Алик Шпекбаев: "У нас ситуация перевернутой пирамиды"

4334

Глава АППК РК рассказал в Усть-Каменогорске, как дальше будет бороться с коррупцией.

Алик Шпекбаев: "У нас ситуация перевернутой пирамиды" Фото: Ольга Ушакова

На текущей неделе Усть-Каменогорск посетил председатель агентства РК по противодействию коррупции Алик Шпекбаев. И, хотя главный антикоррупционщик страны не является здесь редким гостем, пожалуй, впервые он уделил региону сразу два дня. Как говорят в департаменте агентства по противодействию коррупции по ВКО, это знаменует новую веху в борьбе с коррупцией. 

23 декабря здесь торжественно открылся новый сервисный центр ANTIKOR ORTALYGY, инициатором которого как раз является Алик Шпекбаев.

Без высокого забора

Новый сервисный центр ANTIKOR ORTALYGY, как предполагают в департаменте агентства по противодействию коррупции по ВКО, сделает помощь антикоррупционщиков доступнее для граждан. Новое здание, которое находится рядом с департаментом агентства по противодействию коррупции, в отличие от него, не огорожено высоким забором и не имеет контрольно-пропускного пункта. На первом этаже гражданам обещают оказывать юридическую консультацию, в том числе в рамках проекта "Шыгыс адалдык аланы", записаться на прием к руководству, обратиться в пресс-центр. Весь личный состав управления превенции и добропорядочности будет располагаться на втором этаже здания. Сумма затраченных средств на постройку нового здания под сервисный центр пока не называется, но в департаменте агентства по противодействию коррупции по ВКО inbusiness.kz заметили, что "все это сделано для людей".

Сам Алик Шпекбаев был настроен очень оптимистично, много рассуждал о превенции и добропорядочности. На встрече с общественниками в сервисном центре он сказал, что вверенное ему ведомство делает акцент на формировании антикоррупционной культуры и грамотности и уже добилось определенных успехов.

По его словам, общественность принимает самое активное участие в снижении и минимизации коррупционных проявлений, а офис "Шыгыс адалдык аланы" является одним из лучших в стране, и сама организация работы в нем поставлена "на очень высоком уровне" благодаря поддержке со стороны общественности.

"За последние три года наблюдается незначительное снижение коррупционных проявлений в стране. Это говорит о том, что и общество пробудилось, и, соответственно, есть отдача. Мы же критикуем правоохранительную систему, государственные органы, которые недостаточно обеспечивали качество услуг нашему населению. Сегодня изменился и облик наших госслужащих, и этика выросла. Очень многое сыграло с точки зрения контроля, как гражданского, так и общественного", – сказал г-н Шпекбаев.

Как он заметил, "повышается этичность и добропорядочность наших госслужащих". В будущем антикоррупционное ведомство он видит "открытым, профессиональным, эффективным" и защитником граждан и институтов от коррупции. С прошлого года в более чем ста акиматах по стране уже открыты сервисные центры. Он рассказал, что создан информационно-пропагандистский штаб для пропаганды принципов добропорядочности, создания "антикоррупционного иммунитета". 

"Добропорядочный человек никогда не берет взяток, я просто рассказываю это вам… Постепенно мы будем это культивировать, идеологию добропорядочности. Это честность, неподкупность, справедливость, благожелательность, законность, – сообщил Алик Шпекбаев. – Последнее изменение – введение института отставки, персональной ответственности первого руководителя за непринятие мер по противодействию коррупции, это восстановление антикоррупционной экспертизы. Координирующая роль сегодня определена за агентством. Это вопросы, связанные с проведением социальных исследований в области противодействия коррупции, определения ее уровня как в государственном секторе, так и в частном".

Он рассказал, что недавно побывал в Австрии и странах Юго-Восточной Азии. Там 80% личного состава аналогичных служб занимается превенцией и антикоррупционным просвещением, а 20% – уголовно-правовыми мерами, карательно-репрессивными.

"У нас ситуация перевернутой пирамиды, – считает он. – Больше 80% занимаемся карательными мерами, и 20% – превентивными. Но я сторонник того, чтобы за счет гражданского общества, а не правительственного сектора у нас больше людей работают в противодействии… Позитивного очень много".

По его словам, уже 71% государственных услуг оказывается в электронном формате и с помощью ЦОН – 16%. На следующий год правительство поставило планку, что страна перейдет к международным стандартам. 90% всех услуг будет оказываться через электронный мобильный формат.

"Мы полностью искореним бытовую коррупцию в самой коррумпированной сфере с советского периода", – обнадежил он.

Антикоррупционщикам улучшат жилищные условия

Алику Шпекбаеву во время посещения сервисного центра презентовали проект жилого комплекса, в котором сотрудники антикоррупционного ведомства могут приобрести квартиры на льготных условиях. Ориентировочно от 100 тыс. тенге за 1 кв. метр жилья. Строительство жилого комплекса финансирует сам застройщик – ТОО "Жигер". Сейчас ведется разработка проектно-сметной документации, в мае 2020 года планируется начать строительно-монтажные работы. По словам застройщиков, сдать в эксплуатацию первые два дома собираются уже в конце 2020 года. Дополнительно рассматриваются механизмы реализации квартир через АО "Жилстройсбербанк" и банки второго уровня.

24 декабря шеф всех борцов с коррупцией посетил вместе с главой региона Даниалом Ахметовым его общественную приемную, ситуационный центр – "сердце" внедренной в этом году системы "Сергек", фронт-офис сопровождения инвесторов по принципу одного окна. 24 декабря в общественной приемной акима ВКО намечался прием граждан по личным вопросам Даниала Ахметова и Алика Шпекбаева.  Правда, просителей здесь оказалось немного – судя по всему, чтобы не "ломать программу" высокому гостю, о предстоящем мероприятии жителей ВКО не оповещали. Журналистов удалили из зала вскоре после того, как два посетителя задали главе антикоррупционного агентства свои вопросы.

Также Алик Шпекбаев стал участником студенческого антикоррупционного форума, побывал в школе добропорядочности на базе гуманитарного колледжа, в Центре обслуживания студентов.

Ольга Ушакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться