Принудительные выселения казахстанцев с нарушениями – явление достаточно распространенное. История с алматинским стрелком, который расстрелял пять человек, пытавшихся выдворить семью из дома, только показатель глубины проблемы. В Фонде развития парламентаризма в Казахстане провели анализ соблюдения жилищных прав в стране и пришли к неутешительному выводу, передает inbusiness.kz.
Особенно проблема проявились в период коронавирусной пандемии.
"Пандемия Covid-19 уже подтвердила существующие проблемы в области права на жилище в Казахстане. Несмотря на многочисленные рекомендации международных экспертов и гражданского общества в Казахстане, правительством не были приняты меры для защиты данного права в нашей стране. Принудительные выселения имели место во время карантина, пандемии и даже самого жесткого локдауна в самом начале, в 2020 году. Правительство, с одной стороны, твердило – самоизолироваться и оставаться дома. Но в то же время мы видели и фиксировали случаи, когда бесконечно много людей страдает от принудительных выселений в период карантина, пандемии", – отметил на II Региональном Центрально-Азиатском форуме по праву на достаточность жилища ведущий эксперт-юрист Фонда развития парламентаризма в Казахстане Алишер Кожагулов.
По его данным, большинство принудительных выселений в локдауны проводилось в отношении неплатежеспособных заемщиков банков второго уровня и должников по коммунальным услугам. Практически все пострадавшие от принудительного выселения по этим причинам отмечали, что во время карантина лишились доходов из-за отсутствия работы и возможностей ежемесячно вносить взносы.
Также достаточно часто жилищные права нарушаются при изъятии земельных участков под государственные нужды.
"При этом предлогом для изъятия под государственные нужды акиматов служат строительство дорог или торговых центров. Ранее мы приводили пример, когда акимат изымал участки у людей ради строительства департамента Комитета национальной безопасности. Мы не раз делали заявления о том, что происходит колоссальное давление на жильцов, которые находились в то время там. Они были вынуждены согласиться на мизерную компенсацию, которую предложило государство взамен альтернативного жилья. На нее невозможно было приобрести другое равнозначное жилье в том же районе или ближайших районах Алматы", – сказал эксперт-юрист Фонда развития парламентаризма в Казахстане.
Во время карантина продолжились случаи принудительных выселений из аварийных домов, когда акиматы решали, что находиться в жилище опасно и угрожает жизни, здоровью.
"Казалось бы, это международная правильная практика, чтобы сохранить безопасность человека, его жизнь и здоровье. В то же время мы понимаем и зафиксировали случаи отсутствия предоставления какой-нибудь компенсации или другого временного жилья, альтернативного жилья, когда люди оставались на улице в этот момент", – констатировал спикер.
По словам Алишера Кожагулова, во время карантина в стране отмечался рост домашнего насилия. Что становилось причиной лишения крова жертв "кухонных бойцов".
"По нашим данным, 52% всех опрошенных, которые пострадали от принудительного выселения, фактически остались на улице. У них не было денег на аренду жилья, им просто некуда было идти. Они отмечали, что вынуждены были обращаться ко всем неформальным, формальным методам своей защиты. Зачастую они выбирали помощь друзей или родственников, чтобы временно как-то переждать процесс, когда их принудительно выселили. Из этого числа 38% отмечали, что они находились на грани выживания. У них не было денег ни на лекарство, ни на еду", – сказал он.
Но хуже всего во время пандемии в Казахстане пришлось арендаторам наемного жилья. 10% выселенных из съемных "квадратов" отметили, что арендодатель делал это необоснованно.
"То есть владельцы жилья могли прийти ночью и просто заставляли выехать. Во время пандемии цены на арендное жилье очень сильно подскочили даже для тех, кто ранее арендовал жилье. Мы можем сделать выводы, что в целом повышение цен по стране на 20% повлекло за собой выселение. Потому что люди не смогли потянуть аренду, потеряв доходы. Даже с компенсацией 42 500 тенге они не смогли оплачивать аренду, в том числе когда ее стали повышать. Отсутствие регулирования арендного рынка жилья в Казахстане, непроработанность регулирования цен, дискриминация и выселения ставят под вопрос право на жилище и его возможности реализации и защиты от выселения", – подчеркнул правозащитник.
Практиковали арендадатели и требования задатков за два, а то и шесть месяцев вперед. Новые условия они объясняли чаще всего снижением собственных доходов. Новую ставку осилить для арендаторов было невозможно, и они покидали съемные квадраты.
"Больше половины опрошенных, 55% арендаторов жилья, лишились работы, потеряли все свои доходы. Они в основном жили от зарплаты до зарплаты или имели те накопленные средства, которые не могли покрыть ежемесячно арендную плату. Вследствие чего арендодатели просили выселиться из данного жилья. Арендаторы давали от 3 до 5 дней на поиски жилья для того, чтобы съехать тем, кто арендует. Каждый четвертый отмечал, что выселение происходило с грубыми оскорблениями и даже с применением огромной физической силы", – сообщил Алишер Кожагулов.
Пострадавшие от принудительных выселений, среди которых и собственники жилья, и арендаторы, обращались в государственные органы, НПО. В частности, в акиматы, в центры социальной защиты населения, в суды, в полицию, в партию Nur Otan.
"К сожалению, половина из них отметили, что так и не получили никакой помощи от государства. А еще 30% отметили, что помощь, которую они получили, не соответствует ожиданиям, на которые они рассчитывали", – сказал спикер.
Карина Алимова