Не все хозяйства образцово-показательные
Как сказал аким Актюбинской области Ондасын Уразалин в начале визита министра в регион 5 сентября, сфера сельского хозяйства в области, несмотря ни на какие трудности, развивается стабильно. И, конечно же, гостя из столицы сразу же повезли на ударно-показательные объекты АПК. Хотя больше всего свои вопросы руководителю профильного ведомства хотели задать представители огромной когорты актюбинских сельхозтоваропроизводителей, потому что их у аграриев накопилось множество.
Молочно-товарная ферма, комбикормовый завод, передовое ТОО в сфере сельского хозяйства – это то, что любят показывать власти. Ну и то, что показали министру. Но реальные проблемы АПК региона как-то не принято афишировать, видимо. А они есть.
Буквально недавно посетил регион экс-руководитель управления сельского хозяйства Актюбинской области, а ныне сенатор Мухтар Джумагазиев. Был он и в составе десанта парламентариев, посетивших регион в январе этого года. Обещал решить вопросы аграриев. Да вот не срослось. Проблемы у сельхозтоваропроизводителей как были, так и остались. В основном страдают фермеры не самых крупных хозяйств. Вот об этом и завели разговор актюбинские аграрии на встрече с министром сельского хозяйства.
Не решайте для нас без нас!
Стоит отметить, что на встречу с руководителем профильного министерства прибыло около полусотни аграриев. Скорее всего, жаждущих диалога было больше, но многие не смогли приехать. Даже не все региональные СМИ присутствовали. Не пригласили. Странно. Встреча проходила во дворе Актюбинского сельскохозяйственного колледжа. Хотя по протоколу должна была состояться в актовом зале учебного заведения. Но фермеры устали ждать министра в душном помещении.
И опять раздражителем для министерства сельского хозяйства стало общественное движение (ОД) "Фермерский центр Актобе". Ответственный секретарь организации Александр Мандрыкин (глава КХ "Тлеу") и ее сопредседатель Руслан Шуиншалин (глава КХ "РусАрт") озвучили вопросы, волнующие фермеров региона.
"Мы этот вопрос поднимаем еще с осени прошлого года. Приезжали сенаторы, мажилисмены. Ничего не решили. Если не будет кардинальных перемен, то сельскому хозяйству в регионе будет не сладко. У нас сейчас четыре категории сельхозтоваропроизводителей: очень крупные, большие, средние и мелкие. Это что касается животноводства. Но весь парадокс в том, что 80% скота приходится на мелкие и средние хозяйства", – начал свою речь Александр Мандрыкин.
"Восемьдесят процентов? Так это статистика по всей стране", – сказал министр сельского хозяйства.
"Да. Но вопрос вот в чем. Мы, мелкие фермеры, если потеряемся в бизнесе, то уже не восстановимся. От нас всегда исходили конкретные предложения. Мы предлагали создать общественный совет при минсельхозе, куда входили бы по два человека от каждой области на период разработки и запуска той или иной аграрной программы. Все организационные расходы взяли бы на себя. Но время мы уже потеряли. Второй аспект – субсидии. Худо-бедно его с горем пополам решили. Третий вопрос – земельный. Проведение конкурса в нынешнем виде является не совсем правильным решением. Мы предлагали решать данный вопрос на основе местного самоуправления – через местные сельские сходы. Необходимо работать с местными акимами, ведь 80% земельных вопросов решается на местах.
Это вкратце. Хочу подвести такой итог: в целом нужны кардинальные изменения в модели подхода минсельхоза к развитию сельского хозяйства. Если мы этого не сделаем, то к осени мы не сдюжим. Экономически не вытянем. К тому же аграрии на сегодня закредитованы настолько, что у нас нет развития. Вопросы очень серьезные. С каждым хозяйством надо работать в ручном режиме. Мы семь месяцев потеряли, когда приехали после беседы с вами. За это время ровным счетом ничего не было сделано", – отметил ответсек ОД "Фермерский центр Актобе" Александр Мандрыкин.
Кто затеял безвыигрышную лотерею
По словам г-на Мандрыкина, до сих пор больным вопросом для животноводов является ситуация с российской компанией "КамАгро" (Республика Татарстан), которую аграриям представили два года назад в качестве оператора по поставке племенного скота из Чехии, так как мясной пояс России был закрыт под надуманным предлогом нодулярного дерматита. Пострадали 14 казахстанских фермеров, которые потеряли в общей сложности 1 млн евро
"Это просто серая схема. Мы вас просим от Актюбинской области – решите этот вопрос с "КамАгро". Мы от них не отстанем", – обратился к главе минсельхоза ответсек ОД, которого возмущенными выкриками поддержали животноводы.
"Общая сумма, на которую кинули только актюбинских фермеров, составила 185 млн тенге. На сегодняшний день скота не получили, а деньги ушли. Еще Нацбанк оштрафовал аграриев на 20%. Фермеры объявили голодовку. Один из них сейчас лежит в больнице. На нервной почве у него начались проблемы с селезенкой, которую пришлось удалить. Он уже просил привезти его сюда на носилках, чтобы встретиться с вами", – добавил Руслан Шуиншалин.
Колхоз – дело добровольное
Министр сельского хозяйства, выслушав фермеров, ответил:
"Хорошо. Все это я знаю. Ваши представители приезжали к нам. Но здесь история такая. Вы же выбрали сами "КамАгро" в качестве оператора, хотя вы и говорите, что вам его навязали…"
Но далее министру не дали продолжить:
"Нет, не навязывание. Но получилось так, что к вам приходят и говорят, к примеру: "Вот вам пять организаций – выбирайте, звоните туда". Но Иванов, Петров и Сидоров на контакт не идут, а вот Мырхамбаев отвечает: "Приходите". А нам куда деваться? По три-четыре месяца мы получаем деньги, которые необходимо вовремя освоить, чтобы не попасть под штрафные санкции", – привел довод сопредседатель ОД.
А дальше последовал довольно интересный мини-диалог.
Министр: "Вы же знаете, сколько мы занимались данным вопросом. Импорт скота из Чехии закрыли. Я лично выходил на президента Татарстана, направлял туда своих представителей. Вам же говорили, если считаете, что вам навязали "КамАгро" – пишите заявление в финпол. Но никто же из вас это не сделал.
Аграрии: "Писали!.. Писали!.. Писали!.."
Министр: "Я не знаю, у меня на руках ничего нет. Честно говоря, я не боюсь, что это сделал кто-то из наших сотрудников. Но если это так, то этот сотрудник должен отвечать.
Аграрии: "Руководитель областного сельхозуправления Кусайын Сарсембай лично агитировал!"
Министр: "Пишите в правоохранительные органы, пусть они сами разбираются. Тут решается вопрос, какая есть возможность списать этот долг. Кредиты (сроки. – Прим. авт.) продлили, штрафные санкции сняли".
Аграрии: "А Нацбанк? Восемь миллионов тенге штрафные санкции составили".
Министр: "Сейчас занимаемся этим".
Руслан Шуиншалин же в свою очередь подчеркнул, что у депутата мажилиса Нуржана Альтаева есть видеозапись, на которой представитель Агрокредитной корпорации подтверждает, что именно они рекомендовали в качестве оператора компанию "КамАгро". Фермер обратился к министру сделать запрос этой записи у депутата.
"Я бы мог и не заниматься этой проблемой. Но мы же работаем по ней. И с Нацбанком решается вопрос. Но я не всемогущ. Обещаю, что все ваши вопросы решим", – ответил министр.
Встреча прошла эмоционально. По ее завершении Александр Мандрыкин сказал inbusiness.kz: "Разошлись миром. Министр обещал помочь. Посмотрим".
Семён Данилов
Подпишитесь на наш канал Telegram!