Общие инвестиции в проект DAR Bazar составили 220 миллионов тенге. При этом разработчики затрудняются сказать, когда выйдут на окупаемость. Вместе с тем они уверены, что составят конкуренцию таким площадкам, как OLX и AliExpress (принадлежит компании Alibaba Group). Основатель IT-компании DAR Алидар Утемуратов сообщил, что предлагает предпринимателям не только новую торговую площадку, но и управление логистикой. Компания основала два проекта: торговую площадку DAR Bazar и логистическое предприятие DARLogistik. Весной этого года разработчики запустили торговую площадку в пилотном режиме. Теперь представители компании DAR объявили, что платформа начала работать без каких-либо ограничений
"Наша цель – создавать выручку для наших партнеров и расти вместе с ними", – объяснил г-н Утемуратов.
В будущем Алидар Утемуратов рассчитывает, что у компании DAR появятся инструменты, которые позволят фондировать оборотные средства партнеров, наладить продажи в рассрочку клиентов.
Сервис будет зарабатывать на комиссиях с продаж. За свои услуги компания взымает 5-7% в зависимости от номенклатуры товаров.
К концу года IT-компания планирует привлечь около миллиона активных пользователей. По словам г-на Утемуратова, расчет делается на то, что сегодня производителю сложно создать интернет-магазин (по сведениям abctv.kz, от 50 тысяч до 100 тысяч долларов в среднем, чтобы он функционировал в правильном понимании e-commerce). Для этого нужны хорошие IT-специалисты, а если их нет, то нужно прибегать к чьим-то услугам, пояснил Алидар Утемуратов. Кроме того, производителю приходится не только выпускать товар, но и обучаться цифровому маркетингу, SMM, контекстной рекламе, и на это уходит очень много усилий. Г-н Утемуратов также отметил, что проблемой является хранение и доставка товаров. DARLogistik, которая имеет свои склады и курьерскую службу, предлагает взять на себя эти вопросы. Логистическая компания уже обслуживала крупный интернет-магазин Lamoda.
По словам г-на Утемуратова, преимущество DAR Bazar в том, что на площадке предлагаются в первую очередь отечественные товары, работа ведется напрямую с производителями. К тому же собственный склад и логистическая компания позволяют выигрывать в скорости доставки.
"Чтобы привлечь клиентов, необходимо вкладывать деньги в PR. Предоставляя обувь DARBazar, мы отдаем комиссию. Это те же деньги, которые бы затратили на рекламу. Три дня назад мы заключили договор. Обувь – это такой товар, который нужно мерить. Поэтому доля продаж в Интернете у нас составляет 7%. При этом 70% клиентов узнают о нас в Интернете", – сообщил директор обувной компании Shoesrepublic.kz Даурен Раманкул.
Стоит отметить, что наиболее популярные торговые площадки в Казахстане – это OLX и satu.kz, но они не являются местной разработкой. Также они функционируют без услуг логистики, но имеют хорошие позиции при поисковых запросах.
Кроме того, по данным казахстанской интернет-ассоциации, сейчас ежедневно через Alibaba в страну в среднем приходит около 8000 посылок.
Также стоит отметить, что в 2016 году в Астане представитель AliExpress по России и странам СНГ Марк Завадский заявлял, что вслед за Россией казахстанские интернет-магазины в скором времени получат возможность торговать через Alibaba. Однако самым главным вопросом для Alibaba тут является не столько логистика, сколько достаточное предложение товаров у местных производителей.
Между тем генеральный директор компании по созданию интернет-магазинов ILAB Владимир Денисов считает, что зачастую интернет-магазины начинают свой бизнес с обслуживания на таких серверах.
"Это классическая схема. DARBazar станет агрегатором малого бизнеса, только если компания DAR сумеет наладить маркетинг и качественно заняться продвижением проекта", – считает г-н Денисов.
Он отметил, что, к сожалению, статистика говорит не в пользу торговых площадок: 80% таких стартапов закрывается из-за нехватки финансов. По мнению г-на Денисова, это полноценный бизнес, в который нужно инвестировать.
"Есть удачные примеры в России. Например, Wikimart. Это торговая площадка, объединяющая 8000 интернет-магазинов с различными категориями товаров. Компания была основана в 2008 году двумя студентами – Камилем Курмакаевым и Максимом Фалдиным, которые в 2014 году вошли в топ-100 российских интернет-миллионеров. Они сумели удержать свой рынок.
Но есть и другие примеры. Восемь лет назад в Алматы был презентован первый бизнес-портал Казахстана, весь город был завешан билбордами. Расходы на проект составили около миллиона долларов. Офисы ТОО "Первый бизнес-портал Казахстана" были во всех городах Казахстана, но через полгода они закрылись. Размах должен быть, но лучше этот бизнес развивать постепенно. Это все равно, что пойти в спортзал и пытаться поднять сразу 100 килограммов", – пояснил он.
Римма Гахова