На сегодня деятельность ритейлеров, реализующих товар в социальных сетях, таких как, к примеру, Instagram и на крупных торговых интернет-площадках законодательно никак не регулируются. В отличие от обычных магазинов, работающих в оффлайне, они не платят никакие обязательные сборы, получая при этом чистый профит без пополнения госказны налогами. Такая схема позволяет сохранять и приумножать свои средства в тени. Но этой системе может прийти конец. В комитет государственных доходов министерства финансов Казахстана планируют решить проблему уже в следующем году.
"Мы изучаем эту проблему, и по итогам ее рассмотрения мы примем изменения в части налогового законодательства и организационной части. В части информационных технологий мы тоже будем совершенствоваться.Мы будем готовить законопроект уже на следующий год, он будет или в первом или во втором полугодии. Время покажет", - сказал заместитель председателя комитета госдоходов Аргын Кипшаков в кулуарах семинара на тему "Администрирование и аудит интернет-торговли".
Что касается ситуации на сегодня, то пока сотрудникам ведомства приходится вылавливать таких Instagram-продавцов "вручную".
В Казахстане, по данным Интернет- ассоциации, числится 50 крупнейших компаний страны, чья деятельность основана только на торговле на просторах всемирной паутины. Все они работают легально, соответственно, платят налоги. К их числу относится популярный интернет-магазин La moda, который за 2015 пополнил бюджет страны, заплатив налоги на один млрд тенге.
Однако в противовес отечественным интернет-магазинам действуют иностранные торговые интернет-площадки, а также продавцы, реализующие товар в соцсетях, которые пока никак не связаны с государством обязательствами по уплате обязательных сборов и налогов.
Такая разница создает несправедливую систему для деятельности интернет-коммерции, считают эксперты.
Это поле необходимо легализовать и заставить платить налоги уже торгующих и только-только заходящих на внутренний рынок страны представителей торговых интернет-площадок.
"Нужно легализовать это поле, потому что экспансия китайских компаний на российский рынок показывает, что они очень легко и просто могут убить весь местный рынок. Нам очень важно чтобы иностранные компании заходили в Казахстан, легализовывали бизнес, платили налоги и участвовали со всеми на равных на нашем рынке", - считает глава Интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров. Введение системы по уплате налогов нисколько не спугнет таких крупных игроков, как Alibaba, eBay, Ali express и других. Причина тому - платежеспособность казахстанцев. По ассоциации, в 2015 году казахстанцы потратили почти 156 млрд тенге на интернет-покупки, а за 9 месяцев 2016 года около 100 млрд тенге.
"Почему к нам приходят иностранные компании? Потому что нас мало, но казахи любят платить. Мы очень платежеспособные. Я уверен, что иностранные компании придут к нам и легализуют свой бизнес", - сказал он. Дело, по его словам, остается за малым - создать все условия для того, чтобы этим игрокам самим было выгоднее регистрироваться и уплачивать налоги, чем отсиживаться в тени.
Его коллега из России - исполнительный директор Ассоциации интернет-торговли Артём Соколов придерживается аналогичного мнения.
Торговые интернет-площадки, заходя на внутренний рынок страны должны платить налоги, как и локальные ритейлеры. Так, по его словам, в Российской Федерации уже нашли выход из положения и предложили правительству ввести НДС-регистрацию.
Речь идет о том, что иностранная компания будет иметь возможность удаленно через личный кабинет налогоплательщика зарегистрироваться в федеральной налоговой службе России и уплачивать налоги напрямую в бюджет страны, в которую она отгружает свои товары. Иначе говоря, налог на добавленную стоимость должен уплачиваться в той стране, где образуется прибыль.
Артем Соколов уверен: именно такой подход позволит сохранить добросовестную конкуренцию.
"В противном случае у иностранных компаний или тех, кто выбирает оффшорную или безналоговую модель торговли, появляется необоснованное конкурентное преимущество не за счет того, что они лучше или сервис интереснее, а только за счет того, что они имеют возможность не платить целый ряд издержек, которые должны закладывать в любом случае в свою бизнес-модель локальные ритейлеры. Именно это позволяет справедливым образом перелить налог на добавленную стоимость между разными странами", - пояснил он.
Что касается торговли через Instagram, то пока эта проблема в России, как и в Казахстане, не нашла своего решения.
"Мы специально не отслеживаем социальные сети. У нас такой практики нет. Пока только в стадии разработки находится законопроект, который предусматривает реализацию товаров таким способом. А пока у нас это стихийно идет", - сказал господин Соколов.
В Казахстане пока изучают все возможные механизмы. Окончательное решение будет известно позже.
Саяжан Каукенова