DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 293,95 Brent 36,55
Аким ВКО рассказал, чего ждать от бизнеса

Аким ВКО рассказал, чего ждать от бизнеса

Как японцы восприняли сверхпровод из Восточного Казахстана, какие проекты появятся в рамках ГЧП и к чему привели проколы в кредитовании предпринимательства, Даниал Ахметов отчитался Общественному совету.

08 Февраль 2019 11:33 5554

Аким ВКО рассказал, чего ждать от бизнеса

Автор:

Ольга Ушакова

Фото: Ольга Ушакова

По количеству просубсидированных проектов Восточный Казахстан в прошлом году занял первое место в республике, по количеству прогарантированных проектов – третье место. Для их финансирования из бюджета и банков второго уровня выделят по 2 млрд тенге, при этом на сегодня уже получено 3,3 млрд. Об этом рассказал аким ВКО Даниал Ахметов на отчетной встрече с Общественным советом области.

Больше, чем у всех

«Из сферы большой индустрии в прошлом году мы начали второй этап строительства Актогайского ГОКа (Аягозский район ВКО), он будет стоить 394 миллиарда тенге, – отметил глава региона. – Его завершат в 2021 году. Это будет самый большой в мире горно-обогатительный комбинат, с самой высокой в мире технологией. На первой очереди Алтайского ГОКа работает 750 человек, тогда как на родственных предприятиях с таким же объемом добычи и переработки меди работают 10 тысяч человек. При запуске второй очереди здесь будут производить 25 тысяч тонн катодной меди, 85 тысяч тонн меди в концентрате, 60 миллионов тонн руды. И там будет работать еще меньше человек. Вот вам и цифровизация!»

Следующим ключевым направлением в сфере бизнеса аким Ахметов назвал ГЧП. Как оказалось, и здесь Восточный Казахстан может претендовать на лидерство. В рамках государственно-частного партнерства по региону реализуют 22,4% от всех проектов республики. Даниал Ахметов пообещал, что в этом году в Усть-Каменогорске наконец-то начнется совместное с иностранными инвесторами строительство больницы на 300 мест стоимостью в 21 млрд тенге, о котором говорят уже несколько лет. Как отметил аким, главная загвоздка связана со страхованием валютных рисков.

«Проект задержался ровно на три года, поскольку мы решали проблему, связанную со страхованием валютных рисков. Теперь документ завершен, бюджет области вместе с бюджетом республики будет страховать валютные вливания нашего иностранного партнера. Это также самый большой в стране проект», – заметил аким.

Да будет свет!

Другие проекты, по его данным, связаны с ЕБРР. И здесь 29% совместных с Европейским банком реконструкции и развития проектов по стране занимает ВКО. В частности, в городах Семее, Усть-Каменогорске, некоторых райцентрах уже идет, по словам Даниала Ахметова, реконструкция, модернизация водоснабжения на сумму свыше 87 млрд тенге. Еще один грандиозный проект – замена уличного освещения.

«Вы воочию во второй половине этого года увидите, когда мы в городах Усть-Каменогорске и Семее и чуть позже во всех наших районных центрах будем менять освещение на электролампы последнего поколения, экономя от 40 до 60%, – пообещал аким Общественному совету. – В течение четырех лет они себя благодаря этой экономии окупят. Огромное количество ламп последнего поколения мы поставим в каждый двор, каждую школу и больницу. И тогда в городе освещение будет совершенно другим».

На цифровизацию в Восточном Казахстане потратят 30,5 млрд тенге, при этом только 13 млрд пойдет за счет промышленных предприятий. А все остальные средства выделит областной бюджет.

«Это цифровизация образования, здравоохранения. К августу четыре тысячи видеокамер будут установлены в Усть-Каменогорске, и мышь не проскользнет мимо нашего взора, – пошутил аким. – В течение первого полугодия создадим специальный центр, где соединим все службы – 112, 109, будем водить на экскурсию людей, чтобы показать им, что такое цифровизация. Я такое видел в Китае, в Казани. Со второго полугодия он будет работать здесь».

Цифровизация, как считает аким, помогла и самому бизнесу. По его словам, уже сейчас каждый желающий бизнесмен сможет онлайн увидеть свободный земельный участок, наличие или отсутствие инфраструктуры, а через полгода эта программа будет интегрирована с программой электронного определения кадастровой стоимости, электронной подготовкой проекта.

«Для нас в цифровизации был прошлый год, когда мы провели специальный форум предпринимателей и 10 наших школьников получили на проекты в среднем от 600 тысяч до миллиона тенге. В мае мы их заслушаем, что они сделали. У нас реализуются несколько проектов на 166,6 миллиона тенге в сфере сельского хозяйства, образования, здравоохранения, – добавил глава региона. – Мы летом проведем еще один форум, но ему будет предшествовать хакатон, где соберутся программисты со всего мира».

Большие надежды аким возлагает на НИОКР, о котором на востоке говорят уже три года. Для этих работ по десяти направлениям выделено более 5 млрд тенге. Совокупная сумма финансирования – 7 млрд. Восточно-Казахстанский государственный технический университет работает с ТОО «Казцинк», «Восток Минералс», АО «УМЗ» по ряду проектов. Одно направление, как выразился г-н Ахметов, уже «выстрелило».

«Мы получили опытный экземпляр сверхпровода, приезжали представители компании Furakawa CO., LTD, они удовлетворены техническими параметрами, которые мы достигли. Теперь университет, АО «УМЗ» работают над устранением некоторых замечаний, – сказал он. – Это значит, что мы, РК, войдем на рынок Японии своим сверхпроводом, и через какое-то время на японском оборудовании – МРТ, КТ – будет сверхпровод из ВКО. Вот вам НИОКР, который в течение двух лет дал результаты».

Невозврат кредита как шалость

Что касается сельского хозяйства, то акима, с его слов, радуют даже не растущие площади посевов, а увеличение закупа молока у населения. В 2014 году его было приобретено у сельчан на 280 млн тенге, а в 2018 году – уже на 2,8 млрд тенге. Но это, считает Даниал Ахметов, не предел, и через несколько лет закуп молока увеличится еще в разы.

«Вот тогда люди будут относиться по-другому к приобретению скота. А то мы с 2011 по 2014 год раздавали кредиты, но 48% кредитов не возвращается. Кто будет возвращать? Мы с вами, бюджет. Кто понесет наказание? Акимы. Я им не завидую. Четыре года я им говорю одно и то же. В начале 2014 года все втихаря смеялись надо мной, мол, пришел, чему-то учит. Я им сказал: «Дорогие мои, не бывает такого в мировой практике, что ты даешь под свои гарантии бюджетный кредит, потом его не возвращают, а бюджет области возмещает». А потом кто-то из правоохранительных органов будет на это смотреть, как на детскую шалость. Это халатность, приведшая к растрате».

По его словам, именно полученная сельчанами прибыль от продажи молока будет стимулировать покупать скот, который когда-то должен был купить на выдаваемые кредиты, но потратил на другие нужды.

«Раздавали кредиты – мы будем нести ответственность вместе с акимами, но к сожалению, такой факт в сельском хозяйстве есть. Почему-то для нашей области он был особенно характерным», – еще раз подчеркнул Даниал Ахметов.

Уже несколько лет в Восточном Казахстане говорят еще об одном проекте – сертифицированной по стандартам КНР лаборатории. Сейчас, по словам г-на Ахметова, ее строительство завершили и ждут поставки оборудования от китайских партнеров. В ВКО планируют построить специальный центр для аграриев.

«Я такое видел в Казани. Это сборный пункт, где предприниматели могут сложить свою продукцию в холодильник, произвести оптовые закупки, а те, кто ее покупает, представители из Китая и России, будут ее оттуда вывозить. Сейчас готовим технико-экономическое обоснование».

Ольга Ушакова, Усть-Каменогорск

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Как построить карьеру в международной корпорации?

Мифы и реальность: история Михринисо Нигматуллиной.

19 Май 2020 09:41 629

Как построить карьеру в международной корпорации?

Построить карьеру менеджера в крупной корпорации – мечта тысяч талантливых амбициозных людей, но по-настоящему успешными становятся единицы. Как можно проявить себя и выделиться среди других? Эксперт в интернет-маркетинге, e-commerce и продажах Михринисо Нигматуллина стала одной из тех, кому удалось достичь карьерных успехов, и поделилась с читателями впечатлениями от работы в стартапе до мультинациональной компании.

Михринисо, расскажите о первом опыте работы. Где учились? С чего начинали?

Когда я была студенткой факультета государственного управления МГУ, проходила летние стажировки в государственных структурах. Тогда я поняла, что не хочу оставаться в госсекторе – меня больше влекло в менеджмент, продажи, работу с людьми. Поэтому после окончания университета я пришла в американско-русский стартап Grabr на должность product curator. Я изучала популярные на американском рынке товары, которые могли бы заинтересовать российского покупателя, далее мы размещали их на главной странице сайта. Как результат продажи компании росли, в этом была и моя заслуга. Меня очень вдохновляло то, что я видела результат своей работы. Я хотела продолжать развиваться в этом направлении, мне хотелось попасть в крупную международную компанию. Так и получилось, мне удалось попасть в компанию мечты – Procter & Gamble. На дне открытых вакансий в МГУ им. Ломоносова мне удалось узнать больше о компании, и в тот же день я подалась через сайт компании на вакансию. В международных компаниях процесс прохождения интервью достаточно длительный, от трех до шести месяцев, сначала тест на личностные качества, далее на логику и математику, и только потом около трех-четырех собеседований с менеджерами и HR-компанией. Советую тщательно порешать SHL-тесты для успешной подготовки.

Расскажите о первых месяцах в компании? Над каким проектом Вы работали?

Первые полгода я разрабатывала планограммы для крупнейших ритейлеров России – схемы расположения товаров на полках в магазинах. Я поставила себе задачу – сделать такую планограмму, чтобы она максимально была эффективной с точки зрения продаж и ее применили в реальных магазинах. Вместе с дизайнерами P&G я создавала эти материалы на основе исследовательских данных о поведении покупателей. Через менеджеров, которые непосредственно работали с ритейлерами, я влияла на выкладку товара в реальных магазинах. Моя работа воплотилась в жизнь – с бумаги рекомендации перешли на реальные полки. Это подтвердили независимые аудиторы, отчеты из магазинов, фотографии. Во многом успех моей дальнейшей карьеры в компании зависел от того, что мои планограммы были осуществлены и влияли на рост продаж.

Говорят, что в крупных корпорациях сложно продвигаться по карьерной лестнице. И каждое повышение занимает по несколько лет. Что Вы можете сказать об этом?

В моем случае было наоборот. Я стала менеджером по работе с ключевыми клиентами всего после года в должности территориального менеджера. Это был быстрый и успешный промоушен. Если до этого я работала с локальными менеджерами сети гипермаркетов, а теперь напрямую веду переговоры с центральными офисами крупных национальных сетей аптек, как офлайн, так и с e-commerce. Для каждого своего партнера я разрабатывала разные стратегии продаж и интернет-маркетинга. Индивидуальный подход к каждой задаче, детальный анализ проектов – все это отложило отпечаток на результат быстрого развития по карьерной лестнице.

Не все справляются с карьерным ростом, так как появляются совсем другие обязанности и сложности. Как Вам удалось адаптироваться?

К новой роли я подошла с большим энтузиазмом, идеями и стратегией. Я очень хотела получить отличный результат и вкладывала всю себя во все процессы, поэтому быстро адаптировалась. К этому моменту у меня уже был опыт: выстроенная техника продаж, ведения переговоров, а именно работа с возражениями, умение задавать уточняющие вопросы, а также знания о трендах на рынке e-commerce. Умение слышать партнера, его позицию и главные цели – один из главных успехов в ведении бизнеса. Как результат у меня получить выстроить слаженную работу по всем процессам. Я всегда следила за последними трендами на фармацевтическом рынке и в e-commerce, анализировала эффективность промостратегий, маркетинговых запусков, рекламы. Cейчас очень много открытых источников про успешные кейсы таких компаний, как Amazon, Ebay, Alibaba. Какие они используют стратегии, тренды – всегда можно увидеть у них на сайте или в интервью, а также интересная литература: «What They Won't Teach You: How Young Entrepreneurs Can Find Success Outside of The Classroom» by Andre Haucal. В результате за короткий период мне удалось успешно реализовать совместно с заказчиками маркетинговые стратегии в их аптечных сетях, которые основывались на спланированных мной промоакциях, мерчендайзинге, digital-маркетинге и, конечно же, в точном планировании бюджетов и инвестиций. Одним из самых громких проектов в компании, которым я руководила, была работа с одним из моих e-commerce партнеров. Я понимала, что для каждой сферы e-commerce существуют свои стратегии оптимизации, учитывающие особенности ниши и ее целевой аудитории. Проанализировав их, я выделила несколько универсальных рекомендаций, которые помогли нам в оптимизации онлайн-бизнеса и выходе на новый уровень работы. Такие как:

  • Развитие персонализации при помощи e-mail.
  • Актуализация мобильной версии сайта или приложения.
  • Улучшение пользовательского опыта.

В компании очень ценят успех сотрудников, и в качестве вознаграждения за мой вклад в развитие бизнеса я дважды была награждена «Золотой медалью» за лучшие проекты.

Существует миф о крупных корпорациях – все процессы тщательно отлажены, и очень сложно привнести что-то новое, найти новые подходы и выделиться. Так ли это?

Некоторые мифы оказываются правдой, но этот – нет. Будучи еще территориальным менеджером, я договорилась о перевыкладке одной из категорий товаров по уходу за собой по планограмме. Это увеличило трафик магазина, средний чек и выручку гипермаркетов. Я стала первым территориальным менеджером, который сделал такой переворот.

К разработке планограммы для каждого гипермаркета я подходила индивидуально. Для начала я визуально смотрела, как расположен товар, видит ли его покупатель, находит ли он то, что ему нужно. Также анализировала продажи, что влияло на принятие решения. Так, оказалось, что выкладка с товарами для одной из категорий товаров по уходу за собой выглядела совершенно нелогично. Продукция стояла так, что покупатель просто не находил нужную вещь, разворачивался и уходил. Потому что выкладка была по цене, а не по брендам и сегментам. Из-за этого покупателям было сложнее найти нужный товар или выбрать подходящий. И он уходил без покупок.

Каждый гипермаркет отличается от другого. Например, если он находится в благополучном районе, в окружении апартаментов премиум-класса, то и товары, которые видит покупатель сразу после входа в категорию, должны быть премиальные. Я рекомендовала менеджеру такого гипермаркета премиальные продукты ставить на уровне глаз, а товары низкого ценового сегмента переносить вниз.

Также я была инициатором размещения промоутеров в гипермаркетах. Промоутеры могли рекомендовать покупателям, какой продукт им лучше подойдет, познакомить с новинками, тем самым увеличивался средний чек магазина и лояльность к бренду.

О софт-скиллах. Какую роль играют личностные качества и коммуникационные навыки?

Большую роль в карьере сыграла моя стратегия убеждения. Чаще всего я слышала от заказчиков «нет». Но я задавала уточняющие вопросы, понимала, какая из названных причин отказа истинная, и работала только с ней. Это сэкономило мне много времени. Например, когда я предлагала увеличивать ассортимент в том или ином сегменте, менеджер мне отвечал отказом по нескольким причинам. Потому что, во-первых, нет места для размещения на полках, во-вторых, потому что долго реализуется бренд, в-третьих, товар слишком дорогой, его никто не купит. Я уточняла, какая из этих трех причин составляет наибольшее ограничение в принятии решения. Предположим, менеджер отвечал, что больше всего его беспокоит, что товар не будет продаваться. На это я предлагала со своей стороны договориться на тест в нескольких точках продаж и в случае успешных продаж расширить дистрибуцию на большее количество точек. Если в этом случае менеджер соглашался, я понимала, в чем было его истинное возражение, и продолжала дальше вести встречу.

Считается, что направление фармацевтики кардинально отличается от других сфер. Расскажите, в чем была специфика интернет-маркетинга для интернет-аптек?

Очень важно иметь актуальный контент, с видео и полным описанием, размещать самые ходовые SKU (Stock Keeping Unit – идентификатор товарной позиции) на главную страницу сайта, с привлекательной ценой и баннером, а также важно, чтобы товар вашего бренда находился первым, выше, чем остальные бренды категории, в поисковой выдаче,как на сайте, так и в поисковиках. Участие в акциях было немаловажным, но для покупателя интернет-аптек лучше работают стратегии, связанные с импульсной покупкой, чем ценовые промо. Данную стратегию активно используют и в ритейле, когда покупатель заходит на страницу продукта, внизу или справа страницы видит бандл (комплект, состоящий из нескольких товаров): например, при покупке станка и средства для бритья скидка X%. Хорошо работают товары-рекомендации: когда покупатель кладет в корзину товар, сайт предлагает ему купить в дополнение к этому товару что-то из той же категории или с похожим назначением. Скорее всего, покупатель не купил бы это целенаправленно, но вместе с релевантным товаром многие кладут в корзину подобные предложения.

Отлично работает стратегия «купи-получи»: купи электрическую щетку для зубов – получи зубную пасту бесплатно. Так, я предложила заказчику делать основной фокус на бандлы. За счет чего нам удалось поднять продажи в несколько раз относительно прошлого года. Я была одним из первых менеджеров в компании, кто придумал и продал заказчику стратегию продвижения товара на сайте через правильные товары на главной странице при покупке и после покупки в e-mail рассылке.

Вас приглашают на крупнейшие конференции и конкурсы, выступаете на тематических мероприятиях, публикации в СМИ. Как так получилось и что Вам это дает?

Обмен опытом и информацией – это всегда очень крутой нетворкинг. Ты зачастую можешь найти своего единомышленника и вынести из общения много практичной информации. Я хотела разбираться во всех процессах создания и построения бизнеса. Публикации в бизнес-СМИ, приглашение на участие в качестве жюри на масштабные федеральные конкурсы для предпринимателей и стартап-проектов позволили мне разобраться во многих тонкостях и увидеть новые возможности в стартап-индустрии.

Мой опыт и вклад повлияли на выбор стратегии в управлении бизнесом, как выходить на федеральный и международный уровени, какие тренды и тенденции на рынке лучше использовать для достижения своих целей. Как результат эти знания помогли мне построить успешные бизнес-планы для десятков проектов и добиться высоких финансовых показателей.

Фото с конкурса предпринимателей iVolga 2.0 https://ivolgaforum.ru/

Как Вы видите развитие продаж в Интернете сейчас, когда пандемия изменила правила игры?

Безусловно, пандемия коронавируса влияет на бизнес, как, к сожалению, на всю мировую экономику. Но для онлайн-бизнеса это возможность в разы увеличить свою прибыль, если правильно подготовиться и вовремя среагировать.

Сейчас спрос на покупки товаров повседневного спроса через Интернет резко вырос, задержки доставки также увеличились. Расходы на рекламу, в свою очередь, сократились в таких секторах, как развлечения, розничная торговля. Это изменение во многом связано с прекращением работы кинотеатров и других развлекательных офлайн-площадок из-за вируса. Напротив, наблюдается рост использования сетевых мультимедийных услуг по запросу, таких как Amazon Prime, Netflix и Disney+.

Я вижу основные возможности для электронной коммерции во время пандемии коронавируса в нескольких аспектах:

  1. Компаниям следует адаптировать рекламу под текущую ситуацию, что подчеркнет особую выгоду данного продукта во время пандемии. Поэтому стоит увеличивать инвестиции в digital. Главный аргумент – измеримость результатов: количества просмотров, переходов на сайт, онлайн-заказов. В digital вы сможете точно рассчитать стоимость привлечения каждого покупателя.

Прямо сейчас начинайте изучать рынок интернет-маркетинга и установите те KPI, которые покажут эффективность ваших вложений в digital. Потом можно провести несколько пробных кампаний, чтобы протестировать разные инструменты и сверить результаты с ключевыми показателями (и, возможно, их подкорректировать).

  1. Онлайн-подразделения крупных ритейлеров станут основными бенефициарами. Потребители будут переходить на онлайн-покупки, чтобы избежать общественных мест. Такие услуги, как доставка на дом, и такие бренды, как Amazon, будут процветать. Основной плюс для онлайн-бизнеса в том, что покупатели смогут ощутить комфорт и удобство при покупке в онлайне и могут вернуться к этому же процессу снова и после пандемии коронавируса.

Саян Абаев

Коронакризис привел клиентов. Чем же недовольны владельцы ломбардов?

Ломбарды в Казахстане возобновили работу, и возле них уже выстраиваются очереди. Владельцы ломбардов этому обстоятельству не очень рады.

17 Май 2020 11:11 2046

Коронакризис привел клиентов. Чем же недовольны владельцы ломбардов?

Как только ломбардам наряду с банками и микрофинансовыми организациями разрешили начать работу, перед ними тут же образовались очереди. Со стороны это выглядит так, будто обнищавший за время карантина народ несет в ломбард последнее, что есть – драгоценности и технику. Но если разобраться, причин очередей у дверей ломбардов как минимум три...

Кризисный тренд, или час ломбардов наступает

Падение нефти и тенге, пандемия и карантин – все это привело к тому, что клиентов у ломбардов стало больше, по крайней мере, на первых порах после открытия. По словам участников рынка, не в самые тяжкие времена люди рассматривают ломбард как быстрый способ получения денег. А когда большинство компаний приостанавливают производства, переводят сотрудников в неоплачиваемые отпуска, а кое-где сокращают, когда во многих сферах (к примеру, туризм, фитнес, отдых и развлечения) люди лишились дохода вовсе и без ясных перспектив на ближайшее будущее, вполне естественно, что звездный час всех ломбардов наступает.

«В связи с карантином в Алматы уже два месяца не функционируют оптовые и розничные рынки, в том числе знаменитая «барахолка», состоящая из 12 рынков. На каждом из рынков официально работают не менее тысячи человек, еще сложнее выявить количество неофициально трудоустроенных лиц. Продолжающиеся карантинные меры могут только усугубить финансовое положение населения, для которого работа на рынках являлась единственным источником дохода. Ухудшает положение и то, что не у всех имеются сбережения для покрытия расходов, так как для большинства работников, грузчиков, продавцов данная деятельность приносила ежедневный, нестабильный доход», – объясняет Диас Кумарбеков, руководитель департамента прикладных исследований AERS.

На что будут жить эти люди, когда у них закончатся сбережения? По мнению экономиста, мы уже видим, что спрос на кредитование и услуги ломбардов повышается.

«Затяжение экономической стагнации переходит в рецессию и в конечном счете оборачивается снижением реальных доходов населения, что и приводит людей в ломбарды», – подытожил Диас Кумарбеков.

Перешли в режим экономии

Впрочем, ситуация двоякая. И потому очередям в ломбарды есть другое объяснение, можно сказать, прямо противоположное. По мнению экономиста Айдархана Кусаинова, о реальном росте спроса на услуги ломбардов говорить пока рано. В условиях карантина люди были лишены возможности много тратить и перешли в режим экономии.

«Острой потребности в деньгах пока не было – ведь работали только продуктовые магазины», – говорит экономист.

Ломбарды также были закрыты на карантин почти два месяца. А между тем средний срок займа в этих организациях составляет 30 дней, еще месяц длится льготный период, в течение которого заложенное имущество не может быть выставлено на продажу.

«То есть, – объясняет экономист, – многие клиенты ломбардов переживали, что, пока они сидят на карантине, их имущество просто «уйдет». Поэтому, когда появилась возможность, заемщики пытаются выкупать свои вещи».

Спрос на ломбарды был, есть и будет

Третье объяснение очередей – это условия, которые создал Нацбанк для работы ломбардов. Оформление займов теперь занимает в три раза больше времени, чем раньше.

«Ломбарды открылись только неделю как. В тех ломбардах, которые уже прошли учетную регистрацию, есть заметный спад, так как по новым правилам оформление занимает от 30 до 45 минут, тогда как раньше это было минут 5-10. Люди ждут, а потом просто уходят! Мы получаем много возмущений на этот счет», – говорит глава Национальной лиги ломбардов Казахстана Роберт Абзалилов.

По его словам, карантин обнажил достаточно много проблем, в том числе то, что наличие стабильной работы и заработка не может гарантировать достойную жизнь в период пандемии и карантина. При этом банки и микрофинансовые организации стали относиться к заемщикам придирчиво. Ломбарды же остаются самым простым способом получить какие-либо деньги для проживания в сложный период.

Но после скандалов с ломбардами «Гарант 24», «Estate Ломбард» под ударом оказался весь рынок.

«Один из факторов, которые могут поставить крест на легальности рынка ломбардов: процентная ставка вознаграждения. Она такая же, как и в банках второго уровня. Более того, половина ломбардов сами кредитуются либо как физлица, вкладывая в дальнейшем деньги в бизнес, либо как бизнес (хотя БВУ неохотно идут на кредитование ломбардов). Таким образом, выплачивая проценты по кредиту, ломбард на это только и работает, дохода не получает», – объясняет Роберт Абзалилов.

Также участников рынка волнует вопрос закредитованности населения, который сейчас обсуждают в мажилисе.

«По мнению депутатов, закредитованность населения можно снизить путем ограничения доступа к финансовым услугам при доходах ниже минимальной зарплаты и просрочке по кредитам более 30 дней. То есть всем малоимущим хотят закрыть доступ к одному из последних легальных способов получить деньги, заложив свое имущество, без которого они могут прожить и выживут. А если эти предложения будут приняты, то ломбард потеряет 80% своих клиентов. И существование нашего вида бизнеса будет поставлено под вопрос. Но спрос при этом останется, а значит, будут рождаться предложения и строиться новые финансовые пирамиды», – уверен Абзалилов.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: