Начало осени выдалось богатым на перестановки ключевых политических персон в Казахстане. Наиболее заметным эксперты называют снятие Карима Масимова с поста премьер-министра республики и его назначение главой Комитета национальной безопасности, а также назначение Бакытжана Сагинтаева руководителем Кабмина. Среди других ключевых перестановок можно назвать освобождения от должности министра обороны Имангали Тасмагамбетова и его перемещение на пост вице-премьера правительства. Новым министром обороны стал начальник генерального штаба вооруженных сил Казахстана генерал-полковник Сакен Жасузаков. Берик Имашев отныне не министр юстиции, а глава Центральной избирательной комиссии, в свою очередь Минюст возглавил Марат Бекетаев, который работал заместителем руководителя администрации президента.
Было реорганизовано министерство по делам государственной службы, просуществовавшее меньше года, которое преобразовано в подотчетное президенту агентство по делам государственной службы и противодействия коррупции. Его председателем стал Кайрат Кожамжаров. Бывший министр по делам госслужбы Талгат Донаков стал заместителем руководителя администрации президента.
Также образовано новое министерство - по делам религий и гражданского общества, которое нагрузили частью функций и полномочий министерства культуры и спорта, связанных со взаимодействием с религиозными объединениями, а также взаимодействием государства и гражданского сектора, и функции министерства образования и науки в сфере молодежной политики. Главой министерства назначен Нурлан Ермекбаев, бывший секретарь совета безопасности, которого на прежнем посту сменил экс глава Комитета национальной безопасности Владимир Жумаканов. Дарига Назарбаева, занимавшая пост заместителя премьера указом президента была назначена депутатом сената парламента.
По избранной схеме
Политолог Султанбек Султангалиев считает, что логика кадровых перестановок, в том числе ключевых, к которым можно отнести назначение Карима Масимова на должность председателя КНБ, Имангали Тасмагамбетова на пост заместителя премьер-министра и избрание Дариги Назарбаевой депутатом сената, вполне соответствуют избранной схеме транзита власти. По его словам ускорение этого процесса вызвано не внутренними причинами, а исключительно внешним событием, а именно внезапным уходом из жизни президента Узбекистана Ислама Каримова.
"Новая должность Карима Масимова, на мой взгляд, лишь увеличивает фактическое влияние последнего на внутриполитические процессы и межэлитные отношения в Казахстане. Для Имангали Тасмагамбетова назначение на высокую должность в правительстве политических камикадзе по замыслу инициаторов такого хода является путевкой в один конец. Однако реалии политической жизни таковы, что потопить такой политический крейсер как Имангали Нургалиевич, практически невозможно. Появление Дариги Нурсултановны в сенате, поневоле вызывает к жизни очевидную двухходовую комбинацию конституционной передачи власти. Но я бы не стал считать такой простой вариант единственно возможным. Серьезная трансформация политической системы возможна только лишь после конституционной реформы. Пока же мы видим лишь подготовку к смене фасада, но не сути системы государственного управления. Особое внимание вызывает министерство по делам религий и гражданского общества. Исходя из видимых телодвижений власти и понимания их скрытых мотивов, можно утверждать, что новое министерство будет заточено на усиление контроля за религиозной сферой и НПО", - отметил г-н Султангалиев.
Исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда "Аспандау" Еркин Иргалиев заметил, что, исходя из принципа "Почему именно так, а не иначе?", который подходит как раз в подобные критические периоды, обращает на себя внимание, в первую очередь, временной фактор. Ведь начало перестановок - переход Масимова в КНБ и их завершение - утверждение состава нового состава правительства происходило именно до и после рабочей поездки президента в Самарканд.
По словам эксперта, полмесяца после фактической смерти главы соседнего и близкого государства было достаточно, чтобы понять логику, механизм и риски вынужденного транзита режима в ускоренном режиме. Отсюда теперь понятен характер, позиции и выбор персоналий для нынешнего старта "мягкой трансформации", как попытки совмещения стабильности и подготовки к "часу Х". В первую очередь, все это является информационным продуктом для "внешнего употребления". Адресаты - иностранные инвесторы и главы мировых держав - должны понять, что Казахстаном сполна учтены все последствия "узбекского урока". Отсюда не только нынешнее усиление позиций спецслужб за счет: 1) прихода политического тяжеловеса Масимова, 2) срочного принятия пакета "антитеррористических законов" на грани нарушения прав человека 3) ухода равновесного тяжеловеса Тасмагамбетова из силового блока, 4) назначения бывшего "главного спецслужбиста"-аналитика в Совет Безопасности, 5) создания нового министерства по надзору за религией и гражданским обществом во главе с профессиональным разведчиком.
Понятные сигналы
Еркин Иргалиев заметил, что перемещение Дариги Назарбаевой - это сигнал внешним наблюдателям, что предстоящий транзит в случае форс-мажора пройдёт в конституционных рамках силами триумвирата Назарбаева-Абыкаев-Токаев. В частности, об этом говорит и нынешнее обновление Центральной избирательной комиссии, необходимость которого вроде бы не актуальна в электоральной паузе, после завершения недавних выборных кампаний, подчеркнул он.
"Камбэк Тасмагамбетова в правительство можно оценить как ответ на самый острый сегодня вопрос - и, особенно, в последующем вызов времени - ухудшение социального самочувствия населения, не допустить "падения", которого пообещал глава государства в самом начале нынешнего политического сезона. Поэтому каждое новое назначение этого популярного "антикризисного менеджера - государственника" нужно рассматривать не в обычной аппаратной логике "понижение-повышение", в отличие от многих других персоналий, а в русле понимания главных трендов сегодняшнего дня - например, предпоследний "оборонный пост" как ответ на украинские события. Отсюда нынешний "горячий профиль" вице-премьера является очередным проявлением особого доверия со стороны президента. В целом, все эти перестановки вызваны больше "внешним фактором", чем внутренними причинами. Поэтому вряд ли приведут к какому-либо серьезному оживлению политического поля страны. Затрагивая больше определенные элитные передвижки среди основных групп влияния, и то лишь на центральном уровне. Все это уже и не совсем привычная "стандартная процедура перетасовки кадров", но еще совсем не ожидаемая "серьезная политическая трансформация". А скорее, прелюдия к основной фазе назревшего системного транзита, предпосылки к которому уже начали озвучиваться: местное самоуправление, сельхозкооперативы, земельные наделы под ИВС для населения", - заметил он.
Ставка на проверенные кадры
Политолог, экс-дипломат Казбек Бейсебаев также считает, что на кадровые перестановки определенное влияние оказал начавшийся транзит власти в Узбекистане и послужил неким катализатором.
"История показывает, что в процессе смены власти в странах с авторитарной системой управления ключевую роль играют руководители спецслужб и министерства обороны. Так было и так будет. В Казахстане по Конституции в руках президента сосредоточены большие полномочия. Поэтому и у нас кто будет руководить спецслужбой и военным ведомством в случае чего, имеет ключевое значение. Хотя при назначении Карима Масимова было сказано, что основная задача – это борьба с терроризмом, но следует заметить, что его предшественник как раз из структуры КНБ, которую он прошел от низов. По логике, с террористами должны бороться профессионалы, а не политики. Карим Масимов при назначении его второй раз премьером сказал, что он был и остается помощником Нурсултана Абишевича. Поэтому назначение преданного человека на должность председателя КНБ имеет свое объяснение с этой точки зрения. Имангали Тасмагамбетов давно находится в "обойме" президента и занимал разные должности и даже повыше, чем заместитель премьер-министра. О роли министра обороны в периоды смены власти мы также знаем из истории. Из советского прошлого Жуков при приходе Хрущева, а из недавнего – нынешний президент Египта Абдул-Фаттах Саид Хусейн Халил Ас-Сиси, который до прихода к власти был министром обороны. Полагаю, что при принятии решения по Тасмагамбетову руководствовались принципом: пусть министерством обороны руководит профессиональный военный, чем профессиональный политик. Назарбаевой в сенат? У нас по Конституции кандидатуру председателя сената выдвигает президент, и председатель сената может временно исполнять обязанности президента. Поэтому нахождение дочери сенатором для президента лучше, чем она была в правительстве. Насколько уместна отправка Берика Имашева в ЦИК? На первый взгляд, это обычная смена поколений. Однако, Берик Имашев тоже входит в ближайшее окружение президента и такой человек нужен в таком важном органе, как ЦИК и от которого будет зависеть, как будет проходить избирательная кампания в случае транзита власти. Эти перестановки рано или поздно должны были произойти. Другой вопрос, что никто не ожидал по персоналиям, но это обычный ход главы государства. Кризис и земельные митинги, конечно, тоже сыграли свою роль, но события в Узбекистане ускорили принятие решений. Политическое поле вряд ли оживится из-за перестановок. Но оно оживится из-за других причин. Ухудшение социально-экономического положения, рост разных протестных настроений и других вкупе будет все больше сказываться на политической жизни Казахстана. Это не стандартная перетасовка кадров, это начало подготовки власти к трансформации, а какая она будет это известно только самому президенту", - сказал Казбек Бейсебаев.
Прогнозы делать рано
Генеральный директор информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Рекеда считает, что отчасти нынешние перестановки - ответ на кризис и земельные митинги. Но по большому счету стержень президентской команды остался прежним, и в кадровом отношении и в "методологии" управления. Все главные фигуры в очередной раз переместились по кругу и расположились на новых местах. Из ближнего круга никто не выпал - не тянет такая перестановка на что-то сверхординарное. А то, что Карим Масимов скоро покинет премьерское кресло говорили уже с начала этого года.
Обращает на себя внимание, по словам эксперта, в большей степени перемещение Дариги Назарбаевой в сенат. Не линейное решение. С одной стороны, открывается путь к креслу второго человека в государстве - спикера сената. Но это все еще далеко не очевидная перспектива для Дариги Нурсултановны. Но можно найти и другое объяснение - кабинет Бакытжана Сагинтаева формируется под жесткие, непопулярные решения. Оставаться вице-премьером по социальному блоку при таких раскладах - подпортить "политическую карму". Вполне возможно, что ее таким образом вывели из-под возможного удара.
"Если говорить о Берике Имашеве, то ничего удивительного в этом решении как раз не вижу. Человек опытный, входит в "круг доверия" президента. Да и место на перспективу очень серьезное. Может не сейчас, но через какое-то время ЦИК будет важным инструментом в политических процессах. В целом пока сложно сказать приведут ли последние перестановки к оживлению политического поля Казахстана. Оживление может произойти, если ситуация в экономике еще более ухудшится. Тогда уже чисто аппаратными шагами проблемы не решить. Пока четких прогнозов на этот счет я не встречал - насколько серьезно выросли протестные настроения? А пока что правительство будет работать в "мобилизационном режиме", но сможет ли оно справиться с главной задачей - от антикризиса перейти к новым точкам роста? Если бюджет не получит тех средств, о которых говорил президент РК, то будет сложно достичь эту цель. К началу 2017 года станет ясно, есть ли реальные сигналы о преодолении острой фазы кризиса - тогда и можно будет давать более определенные прогнозы", - заключил Сергей Рекеда.
Аскар Муминов