Акимам сельских округов переформатируют сознание

12335

Первый год бюджета местного самоуправления в сельских округах Павлодарской области обнажил множество проблем.

Акимам сельских округов переформатируют сознание Фото: pavlodarnews.kz

Теперь все эти проблемы необходимо в срочном порядке решать, потому как со следующего года бюджет местного самоуправления (БМС) появится во всех сельских округах региона. И хотя перед вводом местного самоуправления глав округов уже обучали, а также обеспечили необходимой техникой, Интернетом и приобрели новые служебные автомобили, тем не менее, аким Павлодарской области Булат Бакауов намерен не наказывать акимов сельских округов, а пока еще есть время "переформатировать" их на новый режим работы.

В 2018 году в Павлодарской области БМС ввели в 32 сельских округах. В течение года в их казну поступило 530,9 млн тенге. При этом бюджет их составил 4,9 млрд тенге. То есть практически на 90% бюджет состоит из субвенций.

26 из 32 сельских округов завершили прошлый год с перевыполнением плана. Теперь они в дополнение к этой прибыли в качестве мотивации получат дополнительный трансферт в размере 100% от этой суммы. Эти деньги пойдут на развитие населенных пунктов. К примеру, в поселке Солнечный акимат на выделенные деньги намерен привести в порядок пляж, а в Иртышске – построить сквер.

Однако хорошие, на первый взгляд, показатели перестают быть таковыми при должном анализе. Значительное перевыполнение планов далеко не всегда говорит об эффективной работе акимата. В ходе расширенного совещания по вопросам местного самоуправления Алия Арынова, заместитель акима Павлодарской области, заявила о проблемах в вопросе помесячного распределения средств в бюджете. Так, в отдельных сельских округах плановые показатели по доходам отсутствуют, в связи с чем акиматы легко перевыполняют планы. К примеру, доходы не были запланированы в Черноярском сельском округе, хотя по факту на 1 марта в казну поступило 1,4 млн тенге. Аналогичные ситуации по району Теренколь и Достыкскому сельскому округу. Таким образом, все расходы осуществлялись только за счет поступления субвенций.

В других сельских округах с той же целью занижают прогнозные показатели по некоторым поступлениям, не имея на руках полной налогооблагаемой базы и динамики их фактического поступления за предыдущие годы. К примеру, в Красноармейском сельском округе в 2017 году собрали 4,3 млн тенге транспортного налога. На 2018 год здесь ставят прогноз на 2,8 млн тенге, в дальнейшем "уточняя" его до 2,7 млн тенге. По факту же за прошлый год в бюджет сельского округа поступило 4,2 млн тенге, что сопоставимо с уровнем 2017 года. Подобная ситуация с занижением прогнозных показателей отмечается и по другим видам налоговых поступлений.

К снижению результатов приводит частая сменяемость акимов сельских округов и их заместителей. По мнению Алии Арыновой, где аким заинтересован в качественном выполнении и работает на постоянной основе, вопросов по бюджету самоуправления не возникает. В течение 2018 года возникала проблема зачисления налогов и платежей на сельский уровень. К примеру, транспортный налог, который часто по ошибке зачислялся в бюджеты районов и городов. При этом, чтобы вернуть положенные деньги в сельский бюджет, акимам приходилось собирать заявления с налогоплательщиков и составлять регистры платежей. Только после этого органы государственных доходов возвращают средства.

Недостаточно хорошо акимы сельских округов работают и по части расширения налогового потенциала. Так, один из основных резервов на местах – это развитие бизнеса на селе. Доля индивидуального подоходного налога в общем объеме поступлений составляет более 40%. Тем не менее, в двух примерно равных по условиям развития населенных пунктах план по ИПН может различаться в несколько раз. К примеру, в поселке Ленинский при населении в 10 тыс. человек план составляет 8 млн тенге, в то время как в селе Щербакты с численностью населения в 8 тыс. человек – 20,5 млн тенге.

За прошлый год бюджет был исполнен на 99,7%. Основная причина неосвоения – недостаточность средств на контрольном счете наличности из-за неправильного зачисления уровней бюджета. Еще одна проблема – систематические возвраты платежей органами казначейства. В течение всего прошлого года было зафиксировано 1,5 тыс. подобных возвратов. В этом году ситуация повторяется. Только за I квартал 2019 года – 220 возвратов счетов.

"Факты возврата говорят о слабом профессиональном уровне счетных работников и частой их сменяемости. Во многих сельских округах вакансии бухгалтеров не заполнены", – сообщила Алия Арынова.

Несмотря на все допущенные огрехи, аким Павлодарской области Булат Бакауов заявил, что все, кто занят в данном вопросе, должны помочь акимам сельских округов правильно начать работу.

"Я не собрался здесь кого-то ругать или наказывать. Сегодня мы должны расставить все точки над i. У акимов на местах должна быть заинтересованность в том, чтобы максимально способствовать обеспечению своевременного поступления местных налогов, увеличению налогооблагаемой базы, развитию предпринимательской деятельности, поскольку это увеличит доходную часть бюджета округа. Следовательно, будет гораздо больше возможностей и для реализации программ развития населенных пунктов. Нужно полностью переформатировать сознание акимов сельских округов", – сказал Б. Бакауов.

Руслан Логинов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться