признают тот факт, что тарифы на услуги аэропортов будут «время от времени» расти. Вместе с тем в Air Astana считают, что государство должно выполнять свою функцию регулятора на данном рынке в силу монопольного положения аэропортов.

«Аэропорты являются естественными монополиями, соответственно, во всем мире сложилась практика, что регулирование тарифов должно осуществляться в соответствии с антимонопольным законодательством. Министерство национальной экономики посредством финансирования Европейского банка реконструкции и развития привлекло компанию «Люфтганза консалтинг» для проведения исследования именно по этому вопросу, и мы со своей стороны очень ждем результатов этого исследования и очень надеемся, что это внесет ясность в вопрос и предоставит определенные варианты по тому, как можно решить этот вопрос и при этом сохранить лучшие международные практики», – сказал Питер Фостер.

Жанболат Мамышев​