/img/tv1.svg
RU KZ
Аким ВКО поручил поиск альтернатив «Каражыре»

Аким ВКО поручил поиск альтернатив «Каражыре»

К середине сентября все социальные объекты  и жилой фонд области должны быть готовы к новому отопительному сезону.

12:08 19 Июль 2019 4482

Аким ВКО поручил поиск альтернатив «Каражыре»

Автор:

Жанар Асылханова

Даниал Ахметов назначил подчиненным конкретные сроки исполнения поручения.

«Акимам городов и районов обеспечить получение паспортов готовности каждого жилого дома к 15 сентября. К 1 сентября на 100% обеспечить углем школы, больницы и социальные учреждения. Также ремонт объектов теплоснабжения. Управлению финансов за июль-август финансировать все потребности            в твердом топливе. Вы сейчас мне будете опять оттягивать на сентябрь, октябрь. Разрешаю районам использовать альтернативные источники  поставки, если затягивает «Каражыра», возите с  Майкубинского или других разрезов. Но цены должны быть не выше той, которую мы декларируем», – подчеркнул он.

По информации исполняющей обязанности руководителя Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Алмы Кайракановой, в настоящее время готовность объектов составляет от 31% до 63%. В том числе 59% объектов здравоохранения, 50% – образования, 36% – соцзащиты, 31 объект жилого фонда.

Поставки начались

Как говорит исполняющая обязанности руководителя Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Алма Кайраканова, общая потребность в твердом топливе на сегодня составляет 2310 тысяч тонн. Поставки угля в бюджетные организации и для населения уже начались.

«Поставлено 1617 тонн твердого топлива в объекты здравоохранения, 1978 тонн при потребности 96,7 тысячи тонн в объекты образования, 500 тонн при потребности 6,6 тысячи тонн – в объекты соцзащиты. Общая потребность угля для населения составляет 1140,9 тысячи тонн. Из них поставлено 74,3 тысячи тонн. По вопросу заготовки мазута запрос направлен в Министерство энергетики. График поставки и поставщик будут определены в августе», – перечислила Алма Кайраканова.

Акиматами городов Усть-Каменогорска  и Семея заключены меморандумы по сдерживанию цен на коммунально-бытовой уголь. Также меморандумы по поставке социального угля.

По данным ведомства, цена на топливо для населения на угольных тупиках в Семее составила 7400 тенге за тонну, в Усть-Каменогорске – 9200 тенге, городе Алтае – 9500 тенге, Аягозе – 9000 тенге, Шемонаихинском районе – 9200 тенге, Риддере – 13300 тенге. В районах, где отсутствуют железнодорожные тупики и уголь поставляется автодорожным транспортом, средняя цена с доставкой варьирует с 9200 тенге до 18 тысяч тенге. Так, если в районе Алтай цена на тонну твердого топлива составляет 9500 тенге, то в Абайском районе – 12000 тенге, Бородулихинском и Бескарагайском районах – 12500 тенге, Глубоковском районе – 9200 тенге, Жарминском – 10000 тенге, Зайсанском – 12800 тенге,  Курчумском – 16000-18000 тенге, Кокпектинском и Катон-Карагайском районах  – 14000 тенге.

«В Тарбагатайском и Урджарском районах цена составляет  18000 тенге. В данные районы уголь доставляется частными предпринимателями. Везут с разреза «Каражыра», при  отпускной цене 6000-9500 тенге сумма за тонну угля составляет 18000 тенге. И с тупика города Аягоза при отпускной цене 9000 тенге за тонну уголь с доставкой обходится в 15266 тенге. При этом уголь значительно худшего качества», – говорит Алма Кайраканова.

Глава региона поручил разобраться с увеличением цен на твердое топливо по сравнению с прошлым годом в  Абайском, Бородулихинском, Бескарагайском, Зайсанском,  Курчумском районах. А акимам Усть-Каменогорска и Семея – помочь Тарбагатайскому и Урджарскому районам с транспортом, который доставит уголь в эти районы дешевле частников. 

Семей вновь в долгах

Озвучена была на заседании акимата дебиторская и кредиторская задолженности коммунальных предприятий области. Так, на сегодня текущая дебиторская задолженность перед ТОО «ШыгысЭнерготрейд» составляет 26,2 млн тенге. Дебиторская задолженность тепловых сетей Усть-Каменогорска составляет 64 млн тенге, Семея – 285 млн тенге, «Оскемен водоканал» – 131 млн, «Семей Водоканал» – 281 млн тенге. Как выяснилось,  «Теплокоммунэнерго» Семея  имеет кредиторскую задолженность в размере 240 млн тенге перед «Семей Водоканал», вследствие чего у последнего имеется дебиторская задолженность.

«Ермак Бидахметович (аким города Семея Ермак Салимов. – Авт.), это неприемлемо… Это не первый разговор, не первая встреча. Я прекрасно помню, что два года назад мы дали вам миллиард тенге и обнулили вашу задолженность. И опять так получается. Работайте. Занимайтесь также кредиторской задолженностью. Ее не должно быть вообще. Разберитесь, это ежегодная болезнь города Семея – прийти ко мне в октябре и сказать: «Мы умираем». Ничего подобного… Еженедельно проводите работу по сокращению дебиторской и кредиторской задолженностям, отчет – в середине августа», – отрезал глава региона.

«Риддер ТЭЦ» повысит тариф?

«Снабжающие организации  проводят работу  по подготовке к отопительному сезону, но предприятие «Теплокоммунэнерго» (государственное коммунальное предприятие «Теплокомунэнерго» в Семее. – Авт.) поднимает вопрос дополнительного выделения средств на  267 миллионов тенге. По «Риддер ТЭЦ» работы проводятся по текущему ремонту, но не начат капитальный ремонт на турбогенераторе № 5. В связи с Вашим поручением создана комиссия. Ведется работа», – отчиталась исполняющая обязанности главы ведомства.

Тут стоит пояснить, что в июне нынешнего года  руководство «Риддер ТЭЦ» обратилось к властям и попросило содействия в ремонте теплоисточника. Мол, денег нет, не на что проводить ремонт турбогенератора. То есть под угрозой оказался предстоящий отопительный сезон. По факту экстренно была создана рабочая комиссия.

Вот что сказал по поводу данной ситуации заместитель акима Риддера Кайрат Оралбеков одному из республиканских СМИ:

«В феврале 2018 года поменялся собственник, сейчас руководит Риддерской ТЭЦ Имашева Олеся Сеиловна – президент компании. В открытых источниках данных о конечных бенефициарах нет, они зарегистрированы в едином реестре, он закрыт. Они (руководство предприятия. – Авт.) утвердили инвестиционную программу и стоимость генератора указали 500 миллионов, когда фактически он стоит пять миллиардов. И это основная причина. У нас остается напряженная ситуация. Нужно согласовывать тариф в министерстве, провести ремонт одного генератора, и все это оставляет определенные вопросы. И очень серьезные вопросы, скажем так. Гарантий на новый отопительный сезон пока нет».

ВУправлении энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области отметили, что в данное время ДКРЕМ (Департамент Комитета по регулированию естественных монополий по ВКО. – Авт.) рассматривается тарифная смета данного предприятия, а руководство АО «Риддер ТЭЦ», в свою очередь, подготовило презентацию по увеличению тарифа.

Даниал Ахметов поручил подключить к работе комиссии для выяснения обстоятельств специалистов-энергетиков. И подвести итоги до 5 августа.

Жанар Асылханова, ВКО

Акимат ВКО объяснил нюансы закупок б/у припаромников

Чиновники утверждают, что коммерческое предложение владельца понтонов для причаливания паромов было для них самым оптимальным и по стоимости, и по срокам.  

23 Сентябрь 2020 10:15 2896

Перед началом закупок, говорят в областном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог, ими был проведен анализ стоимости изготовления и монтажа аналогичных припаромников. К тому же выяснилось, что их аналогов в Казахстане практически нет, а новые понтоны оказались «дорогим удовольствием».

«До финансирования мы запрашивали ценовые. В соответствии с коммерческим предложением ТОО «Семейский судостроительно-судоремонтный завод» стоимость изготовления, монтажа и доставки одного понтона составит 1,302 млрд тенге. Срок изготовления только одного понтона – шесть-семь месяцев (изготовления трех понтонов придется ждать минимум полтора года. – Авт). Но на это нужно время, а период без навигации у нас короткий. Паромы максимум три месяца стоят. Январь, февраль и конец марта», – сообщает руководитель отдела пассажирского транспорта управления Айжан Рахимбаева.

В итоге остановились на предложении ТОО «Кокжал», собственника припаромников, по которому стоимость одного несамоходного судна составляет 25 млн тенге и понтон «не потребует времени на изготовление и монтажные работы», так как находится на переправе «Кызыл Ту». Общая сумма, выделенная на приобретение б/у припаромников, – 75 млн тенге.

В областном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог отмечают, что меры по приобретению припаромников были приняты для бесперебойной работы паромов и во избежание социальной напряженности среди населения Курчумского района, пользующегося услугами паромной переправы. Также для исключения выплаты арендной платы владельцу за использование припаромников.  Ежемесячно аренда только одного понтона обходилась бюджету в 1 млн тенге.

«Приплыли» в госсобственность

Ранее, в апреле нынешнего года, в коммунальную собственность возвращены паромы.

До 2013 года они находились в частных руках. С 2013 до 2018 года были на балансе управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО. В марте 2018 года в соответствии с планом приватизации предприятие со 100%-ным участием государства, ТОО «Қалқымалы өткел», оно же собственник дизель-электроходов «Иртыш» и «Курчум», было передано в доверительное управление с правом последующего выкупа ТОО «Құйған Айлағы».

«Это (ТОО «Құйған Айлағы») тоже предприятие господина Ержана Скакова. ТОО «Қалқымалы өткел» было передано ему в доверительное управление на конкурсной основе. Всего было три участника. Он предложил самую большую стоимость, 717 млн тенге, при оценочной стоимости 363 млн тенге. Мы передали ему в доверительное управление, были определены условия договора: оплатить первоначальный взнос 54,4 млн тенге, обеспечивать бесперебойную перевозку транспортных средств, пассажиров и грузов теплоходами-паромами, следить за техническим состоянием паромов, отдавать часть денег в бюджет. В течение трех лет они должны были полностью возместить расходы и забрать паромы в собственность при соблюдении всех условий. Но условия они не соблюли, и, соответственно, паромы мы забрали в госсобственность. Решением специализированного межрайонного экономического суда по ВКО от 06.01.2020 г. договор доверительного управления ТОО «Қалқымалы өткел» между ГУ «Управление по государственным закупкам и коммунальной собственности» и доверительным управляющим ТОО «Құйған Айлағы» расторгнут», – сказала Айжан Рахимбаева.

Припаромники же, по ее словам, впервые за долгие годы перешли в государственную собственность.

По следам госзакупок

Напомним, inbusiness.kz писал о том, что в области купили три несамоходных судна для причаливания паромов у нынешнего владельца за цену, многократно превышающую его стоимость. Как выяснилось, в ноябре 2018 года тогдашний владелец припаромников Ержан Скаков продал припаромники по цене 1,5 млн тенге за штуку КХ «Кокжал», а когда и по какой цене они ему достались, остается неизвестным.

Конкурс по лоту «Приобретение трех припаромников для переправы «Кызыл Ту» управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог проводился несколько раз. Почему-то приглашенный поставщик, собственник припаромников, КХ «Кокжал», как следует из протокола итогов конкурса, отказался от участия в конкурсе. Затем на конкурс по доверенности владельца, КХ «Кокжал», заходит другой поставщик – ИП «Аманбаева Н. О.», который и продает понтоны. Этот факт нам показался очень интересным. 

Жанар Асылханова, ВКО

Подпишитесь на наш канал Telegram!

Выручка «Шубарколь Премиум» упала в два раза, убыток увеличился в три раза

Аудиторы выражают сомнения в способности компании продолжать свою деятельность.  

21 Сентябрь 2020 12:25 6623

Выручка АО «Шубарколь Премиум» за прошедший год сократилась более чем в два раза. В 2019 году она составила 19,9 млрд тенге, годом ранее эта сумма была на уровне 42,6 млрд тенге. В то же время непокрытый убыток на конец прошедшего года увеличился до 9,4 млрд тенге с 3,8 млрд тенге в 2018 году. Об этом указывается в финансовой отчетности компании за прошедший год.

Также краткосрочные обязательства компании превышают краткосрочные активы на 9,2 млрд тенге, в 2018 году данное превышение составляло 21,6 млрд тенге. Данные условия указывают на наличие существенной неопределенности, которая может подвергнуть сомнению способность компании продолжать деятельность на основе принципа непрерывности и вследствие этого ее способность реализовать свои активы и погасить обязательства в ходе обычной деятельности, отмечают аудиторы.

По их мнению, успешное функционирование в рамках контракта по добыче каменного угля на месторождении Шубарколь зависит от будущих событий, в том числе сохранения достаточного финансирования, выхода на уровень продаж, достаточный для поддержания структуры затрат и волатильности валютных курсов и цен на энергоресурсы.

Как видно из отчета аудиторов, доходы от поставки угля на экспорт сократились в более чем два раза. В 2019 году на экспорт было поставлено угля на сумму 18,0 млрд тенге, в 2018 году доходы от экспорта составили 41,8 млрд тенге. В то же время произошло увеличение поставок на внутренний рынок – с 871 млн тенге в 2018 году до 1,8 млрд тенге в прошедшем году.

Также, как следует из финансовой отчетности, увеличились объемы готовой продукции на складе. По состоянию на конец 2019 года запасы угля на складе составляют на сумму в 5,0 млрд тенге по сравнению с 2018 годом, когда угля на складе было на сумму 3,8 млрд тенге.

Напомним, основной целью деятельности компании является добыча каменного угля открытым способом на месторождении Шубарколь (участок Центральный-2) в Нуринском районе Карагандинской области. Срок действия контракта – 25 лет. Второй контракт заключен на разведку гравийно-песчаной смеси на участке Восток в Нуринском районе Карагандинской области сроком на 20 лет.

Майра Медеубаева

Подпишитесь на наш канал Telegram!