Пассажирооборот в авиаотрасли в Казахстане за девять месяцев сократился более чем в два раза по сравнению с прошлом годом, сообщил управляющий директор аэропорта Сары-Арка Руслан Габбасов, говоря о последствиях пандемии.
"За январь-сентябрь 2020 года авиакомпании страны перевезли 3,8 млн человек. Это на 40 процентов меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Так, в сентябре авиаперевозки составляли 608,5 тыс. пассажиров – на 13,1% больше по сравнению с августом текущего года, однако на 19,7% меньше, чем в сентябре прошлого года", – сказал г-н Габбасов, выступая на недавно прошедшей онлайн-конференции "Argus. Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии – 2020".
Он напомнил, что ограничения в связи с пандемией по авиаперелетам начались в марте текущего года и длились практически до июня текущего года. Спрос на пассажирские перевозки в августе продолжал сильно падать по сравнению с нормальным уровнем, пассажирооборот снизился на 75,3% по сравнению с августом 2019-го.
"Восстановление пассажирских авиаперевозок вновь было остановлено в середине августа из-за возобновления государственных ограничений перед лицом новых вспышек COVID-19", – напомнил г-н Габбасов.
В результате по итогам девяти месяцев доходы авиакомпаний республики заметно уступили прошлогодним показателям: в денежном выражении сокращение составило 54,3%, до 135,8 млрд тенге.
"Такая отрицательная динамика наблюдается впервые за последние четыре года. Так, национальный авиаперевозчик Air Astana в январе-сентябре 2020 года получил 35,964 млрд тенге чистого убытка против 9,095 млрд тенге чистой прибыли годом ранее, а Qazaq Air получила порядка 10 миллиардов тенге убытка", – уточнил спикер.
Всего доходы компаний в январе-сентябре снизились в 2,1 раза и составили 114,508 млрд тенге, в том числе пассажирские перевозки снизились в 2,3 раза, до 103,732 млрд тенге.
Руслан Габбасов еще раз перечислил причины сложившейся ситуации в отрасли: это закрытие государственной границы, установка санитарных постов между областями внутри страны, ограничение или сокращение количества частот между странами, отмена международных рейсов и, как следствие, низкая мобильность населения.
Он добавил, что такие авиакомпании страны, как Fly Arystan и SCAT, которые задействованы в основном на внутренних рейсах, вынуждены были сократить и отменить выполняемые рейсы из Караганды, что привело к снижению их количества на 32%.
"Хотя в 2020 году согласно планам развития нашего аэропорта Сары-Арка в Караганде показатель по отправленным пассажирам должен был увеличиться в сравнении с прошлым годом на 103%, но последствия COVID-19 отразились таким образом, что в реальности показатель 2020 года на текущий момент сократился на 52% в сравнении с 2019 годом", – рассказал г-н Габбасов.
При этом он отметил, несмотря на то, что пассажирские авиарейсы просели в период пандемии, транзитные грузоперевозки иностранных авиакомпаний (заправка и смена экипажа), напротив, заметно выросли, на 600 процентов в сравнении с 2019 годом.
"Фактический объем заправленного топлива на грузовых рейсах увеличился на 63% от планируемого объема на 2020 год, при этом объем заправленного топлива на пассажирских рейсах уменьшился на 280%", – сообщил г-н Габбасов.
По его мнению, восстановление авиапотоков сначала по внутренним, а потом с постепенным открытием границ и по международным направлениям ожидается уже в марте будущего года.
"В 2021 году после снятия ограничений в связи с пандемией, началом вакцинации начнется восстановление отрасли. Это приведет к постепенному росту авиарейсов по всем направлениям, что, в свою очередь, приведет к увеличению объемов потребления топлива на пассажирских рейсах на 194%", – резюмировал Руслан Габбасов.
Кульпаш Конырова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!