/img/tv1.svg
RU KZ
Актобе как региональный центр развития

Актобе как региональный центр развития

Правительство утвердило схему развития Актюбинской агломерации.

14:07 27 Февраль 2018 2817

Актобе как региональный центр развития

Автор:

Ирина Севостьянова

Фото: liter.kz

В Актюбинскую агломерацию включены как сам город Актобе, так и населенные пункты шести районов области – Алгинского, Каргалинского, Хобдинского, Мартукского, Мугалжарского и Хромтауского.

Представляя схему на заседании правительства, министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек отметил, что для развития процессов агломерирования «необходимо увеличение численности населения как в ядре агломерации – городе Актобе, так и в центрах притяжения населения: в восточном направлении – город Хромтау, в западном – село Кобда, в северо-западном – село Мартук, в южном направлении – города Алга и Кандыагаш». В целом же ожидается, что численность населения агломерации к 2030 году увеличится в 1,5 раза.

В проекте развития агломерации упор делается на региональные особенности – ресурсные, минерально-сырьевые, производственные. Согласно плану, к 2030 году получат развитие высокотехнологичные отрасли, сфера инноваций, науки, торговли и услуг. Развитие должны получить также строительный, горнометаллургический, машиностроительный и медицинский кластеры, кластеры по нефтепереработке и выпуску железнодорожной продукции.

«Развитие индустриальной зоны в городе Актобе, создание индустриальных зон в г. Алга, Мугалжарском и Хромтауском районах позволит увеличить объем промышленного производства в 2,7 раза (с 982,5 до 2 614,2 миллиарда тенге) за счет увеличения инвестиций в 2,3 раза, – сообщил г-н Касымбек. – Диверсификация, технологическое перевооружение и кластерное развитие агропромышленного комплекса (развитие мясного, молочного и плодоовощного кластеров, развитие индустриально-аграрной зоны) будут способствовать росту объемов валовой продукции животноводства в три раза (с 60,4 до 180 миллиардов тенге) путем увеличения доли племенного поголовья скота на 15%, увеличения доли переработки мяса на 15% (с 34% до 49%) и доли переработки молока на 14% (с 33% до 47%) к 2030 году».

В рамках развития транспортно-логистического потенциала региона уже проделана масштабная работа. В частности, завершена реконструкция международного транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай, завершено строительство железнодорожных линий Хромтау – Алтынсарин, Жезказган – Саксаульская – Шалкар – Бейнеу.

Для увеличения мобильности населения, обеспечения свободного перемещения грузов предложен целый ряд проектов. Это строительство 63 километров автодорожных обходов Актобе, реконструкция коридора Центр – Запад на участке Кандыагаш – Макат, автодорог республиканского значения: Актобе – Атырау – граница РФ (на Астрахань), на участке Актобе – Кандыагаш, Актобе – гр. РФ (на Орск); капитальный ремонт пяти автодорог областного и 20 районного значения.

Также предусматривается строительство 143 километров электрифицированных железнодорожных линий (Бестамак – Курайлы и Бестамак – Хромтау), электрификация железнодорожных участков Актобе – Кандыагаш, Хромтау – Кандыагаш и Актобе – Мартук, модернизация железнодорожных вокзалов в городах Кандыагаш, Хромтау, Алга, селах Мартук, Жайсан, Тамды, Темир, Бестамак и Каратогай.

Предложено строительство транспортно-логистических центров в городах Актобе и Кандыагаш.

Кроме того, рекомендуется создание восьми транспортно-пересадочных узлов: в центре агломерации – город Актобе и на основных транспортных направлениях (Атырауское, Костанайское, Уральское, Оренбургское, Шубаркудукское, Орское и Мартукское) для регулирования транспортных потоков на территории агломерации.

Эти проекты, считает министр, будут способствовать усилению роли города Актобе как стратегического хаба страны.

С развитием региона необходимо решить и вопросы с обеспечением и населения, и бизнеса в инфраструктуре водо-, газо- и энергоснабжением. Поэтому предлагается строительство межсистемной воздушной линии 500 кВ Ульке – Атырау для обеспечения потребностей в электроэнергии агломерации и западного региона в целом. Также предусматривается реконструкция и модернизация существующих, строительство новых электросетей и сооружений (подстанций 110 кВ «Батыс», «Восточная», расширение ПС «Восточная» и других) и вовлечение в баланс возобновляемых источников энергии с привлечением частных инвестиций (ветровых станций 48 и 300 МВт в Каргалинском районе, солнечной станции в городе Алга) для обеспечения прогнозной потребности в электроэнергии в объеме 6,3 млрд кВт/ч к 2030 году.

Газификация агломерации достигнет 99% за счет строительства межгородских и межпоселковых газовых сетей.

Помимо инфраструктурных вопросов, потребуется решить и вопросы социальные. Так, согласно плану, к 2030 году количество мест в дошкольных организациях увеличится в 2,5 раза и составит 84,7 тысячи мест.

С учетом роста перспективной численности населения необходима ликвидация трехсменных и аварийных школ до 2020 года. К 2030 году количество ученических мест увеличится на 58% и составит 141,5 тысячи мест. Развитие амбулаторно-поликлинических организаций позволит увеличит количество посещений в смену на 56% (16,7 тысячи посещений в смену) к 2030 году. Жилищный фонд агломерации увеличится с 12 до 26 миллионов квадратных метров, при этом обеспеченность увеличится с 21 до 28 квадратных метров на человека к 2030 году.

Ирина Севостьянова